Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2012г. № 2 осенняя сессия

СЕМЬЯ, ДЕТИ, ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 15 февраля 2012 года)

Федеральный закон вступил в силу с 01.01.13.

Закон предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма, что позволит предотвратить незаконные сделки, а также иные мошеннические действия, влекущие утрату права детей-сирот на жилые помещения. Субъектам РФ предписывается создавать региональный и (или) муниципальный специализированный жилищный фонды для детей-сирот.

Необходимость рассмотрения и принятия данного закона была обусловлена тем, что на начало 2012 года 63 тысячи детей-сирот не были обеспечены жильем, однако имели на это право. В последние годы в суды общей юрисдикции всех уровней и в Конституционный Суд России поступает большое число обращений, касающихся вопросов обеспечения жильем детей-сирот, что является показателем неблагополучия в этой сфере. Это в первую очередь связано с неудовлетворительным правовым регулированием в области обеспечения и защиты жилищных прав данной категории детей.

Для нормализации ситуации в этой сфере данным законом вносятся изменения в следующие федеральные законы: «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также в Жилищный кодекс РФ.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет, который может быть продлен на новый пятилетний срок не более одного раза в случаях выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

По письменному заявлению указанных лиц, достигших 18-летнего возраста, жилые помещения предоставляются им органами исполнительной власти субъектов РФ по окончании срока пребывания в учреждениях, создаваемых для детей-сирот, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Закон позволит обеспечить введение правового механизма реализации права детей-сирот на предоставление им временного (по договору найма) жилого помещения при поддержке регионов из федерального бюджета путем предоставления субсидий на эти цели в суммарном объеме до 3,5 млрд. рублей ежегодно. При этом право на обеспечение постоянными жилыми помещениями сохраняется за ними и после достижения возраста 23 года, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Поддержали: ЛДПР (М.С.Рохмистров, с замечаниями) и «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (П.В.Крашенинников). Основным аргументом «за» является то, что закон защищает жилищные права конкретных лиц (детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и устраняет социальную несправедливость.

Г.П.Хованская («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») мотивировала позицию фракции тем, что «законопроект грубо нарушает права детей-сирот и нарушает часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Вместо постоянного жилья, которое предоставляется на сегодняшний день вне очереди – и это право можно защитить в суде, - детям теперь будет предложено постоять в очереди на временное жильё, которого тоже нет, им может быть предоставлено это жильё на десять лет».

О.Н.Алимова (КПРФ) отметила, что фракция голосует против, поскольку, по мнению фракции, законопроект ущемляет права детей-сирот: в законопроекте не прописано качество предоставляемого жилья. По ее мнению - «в законопроекте говорится о специализированном жилищном фонде – и у тех, кто будет реализовывать эту норму закона, появится соблазн выделить комнатку в общежитии, ведь построить хорошее, добротное жильё в реальной жизни невозможно».

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

0

4 деп. (4,3%)

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

0

63 (98,4%)

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

16 деп. (28,6%)

0

Не голосовало 40 деп. (71,4%)

Итого

252 деп. (56%)

67 деп. (14,9%)

Не голосовало 131 деп. (29,1%)

Федеральный закон от 01.04.2012 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в статью 221 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части недопущения лиц имеющих (имевших) судимость, подвергающихся (подвергавшихся) уголовному преследованию за преступления, в том числе против основ конституционного строя и безопасности государства, для работы с детьми).

(внесён Президентом РФ, принят ГД 23 марта 2012 года)

Федеральный закон вступил в силу 14 апреля 2012 года.

Законом предусматривается, что к трудовой деятельности в сферах:

· образования,

· воспитания,

· развития несовершеннолетних,

· организации их отдыха и оздоровления,

· медицинского обеспечения,

· социальной защиты и социального обслуживания,

· детско-юношеского спорта,

· культуры и искусства с участием несовершеннолетних

не будут допускаться лица, имеющие (имевшие) судимость, подвергающиеся (подвергавшиеся) уголовному преследованию за преступления, в том числе против основ конституционного строя и безопасности государства. По данным основаниям запрещается также государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, намеренного осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в названных ранее сферах. Исключение делается для лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям.

Введение подобного запрета позволит исключить возможность проведения незаконной агитации и склонения детей и молодежи к совершению противоправных деяний экстремистской направленности.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Яровая И.А. («ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметила, что «главная идея законопроекта – максимально обеспечить репутационную чистоту педагога и соответствие личности педагога тем целям и задачам, которые обеспечиваются в сфере образования», напомнив, что «сегодня формирование толерантности, терпимости, уважительного отношения» является одной из важнейших задач в системе образования.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,2%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,8%)

2

КПРФ

1 деп. (1,1%)

0

Не голосовало 91 деп. (98,9%)

3

СР

2 деп. (3,1%)

0

Не голосовало 62 деп. (96,9%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 деп. (100%)

Итого

238 деп. (52,9%)

0

Не голосовало 212 деп. (47,1%)

Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 25 мая 2012 года)

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей была подписана в Гааге 19 октября 1996 г. и вступила в силу 1 января 2002 г. Сейчас в ней участвуют более 35 государств.

При разработке Конвенции были приняты во внимание институты защиты интересов ребенка разных государств мира. Конвенция охватывает обширный перечень мер защиты личных и имущественных прав ребенка (ребенок – моложе 18 лет) как частного, так и публичного характера. Область применения Конвенции – разграничение юрисдикции, решение вопросов подлежащего применению права, обеспечение признания и исполнения мер защиты детей, принятых в одной из стран-участниц Конвенции, в других странах-участницах.

Необходимость присоединения Российской Федерации к Конвенции связана с решением проблем, возникающих в последнее время в отношениях между родителями и детьми, рожденными в браке, заключенном лицами, которые являются иностранцами по отношению друг к другу, либо проживают в разных государствах. Действующие в настоящее время двусторонние международные договоры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и правовых отношений по гражданским и семейным делам не позволяют в полной мере разрешать противоречия в области семейных правоотношений, возникающих между родителями по воспитанию детей.

Закон о ратификации конвенции идет с двумя оговорками. Во-первых, при взаимодействии с иностранными органами и организациями будет использоваться только английский язык. Вторая оговорка признает исключительную юрисдикцию российских органов при принятии мер по защите имущества ребенка на территории России, и сохраняет за РФ право не признавать родительскую ответственность или какую-либо меру, если она несовместима с мерой, принимаемой органами страны в отношении этого имущества.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (99,6%)

0

Не голосовало 1 чел. (0,4%)

2

КПРФ

3 чел. (3,3%)

0

Не голосовало 89 чел. (96,7%)

3

СР

64 чел. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 чел. (100%)

0

0

Итого

360 чел. (80%)

0

Не голосовало 90 чел. (20%)

Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 148-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей».

(внесён Правительством РФ, принят ГД 10 июля 2012 года)

Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (далее - Договор) подписан в Москве 18 ноября 2011 г.

Договор направлен на создание юридической базы для развития сотрудничества между Российской Федерацией и Французской Республикой в области усыновления детей. Его основная цель - обеспечить интересы детей, передаваемых на международное усыновление. В основе Договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г., подписанной Российской Федерацией 7 сентября 2000 года.

Заключение такого двустороннего договора соответствует международной практике России. Возможность заключения подобных договоров предусмотрена и в российском законодательстве, в частности, в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 165).

Договор разработан с учетом российского законодательства, прежде всего, положений, предусмотренных в Семейном кодексе Российской Федерации, и опыта двусторонних отношений в этой области с другими государствами, например, с Итальянской Республикой.

Ратификация Договора позволит обеспечить дальнейшее развитие сотрудничества в области усыновления между Российской Федерацией и Французской Республикой.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Горячева С.П. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»): «Наша фракция будет свободно голосовать по этому соглашению. В чьих это интересах, как здесь интересы России защищаются, я до сих пор понять не могу! Ну, может быть, у нашего Комитета по вопросам семьи, женщин и детей другая какая-то логика - это трудно понять».

Никитчук И.И., фракция КПРФ. «Коммунисты против любого иностранного усыновления. Мы не должны заниматься этой проблемой, мы должны выйти из любого подобного соглашения, и мы должны найти любые средства, чтобы наши граждане оставались здесь: у нас и так не хватает людей. Коммунисты будут голосовать против».

Итоги голосования (принятие закона).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 чел. (99,6%)

0

Не голосовало 1 чел. (0,4%)

2

КПРФ

2 чел. (2,2%)

9 чел. (9,8%)

Не голосовало 81 чел. (88%)

3

СР

55 чел. (85,9%)

0

Не голосовало 9 чел. (14,1%)

4

ЛДПР

0

0

Не голосовало 56 чел. (100%)

Итого

293 чел. (65,1%)

9 чел. (2%)

Не голосовало 148 чел. (32,9%)

Федеральный закон от 20.07.2012 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в части установления дополнительных требования к поставщикам еды в детские учреждения).

(внесён Правительством РФ, принят ГД 10 июля 2012 года)

Закон установил особенности размещения заказов на поставки пищевых продуктов и (или) на оказание услуг общественного питания для нижеперечисленных организаций и учреждений:

· дошкольные образовательные учреждения,

· общеобразовательные учреждения,

· образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования,

· специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

· специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением,

· нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности,

· образовательные учреждения дополнительного образования детей,

· другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.

Так, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также требование к участникам размещения такого заказа о наличии у них опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров (поставки пищевых продуктов в указанные учреждения и организации) и (или) на оказание одноименных услуг (услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций), стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый аукцион в электронной форме.

Кроме того, учитываются контракты, исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, открытом аукционе в электронной форме.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Результаты голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 чел. (99,2%)

0

Не голосовало 2 чел. (0,8%)

2

КПРФ

92 чел. (100%)

0

0

3

СР

62 чел. (96,9%)

0

Не голосовало 2 чел. (3,1%)

4

ЛДПР

56 чел. (100%)

0

0

Итого

445 чел. (98,9%)

0

Не голосовало 5 чел. (1,1%)

Федеральный закон от 12.11.2012 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части установления запрета на увольнение кормильца многодетной семьи по инициативе работодателя).

(внесён Правительством РФ, принят ГД 26 октября 2012 года)

Законом предусматривается, что лицо, воспитывающее ребенка без матери (иной законный представитель ребенка), являющееся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до 3-х лет в семье, воспитывающей 3 и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не работает, не может быть уволено по инициативе работодателя.

Законопроект был подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2011 г. № 28-П, в котором положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым гарантия в виде запрета расторжения по инициативе работодателя трудового договора (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или совершением работником виновных действий) предоставляется женщинам, имеющим детей в возрасте 3 лет, и другим лицам, воспитывающим детей того же возраста без матери, признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19, 37 (часть 1) и 38 (части 1 и 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя указанных женщин и других лиц, воспитывающих детей до 3 лет, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка до 3 лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

Согласно правовой позиции, приведенной в указанном постановлении Конституционного Суда, равные возможности в процессе трудовой деятельности должны создаваться, в том числе, для граждан - родителей малолетних детей. Предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

63 деп. (98,4%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,6%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

446 деп. (99,1%)

0

Не голосовало 4 деп. (0,9%)

Федеральный закон от 29.02.2012 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».

(внесён Президентом России, принят ГД 7 февраля 2012 года)

Действовавшая ранее система наказаний доказала свою неэффективность, и назрела настоятельная необходимость в принятии нового закона. В последние несколько лет произошел резкий всплеск преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, совершаемых, в том числе рецидивистами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В 2011 году число насильственных преступлений против половой неприкосновенности детей увеличилось по сравнению с 2010 годом на 41,2 %. В 2010 году в России было совершено 961 изнасилование несовершеннолетних, причем в 384 случаях потерпевшим не было 14 лет. В отношении несовершеннолетних было также совершено 1766 преступлений, предусмотренных статьями 132 «Насильственные действия сексуального характера» и 133 «Понуждение к действиям сексуального характера» Уголовного кодекса РФ. В том же году из 7598 человек, осужденных за данные преступления, более 2 тыс. имели неснятые и непогашенные судимости, а около 500 человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.

Принятый закон направлен на ужесточение наказания за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста. Действие положений закона распространяется на осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-возраста, совершенные и до дня вступления в силу настоящего закона.

Основные положения закона:

· запрещается применение условного осуждения и отсрочки отбывания наказания к лицам осужденным;

· изменены условия реализации такими лицами права на УДО и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания (обязательное отбытие 4/5 срока и обязательное прохождение психиатрической экспертизы);

· усилены меры наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы в отношении обвиняемых, ранее судимых за подобные преступления;

· предусматривается более суровое наказание для обвиняемых, являющихся близкими родственниками, педагогами, воспитателями потерпевших детей, а также сотрудниками учреждений, осуществляющими надзор за этими несовершеннолетними;

· устанавливается особый порядок применения принудительных мер медикаментозного характера (нередко эти меры называют «химической кастрацией»). Основанием для этого является решение суда, принимаемое с учетом заключения обязательной судебно-психиатрической экспертизы, из которого следует, что лицо страдает расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости;

· вводится добровольный порядок применения комплекса мер медицинского характера в отношении иных лиц, совершивших преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Такому осужденному администрация учреждения, исполняющего наказание, не позднее чем за 6 мес. до истечения срока отбывания наказания, обязана разъяснить право на освидетельствование комиссией врачей-психиатров для выявления у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения медицинских мер, направленных на улучшение его психического состояния, предупреждение совершения им новых преступлений. Такой комплекс может включать возможность применения профилактических медикаментозных средств;

· лицо, впервые совершившее подобное преступление, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что это лицо и совершенное им преступление перестали быть общественно опасными в связи со вступлением в брак с потерпевшей (потерпевшим). В случае если разница в возрасте между потерпевшей (потерпевшим) и подсудимым (подсудимой) составляет менее 4-х лет, к последнему не применяется наказание в виде лишения свободы. Исключается из ряда статей УК признак «заведомости» осознания преступником возраста несовершеннолетнего;

· статья о незаконном распространении порнографических материалов или предметов дополняется новыми двумя частями: - распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних, вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим 18-летнего возраста; устанавливается повышенная уголовная ответственность за изготовление таких материалов и их оборот публично или с использованием СМИ, включая сеть «Интернет».

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Бортко В.В. (КПРФ) отметил, что, по его мнению, в законе отсутствует определение детской порнографии, ослабляется наказание за ненасильственные действия в отношении несовершеннолетних, для привлечения к ответственности необходима совокупность трех квалифицирующих признаков. Эти вопросы выступавший предложил доработать.

Кропачев А.С. (ЛДПР) заметил, что фракция не согласна с возрастом несовершеннолетних, определяемого законом и предложил увеличить его до 16 лет. Фракция возражает против возможности замены неотбытой части наказания более мягким наказанием. Также фракция ЛДПР считает, что в дальнейшем нужно вернуться к вопросу о недопущении условно-досрочного освобождения в отношении педофилов.

Вяткин Д.Ф. («ЕДИНАЯ РОССИЯ») предложил замечания и предложения к данному закону доработать в рамках рабочих групп и заседаний комитетов с участием представителей всех фракций.

Итоги голосования по законопроекту (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (98,3%)

0

Не голосовало 4 деп. (1,7%)

2

КПРФ

4 деп. (4,3%)

0

Не голосовало 88 деп. (95,7%)

3

СР

60 деп. (93,8%)

1 деп. (1,6%)

Не голосовало 3 деп. (4,7%)

4

ЛДПР

56 деп (100%)

0

0

Итого

354 деп. (78,7%)

1 деп. (0,2%)

Не голосовало 95 деп. (21,1%)

Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части усиления ответственности за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ).

(внесён депутатами фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 18 мая 2012 года)

Закон устанавливает уголовную ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ и их аналогов и за организацию, либо содержание притонов для их потребления.

Употребление наркотиков в настоящее время является одной из серьезнейших проблем в нашей стране. Она оказалась в состоянии эпидемии наркомании – особенно подростковой и детской. Больных наркоманией в России сегодня – от 3 до 4 миллионов. Средний возраст человека, впервые попробовавшего наркотики, составляет 14 лет. Количество наркозависимых постоянно растет, а их средний возраст уменьшается: распространение наркомании среди подростков почти в 4 раза выше, чем среди взрослых. Кроме того, юный организм быстрее привыкает к наркотику. Больше половины лиц, употребляющих наркотические вещества, инфицированы гепатитом В и С, 10% – ВИЧ-инфекцией.

Данная ситуация заставляет власти России комплексно, в том числе законодательно, усиливать борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

Сегодня в России установлена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, сбыт наркотических, психотропных веществ или их аналогов. Но в тоже время в законодательстве не определена ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических или психотропных веществ, а также за организацию притонов для их потребления. Это не отвечает задачам уголовного судопроизводства и адекватным мерам по отношению к наркоситуации в России. Этот закон устраняет данный законодательный пробел.

Согласно закону, склонение к потреблению наркотиков, психотропных веществ или их аналогов будет наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет. В случае совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или с применением насилия, им будет грозить лишение свободы от пяти до десяти лет. Как отмечается в пояснительной записке, один наркоман за свою жизнь приобщает к пагубной зависимости до 30 человек, и ежегодно в каждом субъекте РФ органами наркоконтроля выявляются и ликвидируются десятки наркопритонов. При этом именно в притонах начинается втягивание людей в потребление наркотиков и их аналогов. Новый закон ужесточает наказание за содержание притонов (лишение свободы на срок до четырех лет).

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Нилов Я.Е. (ЛДПР): «Фракция ЛДПР поддержит данный закон, потому что эта проблема действительно актуальная. Многие лица с преступными помыслами, которые сами не употребляют наркотических средств, внедряют своих агентов или сами внедряются в молодёжную среду, начиная со школьной скамьи, выискивают там потенциально благоприятных, скажем так, лиц, у которых состоятельные семьи, богатые родители, есть определённое имущество, подсаживают их сначала на лёгкие наркотики, потом наркотики утяжеляются, и в результате эти молодые люди, находясь в сильнейшей зависимости, начинают вытаскивать из дома деньги, имущество, прочие материальные ценности. А параллельно с этим наша молодёжь деградирует, уровень образования падает, и в целом это разлагает наше молодое поколение, поэтому бороться с этим надо. Фракция ЛДПР поддержит в третьем чтении данный закон и просит всех остальных также поддержать».

Фабричный С.Ю. («ЕДИНАЯ РОССИЯ»): «Абсолютно обоснованным и жизненно важным является стремление государства контролировать всё, что связано с незаконным оборотом веществ, обладающих психоактивными свойствами, в том числе это относится и к установлению единого перечня противоправных действий, связанных с использованием как наркотических или психотропных веществ, так и их аналогов, и к установлению, соответственно, единого перечня мер уголовной ответственности. Закон направлен именно на это, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» его поддерживает».

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение)

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

234 деп. (99,6%)

0

Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

62 деп. (96,9%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,1%)

4

ЛДПР

55 деп. (100%)

0

0

Итого

443 деп. (98,4%)

0

Не голосовало 7 деп. (1,6%)

Федеральный закон от 05.06.2012 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статью 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части, касающейся санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения).

(внесён Правительством РФ, принят ГД 23 мая 2012 года)

Закон направлен на усиление административной ответственности должностных и юридических лиц за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к:

· условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей,

· техническим (в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения),

· учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции.

Предпосылкой для разработки и внесения закона в Государственную Думу Правительством РФ (разработчик Министерство здравоохранения и социального развития) стали многочисленные случаи инфекционных заболеваний в детских лагерях отдыха, воспитательных учреждениях.

В настоящее время ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей в КоАП РФ напрямую не установлена. В результате лица, нарушившие данные требования, привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ или ст. 6.5 и 6.6 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питанию населения. Штраф за данные нарушения установлен для должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб., для юридических – от 20 000 до 30 000 руб. Штрафы по ст. 6.3 КоАП РФ составляют для должностных лиц – от 500 до 1000 руб., для юридических – от 10 000 до 20 000 руб.

Законом с целью усиления ответственности вносятся изменения в статью 6.7 КоАП РФ, расширив сферу ее применения на нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей. За нарушение указанных требований установлены штрафы:

· должностных лиц в размере от 3 до 7 тыс. рублей;

· юридических лиц – от 30 до 70 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При повторном в течение года нарушении размер штрафа составит для:

· должностных лиц – от 10 до 15 тыс. рублей;

· юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей.

Выступления от фракций по мотивам (третье чтение):

Шингаркин М.А. (ЛДПР) поддержал закон и призвал депутатов чаще пользоваться механизмом депутатских запросов для создания особого режима контроля за исполнением требований нормативных правил в области санитарии и гигиены в местах отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Огородова Л.М. («ЕДИНАЯ РОССИЯ») поддержала закон и отметила, что данный закон вводит специальные нормы, которые устанавливают необходимость осуществления мер по профилактике заболеваний и сохранению и укреплению здоровья, организации питания и выполнению требований санитарного законодательства в организациях отдыха и оздоровления детей.

Горячева С.П. («СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ») в целом поддержала закон, отметив, что главная проблема с неблагополучной ситуацией в местах отдыха, оздоровления и воспитания детей заключается в том, что оздоровление и отдых детей были переложены с федерального уровня на региональный. И это, по мнению Горячевой С.П., привело к существенному недофинансированию, породившему сегодняшнюю ситуацию.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 чел. (99,6%)

0

Не голосовало 1 чел. (0,4 %)

2

КПРФ

90 чел. (97,8%)

0

Не голосовало 2 чел. (2,2 %)

3

СР

62 чел. (96,9%)

0

Не голосовало 2 чел. (3,1 %)

4

ЛДПР

56 чел. (100%)

0

0

Итого

445 деп. (98,9%)

0

Не голосовало 5 деп. (1,1%)

Федеральный закон от 12.11.2012 г. № 193-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления административной ответственности за осуществление розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции).

(внесён депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , принят ГД 26 октября 2012 года)

Минздравсоцразвития России установил, что 80,8% молодежи в возрасте от 11 до 24 лет регулярно употребляют алкоголь, в сельской местности – свыше 90 %. Девушки – будущие матери – не отстают от юношей. Регулярное потребление пива начинается в 12 лет, вина – в 15 лет, водки – в 16 лет. Средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками, в основном пивом, за последние десять лет снизился с 14 до 11 лет.

Алкогольные коктейли, согласно последним социологическим опросам, - самый покупаемый напиток среди детей от 13 до 17 лет.

Таким образом, проблема подросткового алкоголизма в Российской Федерации сегодня перестала быть сугубо медицинской или правоохранительной, она достигла уровня государственной. Темпы распространения алкоголизма приобрели масштабы, непосредственно угрожающие устоям общества и здоровью нации.

В целях сохранения самой уязвимой части населения – детей и подростков авторами законопроекта предлагается усиление ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, что, по мнению авторов, должно снизить уровень их потребления детьми и подростками.

Закон направлен на значительное увеличение размеров административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление розничной продажи несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Административный штраф за указанное правонарушение устанавливается в следующем размере:

· на граждан в размере от 30 до 50 тыс. руб. (было - от 3-х до 5 тыс. руб.);

· на должностных лиц - от 100 до 200 тыс. руб. (было - от 10 до 20 тыс. руб.);

· на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. руб. (было - от 80 до 100 тыс. руб.).

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

235 деп. (99,6%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

91 деп. (98,9%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,1%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

54 деп. (96,4%)

0

Не голосовал 2 деп. (3,6%)

Итого

444 деп. (98,7%)

0

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 5 деп. (1,1%)

Федеральный закон от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации».

(внесён 398 депутатами ГД и 145 членами СФ , принят ГД 21 декабря 2012 г.)

Законом устанавливаются меры воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан РФ. Вводятся следующие меры:

· запрет на въезд на территорию России граждан США:

· причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

· совершивших преступления в отношении российских граждан, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

· наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении российских граждан или причастных к их совершению;

· в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан РФ или причастных к их совершению;

· причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан РФ;

· вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан РФ;

· осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан РФ;

· принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций РФ;

· арест на территории России финансовых и иных активов граждан США, которым запрещен въезд на территорию РФ, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан;

· запрет распоряжаться имуществом, находящимся на территории РФ, а также приостанавливается деятельность на территории РФ, находящихся под их контролем юридических лиц и полномочия (членство) в советах директоров, иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории РФ.

Предусматривается:

· приостановление деятельности некоммерческих организации, участвующих в политической деятельности на территории РФ, и безвозмездно получающие денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) США или реализующих на территории РФ проекты, программы либо осуществляющих иную деятельность, которые представляют угрозу интересам РФ. Имущество такой организации, по решению суда, может быть арестовано;

· запрет передачи детей, являющихся гражданами РФ, на усыновление (удочерение) гражданам США а также осуществление на территории России деятельности организаций в целях подбора и передачи российских детей на усыновление (удочерение). Кроме этого предлагается прекратить от имени РФ действие Соглашения с США о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

Список таких граждан и организаций, деятельность которых приостановлена, будет вестись МИД РФ. Предложения по изменению этого списка могут представляться членами СФ, депутатами ГД, Уполномоченным по правам человека в РФ, политическими партиями и Общественной палатой РФ, а также государственными органами. Министр иностранных дел РФ не реже одного раза в год докладывает палатам Федерального Собрания РФ о ходе выполнения данного федерального закона.

Действие Закона распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан РФ на территории этих государств и об аресте активов граждан России по мотиву причастности их к нарушениям прав человека в РФ.

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (третье чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

232 деп. (97,9%)

1 деп. (0,4%)

Воздержался 1 деп. (0,4%)
Не голосовало 3 деп. (1,3%)

2

КПРФ

85 деп. (92,4%)

2 деп. (2,2%)

Не голосовало 5 деп. (5,4%)

3

СР

48 деп. (75%)

4 деп. (6,2%)

Не голосовало 12 деп. (18,8%)

4

ЛДПР

55 деп. (98,2%)

0

Не голосовал 1 деп. (1,8%)

Итого

420 деп. (93,3%)

7 деп. (1,6%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 22 деп. (4,9%)

Законопроект № 129690-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

(внесён Правительством РФ, принят ГД в первом чтении 23 октября 2012 года)

По данным Роспотребнадзора в Российской Федерации более 28 млн. человек вовлечены в пьянство, из 10 млн. детей в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки и пиво. Более того, из трех российских детей в возрасте от 13 до 16 лет двое употребляют спиртные напитки. Пьющие дети сегодня - это не только малолетние бродяги, живущие без присмотра и опеки, это обычные мальчики и девочки из благополучных семей. По данным Национальной алкогольной ассоциации на начало 2008 года официально были признаны алкоголиками около 60 тыс. детей. В последние годы их количество увеличивается. Этому во многом способствует вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и др.

По данным ГИАЦ МВД России, наблюдается рост числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Так, в 2009 г. в состоянии алкогольного опьянения совершалось каждое восьмое преступление, в 2010 г. - каждое шестое, в 2011 г. - каждое пятое. В 2009 г. выявлено 214 371 преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, в 2010 г. - 237 283 (+ 10,7% к АППГ), в том числе несовершеннолетними - 7 255, в 2011 г. - 263 294 (+ 11,0% к АППГ), несовершеннолетними - 7 247, в первом полугодии 2012 г. - 152 836 (+ 16,9% к АППГ), несовершеннолетними - 3 916.

Законопроектом предлагается:

· ужесточить уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление не только спиртных напитков, но и алкогольной и спиртосодержащей продукции с применением насилия или с угрозой его применения, - от 2-х до 6-ти лет (сейчас – до 6-ти лет без нижнего предела).

· предусмотреть повышенную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке, выделив эти деяния в самостоятельные составы преступлений – лишение свободы до 3-х лет, штраф – до 500 тыс. руб.

В КоАП РФ:

· за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, - 1,5-3 тыс. руб. (сейчас – 100-300 руб.);

· те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицам, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних , - 4-5 тыс. руб. (сейчас – 0,5-1 тыс. руб.).

· увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до 1 года (сейчас – 2 месяца).

Законопроект в первом чтении был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

57 деп. (89,1%)

0

Не голосовало 7 деп. (10,9%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

442 деп. (98,2%)

0

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

Законопроект № 129690-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

(внесён Правительством РФ , принят ГД в первом чтении
23 октября 2012 г.)

Законопроектом предлагается:

В УК РФ:

· ужесточить уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление не только спиртных напитков, но и алкогольной и спиртосодержащей продукции с применением насилия или с угрозой его применения, - от 2-х до 6-ти лет (сейчас – до 6-ти лет без нижнего предела);

· предусмотреть повышенную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт немаркированной алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке, выделив эти деяния в самостоятельные составы преступлений – лишение свободы до 3-х лет, штраф – до 500 тыс. руб.

В КоАП РФ:

· за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ, - 1,5-3 тыс. руб. (сейчас – 100-300 руб.);

· те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицам, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних , - 4-5 тыс. руб. (сейчас – 0,5-1 тыс. руб.).

· увеличить срок давности привлечения к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до 1 года (сейчас – 2 месяца).

Законопроект был поддержан всеми фракциями Государственной Думы.

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

за

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

237 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

57 деп. (89,1%)

0

Не голосовало 7 деп. (10,9%)

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

442 деп. (98,2%)

0

Не голосовало 8 деп. (1,8%)

Законопроекты № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», № 3145-6 «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», № 3148-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

(внесены Президентом России, приняты ГД в первом чтении 16 марта 2012 года)

Первый в этом пакете закон «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Функции по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня согласно статье 121 Семейного кодекса возложены на органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. В отдельных муниципальных образованиях учреждены специализированные правозащитные органы, институты уполномоченных по правам ребёнка. Однако права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушаются. Данный закон положительно повлияет на их защиту с точки зрения соблюдения их прав и обеспечения гарантий оказания государственной поддержки.

Закон предусматривает создание системы общественного контроля за организациями, созданными для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общественный контроль устанавливается за двумя категориями лиц, которые содержатся в этих организациях:

· дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей;

· лица в возрасте до двадцати трёх лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основная роль в формировании общественных наблюдательных комиссий отводится Общественной палате Российской Федерации. Члены комиссий как федерального, так и регионального уровня будут назначаться её Советом. Кроме того, Совет будет устанавливать численность общественных наблюдательных комиссий. При этом в законе предусмотрено, что состав федеральной комиссии должен быть не менее пятнадцати человек, а региональной – не менее пяти человек. Кандидатуры в состав наблюдательных комиссий могут предлагаться

· Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка коллегами вышеобозначенных в субъектах Российской Федерации.

· общественными и иными негосударственными организациями, которые отвечают требованиям, установленным законом.

Одновременно с принятием этого базового федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», расширяющим компетенцию уполномоченного. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, направленные на то, чтобы установить административную ответственность должностных лиц, которые будут препятствовать осуществлению общественного контроля, а также членов общественных наблюдательных комиссий в том случае, если они сами при проведении этого общественного контроля будут нарушать требования законодательства Российской Федерации.

Итоги голосования по законопроекту «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

2 деп. (2,2%)

0

90 деп. (97,8%)

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

358 деп. (79,6 %)

0

Не голосовало 92 деп. (20,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в статью 36-1 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,4%)

Итоги голосования по законопроекту «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (100%)

0

0

2

КПРФ

92 деп. (100%)

0

0

3

СР

64 деп. (100%)

0

0

4

ЛДПР

56 деп. (100%)

0

0

Итого

448 деп. (99,6%)

0

Не голосовало 2 деп. (0,4%)

Законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства».

(внесён Правительством РФ, принят ГД в первом чтении
25 сентября 2012 года)

Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, федеральные законы 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», закрепляющие новую меру индивидуальной профилактической работы – социальный патронат.

Социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение, и при этом отсутствуют достаточные основания для ограничения или лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Работа по социальному патронату будет осуществляться органами опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о необходимости установления социального патроната и утверждаемого этим органом плана организации социального патроната. В связи с тем, что социальный патронат представляет собой определенное вмешательство в семью, его осуществление будет возможно только с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетнего ребенка, достигшего 10-летнего возраста.

В случае неустранения обстоятельств, явившихся основанием для установления социального патроната, по завершении установленного срока его осуществления и возникновения соответствующих оснований орган опеки и попечительства будет обязан предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав либо об ограничении их в родительских правах.

Отличие социального патроната от деятельности, которую ведут в настоящее время учреждения органов социальной защиты населения, состоит в том, что не ребенок "механически" перемещается в учреждение, в которое он помещается под надзор, а специалисты, в помощи которых нуждается ребенок и (или) его родители (родитель), получают право и возможность при наличии решения органа опеки и попечительства о необходимости назначения социального патроната проводить реабилитационную работу с проблемной семьей с целью изменения ситуации и предотвращения изъятия из нее ребенка. При этом социальный патронат будет осуществляться на этапе, когда сотрудничество с ребенком и его родителями еще является возможным и эффективным без разрыва семейных отношений.

От фракций выступила только Апарина А.В. (КПРФ) с обоснованием отрицательной позиции по законопроекту: «Необходимо обязательно провести референдум. Мы ни разу не проводили: мы боимся, что народ выскажет своё мнение. Необходимо провести референдум по этому вопросу! В Швейцарии референдум проводят всегда, даже если мост надо построить через какую-то там речку, и то спрашивают народ. А в данном случае столько общественных организаций, граждан рядовых высказываются против! Надо было опубликовать этот законопроект, привлечь общественность - пусть люди выскажут мнение!»

Справочно: в настоящее время депутаты Государственной Думы внимательно работают над подготовкой законопроекта ко второму чтению. Депутаты в своей деятельности руководствуются, в том числе, позицией Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанной им 09.02.1013 г. на Съезде родителей России.

По мнению В.В. Путина, целый ряд положений о социальном патронате и контроле за соблюдением прав детей-сирот «содержит явные социальные риски», а «непродуманное внедрение механизмов», прописанных в этих законопроектах, может повлечь за собой разрушение семей «и даже прямую коррупцию».

Итоги голосования (первое чтение).

Фракция

За

против

воздержалось/не голосовало

1

ЕР

236 деп. (99,2%)

0

Воздержался 1 деп. (0,4%)
Не голосовал 1 деп. (0,4%)

2

КПРФ

0

88 деп. (95,7%)

Не голосовало 4 деп. (4,3%)

3

СР

61 деп. (96,8%)

0

Не голосовало 2 деп. (3,2%)

4

ЛДПР

6 деп. (10,7%)

0

Не голосовало 50 деп. (89,3%)

Итого

303 деп. (63,3%)

88 деп. (19,6%)

Воздержался 1 деп. (0,2%)
Не голосовало 58 деп. (12,9%)