2012г. № 2 осенняя сессия
ЖКХ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ, ЗАЩИТА ПРАВ ДОЛЬЩИКОВ, КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ, УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ
Федеральный закон от 25.12.2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о создании системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов).
(внесён депутатами ГД и членами СФ, принят ГД 14 декабря 2012 г.)
Федеральный закон устанавливает правовые основы создания в субъектах Российской Федерации региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - МКД) и направлен на обеспечение своевременного проведения таких капитальных ремонтов, а также целевого использования денежных средств собственников помещений, собранных на эти цели.
Федеральный закон вносит изменения, в частности, в Жилищный кодекс РФ, дополняя его новым разделом IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Он определяет полномочия органов государственной власти РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта, планирования предоставления государственной и муниципальной поддержки на его проведение, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утверждают региональные программы капитального ремонта общего имущества в МКД. Очередность проведения капитального ремонта устанавливается исходя из критериев, которые установлены законом субъекта РФ и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке предусматривается проведение капитального ремонта МКД, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.
В Федеральном законе устанавливается порядок формирования фондов капитального ремонта как на специальном счете МКД, так и на счете регионального оператора. При этом предусматривается целый ряд мер по обеспечению сохранности денежных средств собственников помещений, собранных для проведения капитального ремонта, их целевого использования, а также по соблюдению законных интересов собственников помещений.
Размер минимального взноса на капитальный ремонт устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным ФОИВ. Он может быть дифференцирован по муниципальным образованиям с учетом типа и этажности МКД, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов конструкций и инженерных систем МКД.
Кроме того, законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный обязательный размер фонда капитального ремонта, по достижении которого обязанность собственников помещений МКД по внесению взносов на капитальный ремонт может быть приостановлена.
Предусматривается поддержка граждан с низкими доходами (взносы на капитальный ремонт будут учитываться при расчете субсидии на оплату жилья).
Контроль за формированием фондов капитального ремонта возложен на органы государственного жилищного надзора, которые, в частности, должны вести реестр специальных счетов МКД.
Законом устанавливается ответственность регионального оператора по возмещению убытков, причиненных собственникам помещений, в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Закон также сохранил возможность деприватизации жилых помещений и после 1 марта 2013 года.
Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
0 |
84 деп. (91,3%) |
Воздержался 1 деп.(1,1%)
|
3 |
СР |
0 |
2 деп. (3,1%) |
Не голосовало 62 деп. (96,9%) |
4 |
ЛДПР |
0 |
0 |
Не голосовало 55 деп. (100%) |
Итого |
|
237 деп. (52,7%) |
86 деп. (19,1%) |
Воздержался 1 деп.(0,2%)
|
Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения».
(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 21 декабря 2012 г.)
Закон направлен на создание единой системы регулирования коммунальных услуг, правовых основ для улучшения инвестиционного климата в сфере ЖКХ, в т.ч. за счет обеспечения перехода к долгосрочному тарифному регулированию, введения ответственности органов власти за пересмотр условий тарифного регулирования и обеспечения прозрачности инвестиционного планирования. Вводятся следующие положения:
· установление предельных индексов изменений тарифов на товары и услуги (в сферах деятельности организаций энергетики и коммунального комплекса, за исключением водоснабжения и водоотведения) на срок не менее 3-х и не более 5-ти лет;
· установление предельных сроков действия утвержденных тарифов на водоснабжение и водоотведение на 1 год, если иное не установлено другими ФЗ или актами Правительства РФ (указанные индексы применяются до 01.01.2016 г.), при этом до 01.01.2016 г. предусматривается поэтапный переход к государственному регулированию указанных тарифов;
· введение обязательного использования стандартов (показателей) надежности и качества предоставляемых потребителям услуг, установление и применение показателей технико-экономического состояния инфраструктурных систем, включая показатели их физического износа и энергетической эффективности, при одновременной обязательности осуществления мониторинга этих стандартов (показателей);
· обеспечение права организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, на возмещение за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ недополученных доходов в связи с принятием уполномоченными органами исполнительной власти решений об изменении установленных долгосрочных цен (тарифов) и (или) долгосрочных параметров госрегулирования цен (тарифов).
Закон вступает в силу с 01.04.2013 г.
Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.
Итоги голосования (третье чтение)
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
0 |
0 |
Не голосовало 92 деп. (100%) |
3 |
СР |
54 деп. (84,4%) |
0 |
Не голосовало 10 деп. (15,6%) |
4 |
ЛДПР |
0 |
0 |
56 деп. (100%) |
Итого |
|
290 деп. (64,4%) |
0 |
Не голосовало 160 деп. (35,6%) |
Федеральный закон от 30.12.2012 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросу защиты прав дольщиков).
(внесён депутатами Государственной Думы от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 21 декабря 2012 года)
В целях обеспечения гарантии возврата денежных средств рассматриваемым Федеральным законом на застройщика возлагается обязанность страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение обязательств по передаче объектов недвижимости или заключать договор поручительства за надлежащее исполнение указанных обязательств. Причем страхование гражданской ответственности может осуществляться одним из двух способов: путем заключения застройщиком договора со страховщиком, имеющим лицензию на осуществление соответствующего вида страхования (коммерческое страхование), или путем участия застройщика в едином обществе взаимного страхования.
Для реализации вышеизложенной схемы рассматриваемым Федеральным законом внесены следующие изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации.
В Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» вводится новая статья, в которой установлены порядок и условия коммерческого страхования гражданской ответственности застройщика. Также устанавливаются требования к банку, предоставляющему поручительство: банк-поручитель застройщика должен иметь лицензию на осуществление банковских операций, работать не менее пяти лет, а также иметь зарегистрированный уставный капитал в сумме не менее 200 млн. рублей и собственные средства в сумме не менее 1 млрд. рублей.
Срок действия поручительства устанавливается продолжительностью не менее чем на два года больше предусмотренного договором срока передачи участнику строительства объекта недвижимости.
Порядок создания единого общества взаимного страхования ответственности застройщиков и условия его деятельности определены в двух статьях, вносимых в Федеральный закон «О взаимном страховании». Взаимное страхование будет осуществляться единым обществом, учрежденным застройщиками, при участии Министерства регионального развития Российской Федерации.
Рассматриваемый Федеральный закон устанавливает, что количество членов общества взаимного страхования застройщиков должно составлять не менее тридцати юридических лиц и они должны отвечать следующим требованиям:
1) учредитель должен иметь опыт (не менее трех лет) строительства многоквартирных домов с привлечением денежных средств участников долевого строительства - физических и (или) юридических лиц;
2) в отношении учредителя не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве;
3) учредитель не может находиться в стадии реорганизации или ликвидации;
4) в отношении учредителя не должно быть вынесено требование о приостановлении деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) учредитель должен соответствовать установленным Правительством Российской Федерации нормативам оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Правила взаимного страхования ответственности застройщиков утверждаются общим собранием общества взаимного страхования.
Дополнительно рассматриваемым Федеральным законом вносятся изменения, направленные на обеспечение контроля со стороны государственных органов за соблюдением застройщиками требования о страховании гражданской ответственности или заключении договора поручительства. Эти изменения внесены в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Выступлений представителей фракций по мотивам голосования в третьем чтении не было.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовало 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
0 |
1 деп. (1,1%) |
Не голосовало 91 деп. (98,9%) |
3 |
СР |
57 деп. (89,1%) |
0 |
Не голосовало 7 деп. (10,9%) |
4 |
ЛДПР |
0 |
0 |
Воздержалось 3 деп. (5,4%)
|
Итого |
|
293 деп. (65,1 %) |
1 деп. (0,2%) |
Воздержаось 3 деп.(0,7%)
|
Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 55-ФЗ «О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» (в части социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства).
(внесён Правительством РФ, принят ГД 18 мая 2012 года)
Закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» подготовлен в целях социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, получивших бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Эти граждане принимаются на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и обеспечиваются жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. В 2011 году они получили право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки; при этом, получение земельного участка от государства влечет снятие данных граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Данный закон устраняет эту правовую коллизию и сохраняет за гражданами, имеющими трех и более детей, получившими участки для индивидуального строительства, право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Данный закон повысит социальную защиту малоимущих многодетных семей.
При рассмотрении во всех трех чтениях закон получил поддержку всех четырёх фракций.
По мотивам голосования в третьем чтении выступила Г.П.Хованская («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»). Г.П.Хованская не только призвала всех депутатов поддержать закон, но и внесла предложение по дальнейшей работе в этом направлении: «Дело в том, что мы с вами сегодня завершаем только половину работы. Действительно, не будут многодетные семьи сниматься с очереди нуждающихся в получении земельного участка, однако есть опасность, что как раз при предоставлении жилого помещения будет осуществляться та же самая проверка и гражданам будут отказывать в предоставлении жилого помещения. Поэтому у нас есть очень простой выход. Существует указ Президента № 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». И в соответствии с Жилищным кодексом, а точнее с частью третьей 49-й статьи есть возможность указом президента определить иные категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. Поэтому у меня убедительная просьба к представителю Президента учесть это наше пожелание и вот такие дополнения в указ Президента внести, потому что оставлять это на региональном уровне недопустимо, этот вопрос должен регулироваться федеральным законодательством. Я прошу поддержать в третьем чтении указанный законопроект».
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
за |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
235 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
90 деп. (97,8%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (2,2%) |
3 |
СР |
62 деп. (96,9%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,1%) |
4 |
ЛДПР |
55 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
|
442 деп. (98,2%) |
0 |
Не голосовало 8 деп. (1,8%) |
Федеральный закон от 16.10.2012 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона «О ветеранах» (по вопросу обеспечения жильем отдельных категорий граждан).
(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 28 сентября 2012 года)
Базовый закон дополняется положением, согласно которому обеспечение жильем инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 г., может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Указанная выплата будет выплачиваться по письменному заявлению гражданина, а ее размер определяться исходя из общей площади жилья 18 м2 и средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой ФОИВ, уполномоченным Правительством РФ. При этом определение порядка предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан будет устанавливаться законодательством субъектов РФ.
Справочно: аналогичный механизм жилищного обеспечения граждан путем предоставления им единовременной денежной выплаты в настоящее время установлен в отношении инвалидов и участников ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (третье чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
236 деп. (99,6%) |
0 |
Не голосовал 2 деп. (0,8%) |
2 |
КПРФ |
87 деп. (94,6%) |
0 |
Не голосовало 5 деп. (5,4%) |
3 |
СР |
61 деп. (96,8%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,2%) |
4 |
ЛДПР |
53 деп. (94,6%) |
0 |
Не голосовало 3 деп. (5,4%) |
Итого |
|
437 деп. (97,1%) |
0 |
Не голосовало 13 деп. (2,9%) |
Законопроект № 52050-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (об упорядочении деятельности по управлению введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и создании правовых оснований внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги застройщику).
(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД в первом чтении 14 сентября 2012 года)
Законопроектом устанавливается обязанность органа местного самоуправления в течение 10 дней с момента выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию объявить и не позднее 40 дней со дня объявления провести открытый конкурса по отбору управляющей организации. В этом случае договор управления многоквартирным домом с победителем конкурса заключается лицами, принявшими в эксплуатацию помещения дома и обладающие 10% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Кроме этого исключается возможность заключения такого договора застройщиком.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (первое чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
237 деп. (99,6%) |
0 |
Воздержался 1 деп. (0,4%) |
2 |
КПРФ |
92 деп. (100%) |
0 |
0 |
3 |
СР |
61 деп. (96,8%) |
0 |
Не голосовало 2 деп. (3,2%) |
4 |
ЛДПР |
56 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
|
446 деп. (99,1%) |
0 |
Не голосовало 4 деп. (0,9%) |
Законопроект № 54480-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».
(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД в первом чтении 11 декабря 2012 года)
Законопроект направлен на совершенствование процедур государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного кадастра недвижимости, получения информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Предусматривается создание с 01.01.2013 г. на базе ЕГРП и ГКН Единого государственного реестра недвижимости, и возможность его ведения в электронном виде, а также предоставления заявления о государственной регистрации в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.
До 01.03.2015 г. документами, подтверждающими факт создания объекта индивидуального жилищного строительства, а также содержащими его описание, являются разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и кадастровый паспорт такого объекта (действует – только кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства).
Предусматривается, что в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного дома (МКД) дополнительно должны быть отражены сведения обо всех помещениях (в том числе составляющих общее имущество в таком МКД), расположенных в МКД, в объеме, необходимом для осуществления их кадастрового учета.
Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.
Итоги голосования (первое чтение).
№ |
Фракция |
За |
против |
воздержалось/не голосовало |
1 |
ЕР |
238 деп. (100%) |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
89 деп. (96,7%) |
0 |
Не голосовало 3 деп. (3,3%) |
3 |
СР |
59 деп. (92,2%) |
0 |
Не голосовало 5 деп. (7,8%) |
4 |
ЛДПР |
56 деп. (100%) |
0 |
0 |
Итого |
|
442 деп. (98,2%) |
0 |
Не голосовало 8 деп. (1,8%) |