Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 2 осенняя сессия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон от 03.12.12 г. № 238-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(внесёны Президентом России, приняты ГД 20 ноября 2012 г.)

Согласно нормам закона СФ формируется по непартийному принципу.

Требования к кандидатам в члены СФ:

  • гражданин РФ,
  • возраст – 30 лет,
  • безупречная репутация,

· постоянное проживание на территории соответствующего субъекта РФ в течение 5 лет, предшествующих выдвижению (требования к времени постоянного проживания не распространяются на членов СФ, депутатов ГД, либо лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы или замещавших, указанные должности в течение 5 лет).

Определены две различные процедуры наделения полномочиями члена СФ – представителя от законодательного (представительного) органа и представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ:

· наделение полномочиями члена СФ - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию 3 кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена СФ. Список кандидатур и сведения о них представляется кандидатом на должность высшего должностного лица гос. власти субъекта РФ в избирательную комиссию одновременно с документами необходимыми для его регистрации. Сведения о кандидатурах размещаются на информационном стенде в помещении для голосования с указанием представившего кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а также могут доводиться до избирателей иными, предусмотренными способами;

· наделение полномочиями члена СФ - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. В основном сохраняется действующий порядок. Решение о наделении полномочиями принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение 1 месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в СФ от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа.

Исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена СФ по инициативе губернатора или законодательного органа субъекта РФ.

Определен порядок наделения полномочиями нового члена СФ в случае досрочного прекращения полномочий члена СФ в период с 01.01.2013 г. до дня голосования на выборах в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ.

Закон вступил в силу с 01.01.2013 г. При этом член СФ, избранный (назначенный) до вступления в силу данного ФЗ, продолжает исполнять свои полномочия до наделения полномочиями нового члена СФ.

Выступление от фракций по мотивам (третье чтение, по обоим законопроектам):

Иванов С.В. (ЛДПР): «Для нас, конечно, так и остались без ответа те вопросы, которые мы задавали. Почему, собственно, при принятии Конституции Совет Федерации у нас оказался на особом таком положении? То есть депутат не имеет права заниматься ничем, возраст у него ограничен - с двадцати одного года, ну и ещё куча различных ограничений, то же самое в отношении президента, а в отношении Совета Федерации ничего этого абсолютно нет, кто угодно может быть членом Совета Федерации!».

Коломейцев Н.В. (КПРФ): «Сегодня вот этот очередной порядок формирования предполагает, что в Закcобрание будет избран один из депутатов. И я вам могу хоть завтра сказать уже, глядя на список любого субъекта, кто из депутатов будет членом Совета Федерации. Вот где-то будут выборы - я вам скажу, кто у вас в Законодательном Собрании будет членом Совета Федерации. Что касается исполнительного органа, опять оставляется возможность, чтобы люди, прихожане денежные могли быть направленными для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Мы глубоко убеждены, что эта практика порочная по своей сути, потому что, например, с тех времён, когда были изгнаны губернаторы и председатели, ни один член Совета Федерации от Ростовской области никогда не проживал на территории области. Мы категорически против такого Совета Федерации, потому что глубоко убеждены: это не отражает ни национальных, ни экономических интересов ни субъектов, ни Российской Федерации. Мы за прямые выборы членов Совета Федерации.».

Плигин В.Н. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Принимаемый сегодня закон, несомненно, является примером дальнейшего развития демократических институтов. Законопроектом очень точно устанавливается, что кандидат на должность руководителя субъекта Российской Федерации обязан избирателям субъекта Российской Федерации представить кандидатуры тех лиц, из числа которых в дальнейшем он будет назначать члена Совета Федерации, что является расширением демократических институтов. Таким образом, избиратели субъекта Российской Федерации будут иметь представление о той группе людей, о той команде, если хотите, которая в дальнейшем будет отождествляться с регионом и руководителем региона, о том, какого рода людей он приглашает участвовать в дальнейшем в управлении регионом и кто будет представлять регион».

Итоги голосования (третье чтение) по законопроекту «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

92 деп. (100%)

0

3

СР

2 деп. (3,1%)

0

Не голосовало 62 деп. (96,9%)

4

ЛДПР

1 деп. (1,8%)

0

Воздержался 1 деп. (1,8%)
Не голосовало 54 деп. (96,4%)

Итого

240 деп. (53,3%)

92 деп. (20,5%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 117 деп. (26%)

Итоги голосования (третье чтение) по законопроекту «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

1 деп. (1,1%)

91 деп. (98,9%)

0

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовал0 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

0

0

Воздержался 1 деп. (1,8%)
Не голосовало 55 деп. (98,2%)

Итого

300 деп. (66,7%)

91 деп. (20,2%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 58 деп. (12,9%)

Законопроект № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании».

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении
21 ноября 2012 г.)

Законопроект направлен на правовое закрепление системы государственного стратегического планирования, состоящей из государственного прогнозирования, программно-целевого и территориального планирования и мониторинга реализации документов государственного стратегического планирования.

В законопроекте регламентируются полномочия участников системы государственного стратегического планирования и определена иерархия соответствующих документов.

На федеральном уровне вводятся новые (взаимосвязанные между собой) документы стратегического планирования на долгосрочный период:

  • стратегический прогноз (до 30 лет);
  • прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочный период (на 12 и более лет);
  • долгосрочная бюджетная стратегия РФ на период, не превышающий период, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития на долгосрочный период.

В среднесрочном периоде законопроектом предложено вместо Программы социально-экономического развития РФ формирование Основных направлений деятельности Правительства РФ, а также завершение перехода к формированию государственных программ.

Сохраняется разработка ряда действующих документов:

  • долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ;
  • среднесрочный прогноз социально-экономического развития РФ;
  • Стратегия национальной безопасности РФ;
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития.

Определяются требования по их взаимной увязке и учету финансовых ограничений, исходя из долгосрочной бюджетной стратегии РФ.

Вводится также ряд документов территориального стратегического планирования, а также система взаимосвязанных документов стратегического планирования для субъектов.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

90 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (2,2%)

3

СР

63 деп. (98,4%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

446 деп. (99,1%)

0

Не голосовало 4 деп. (0,9%)

Законопроект № 174995-6 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» .

(внесён депутатами ГД С.Е. Нарышкиным, А.Д. Жуковым, И.И. Мельниковым , принят ГД в первом чтении 12 декабря 2012 г.)

Законопроектом устанавливается новый порядок выдвижения кандидатур на должность Председателя, заместителя Председателя и аудиторов Счетной палаты (СП): кандидатуры для назначения на должность Председателя СП и аудиторов СП от Государственной Думы вносятся Президенту РФ Советом Государственной Думы по предложениям фракций Государственной Думы. Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя СП и аудиторов СП от Совета Федерации вносятся Президенту РФ Советом палаты Совета Федерации по предложениям соответствующих комитетов Совета Федерации. Президенту РФ вносятся не менее 3-х кандидатур на должность Председателя СП и не менее 3-х кандидатур на должность заместителя Председателя СП, из которых он выбирает одну и вносит ее, соответственно, в Государственную Думу или в Совет Федерации. Если ни одна из предложенных Президенту РФ кандидатур на должность Председателя СП, заместителя СП или аудиторов СП им не поддерживается, он может выдвинуть иного кандидата и представить его, соответственно, в Государственную Думу или в Совет Федерации для назначения на должность, соответственно, Председателя, заместителя Председателя или аудитора СП.

Из оснований досрочного освобождения от должности Председателя СП, его заместителя, аудитора СП исключено положение о предельном возрасте пребывания на занимаемой должности и вводится новое основание – утрата доверия в случаях, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции».

Устанавливаются виды аудита СП (финансовый аудит, аудит эффективности, стратегический аудит, аудит федеральных проектов (программ), аудит государственных и международных инвестиционных проектов, аудит федеральных информационных технологий, аудит контрактов). Вводится обязанность правоохранительных органов по предоставлению СП информации о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным им материалам.

Вводятся новые полномочия инспекторов СП:

· направлять запросы должностным лицам ФОИВ и их структурных подразделений, органов власти субъектов РФ, органов государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления;

· требовать от руководителей и других должностных лиц подконтрольных организаций представления письменных объяснений по фактам выявленных нарушений, а также необходимых копий документов;

· знакомиться с информацией и со всеми необходимыми документами о финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных организаций;

· составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,6%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

87 деп. (94,6%)

0

Не голосовало 5 деп. (5,4%)

3

СР

61 деп. (95,3%)

0

Не голосовало 3 деп. (4,7%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого


440 деп. (97,8%)

0

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 9 деп. (2%)

Законопроект № 185348-6 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении
18 декабря 2012 г.)

Законопроект определяет правовой статус и компетенцию Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) и его аппарат – это государственный орган, обеспечивающий гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности (далее – СПД) и соблюдения указанных прав органами государственной власти, МСУ и должностными лицами.

Уполномоченный назначается Президентом РФ сроком на 5 лет с учетом мнения предпринимательского сообщества. Президент же может досрочно прекратить полномочия Уполномоченного. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на 2 срока подряд.

Уполномоченный рассматривает жалобы СПД на ненормативные правовые акты органов государственной власти, МСУ, должностных лиц, их решения или действия (бездействие), нарушающие права и законные интересы СПД в сфере предпринимательской деятельности.

В ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

· запрашивать в органах власти все необходимые документы;

· посещать органы государственной власти и МСУ, а по делам об экономических и налоговых преступлениях – посещать СИЗО, колонии и тюрьмы;

· с письменного согласия подателя жалобы – участвовать в выездных проверках, проводимых в отношении СПД в рамках государственного и муниципального контроля (надзора);

· выносить предписания по приостановлению ненормативных актов органов МСУ в соответствии с законодательством РФ.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан выполнить одно или несколько следующих действий:

· разъяснить обратившемуся его права, а также порядок и способы их защиты;

· передать жалобу в орган или должностному лицу, к компетенции которых относится ее разрешение;

· направить в адрес нарушителя заключение с указанием мер по восстановлению нарушенных прав;

· оспорить в суде незаконные акты или действия (бездействие) органов власти и должностных лиц;

· обратиться в суд с иском о защите прав группы СПД в случае их письменного согласия на это;

· обратиться в органы власти с заявлением о привлечении виновных лиц к ответственности.

Уполномоченный вправе давать заключения на проекты нормативных правовых актов органов власти всех уровней, затрагивающих права СПД. Орган власти обязан рассмотреть это заключение и уведомить Уполномоченного о результатах рассмотрения в месячных срок.

Предусматривается, что должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ (далее – Региональный уполномоченный) может учреждаться законом субъекта РФ, которым также определяется правовое положение, задачи и компетенция.

Регионального уполномоченного назначает губернатор по согласованию с Федеральным Уполномоченным с учетом мнения предпринимательского сообщества. Досрочно прекратить полномочия Регионального уполномоченного может губернатор по согласованию с Федеральным Уполномоченным.

Региональный уполномоченный рассматривает жалобы СПД, зарегистрированных на территории данного субъекта РФ, на решения и действия органов государственной власти субъекта РФ, территориальных органов ФОИВов, органов МСУ.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (98,7%)

0

Не голосовало 3 деп. (1,3%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

59 деп. (92,2%)

0

Не голосовало 5 деп. (7,8%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

440 деп. (97,8%)

0

Не голосовало 10 деп. (2,2%)