2012г. № 2 осенняя сессия
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный конституционный закон от 03.12.2012 г. № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
(внесены Президентом России, приняты ГД 23 ноября 2012 г.)
Закон устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки; определяет категории лиц, за расходами которых осуществляется контроль; порядок осуществления такого контроля, а также механизм обращения в доход РФ имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Предусматривается, что:
1) лицо, замещающее государственную должность, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка и другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Лицо, не выполнившее эту обязанность, подлежит освобождению от замещаемой (занимаемой) должности, увольнению с государственной или муниципальной службы как совершившее правонарушение;
2) в случае получения в установленном порядке достаточной информации о том, что лицом, замещающим такую должность, совершена сделка по приобретению земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за 3 последних года, предшествующих совершению сделки, в отношении их может быть принято решение об осуществлении контроля за их расходами, включающего в себя истребование от указанных лиц сведений о расходах, связанных с совершением такой сделки, об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, проверку достоверности и полноты предусмотренных сведений, а также определение соответствия расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, связанных с совершением такой сделки, их общему доходу;
3) решение об осуществлении контроля принимают уполномоченные должностные лица, государственные органы (подразделения государственных органов), подразделения либо должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, и оформляется в письменной форме. Определяются их полномочия при осуществлении контроля за расходами;
4) в случае, если в ходе осуществления контроля за расходами будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов указанного лица, а также расходов его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются в органы прокуратуры РФ;
5) имущество, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы, обращается в доход РФ по решению суда.
Вносятся корреспондирующие изменения в НК РФ, ГК РФ, УК РФ, ТК РФ, а также в ряд федеральных законов в части регламентации порядка представления сведений о расходах некоторыми категориями лиц. ГК РФ дополняется положением о том, что непредставление доказательств приобретения имущества на законные доходы является основанием для его обращения в доход РФ по решению суда. В ТК РФ вводится норма о том, что непредставление работником либо представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах и имуществе, а также о доходах, расходах и имуществе его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в случаях, предусмотренных законодательством, может являться основанием для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. В УК РФ вносятся изменения, согласно которым в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в кратном размере от стоимости взятки, штраф заменяется иным наказанием в рамках соответствующей статьи УК, при этом такое наказание не может быть условным. Положения НК РФ о налоговой тайне дополняются указанием на то, что поступившие в органы местного самоуправления и организации в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции сведения о налогоплательщиках приравниваются к налоговой тайне.
Законопроекты были поддержаны всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования по законопроекту "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
64 деп. (100%) |
0 |
0 |
4 |
ЛДПР |
56 деп (100%) |
0 |
0 |
Итого |
449 деп. (99,8%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,2%) |
Итоги голосования по законопроекту "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
64 деп. (100%) |
0 |
0 |
4 |
ЛДПР |
56 деп (100%) |
0 |
0 |
Итого |
449 деп. (99,8%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,2%) |
Итоги голосования по законопроекту "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
91 деп. (98,9%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (1,1%) |
3 |
СР |
64 деп. (100%) |
0 |
0 |
4 |
ЛДПР |
56 деп (100%) |
0 |
0 |
Итого |
448 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 2 деп. (0,4%) |
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
(внесён Правительством РФ, принят ГД 18 декабря 2012 г.)
Закон разработан в целях реализации Указа Президента РФ от 07.07.2012 г. № 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики". Законом предусматривается, что:
1) трудовой договор с руководителем учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора;
2) лицо, поступающее на работу на должность руководителя учреждения, а также руководитель учреждения ежегодно представляют работодателю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруги и детей. При этом проверка достоверности и полноты этих сведений осуществляется по решению учредителя учреждения.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение)
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
89 деп. (96,7%) |
0 |
Не голосовало 3 деп. (3,3%) |
3 |
СР |
56 деп. (87,5%) |
0 |
Не голосовало 8 деп. (12,5%) |
4 |
ЛДПР |
53 деп. (96,4%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,6%) |
Итого |
434 деп. (96,4%) |
0 |
Не голосовало 16 деп. (3,6%) |
Законопроект № 120809-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления запрета для государственных служащих иметь в собственности недвижимое имущество за рубежом, иметь счета в иностранных банках и ценные бумаги иностранных эмитентов).
(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», принят ГД в первом чтении 21 декабря 2012 г.)
Законопроектом предлагается ввести запрет для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, проходящим военную службу, сотрудникам МВД России, учреждений и органов ФСИН России, органов ФСКН России, таможенных органов, следственного комитета РФ, работникам органов прокуратуры РФ, государственным и муниципальным служащим, а также их супруге (супругу) и несовершеннолетним детям, иметь счет в иностранном банке на территории иностранного государства, иметь в собственности недвижимое имущество за границей, приобретать в собственность ценные бумаги иностранных компаний.
Законопроект устанавливает обязанность по отчуждению этого имущества, ценных бумаг и закрытию счетов, а также предлагается ввести уголовную ответственность с целью обеспечения указанного запрета.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (первое чтение)
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
234 деп. (98,7%) |
0 |
Воздержался 1 деп. (0,4%)
|
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
56 деп. (87,5%) |
0 |
Не голосовало 8 деп. (12,5%) |
4 |
ЛДПР |
55 деп. (98,2%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (1,8%) |
Итого |
443 деп. (98,4%) |
0 |
Не голосовало 7 деп. (1,6%) |