Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 1 весенняя сессия

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ (законопроект № 390470-6) «О Верховном Суде Российской Федерации»

На рассмотрение Думы законопроект был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в конце ноября 2013 года. В декабре того же года он был утвержден в первом чтении. Обсуждение и принятие законопроекта во втором чтении состоялось на пленарном заседании Думы 18 декабря 2013 года, а в третьем – 24 января 2014 года.

Законопроект рассматривался совместно с проектами законов № 390479-6 и 390478-6.

I. Основные положения законопроекта

Новый закон определяет полномочия Верховного Суда, его состав, порядок образования и деятельности, гражданско-правовой статус, также перечень категорий дел, которые он будет рассматривать в качестве суда первой инстанции.

1. Основная новелла закона - Верховный Суд объединяется с Высшим Арбитражным Судом России с упразднением последнего. Они образуют единый высший орган судебной власти по гражданским , уголовным , экономическим и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Предполагается, что единый суд позволит снять противоречия в применении одних и тех же норм права, а также обеспечит единообразное их толкование и использование нижестоящими судами.

2. Меняется место постоянного пребывания Верховного Суда. Теперь он будет располагаться в Санкт-Петербурге, а в Москве будет создано его представительство. Срок переезда будет дополнительно определен Президентом России.

3. Слияние судов высшей инстанции не означает, однако, объединения соответствующих судебных систем: суды общей юрисдикции и арбитражные суды сохраняются. Теперь Верховный Суд РФ является вышестоящим судом для федеральных судов обеих систем, а также военных судов и Суда по интеллектуальным правам (военные суды относятся к судам обшей юрисдикции, а Суд по интеллектуальным правам – к арбитражным судам). Главные функции Верховного Суда как надзорной, апелляционной и кассационной инстанции то же остаются без изменений.

4. Определена численность судей Верховного Суда РФ – 170 судей. В состав нового суда войдут судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и представители других судебных органов.

5. Происходят изменения и в структуре Верховного Суда: создается Судебная коллегия по экономическим спорам, к которой переходит бóльшая часть функций присоединенного Высшего Арбитражного Суда РФ. Аналогично Дисциплинарная коллегия становится преемницей упраздняемого Дисциплинарного судебного присутствия, а Судебная коллегия по делам военнослужащих заменяет Военную коллегию Верховного Суда.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

0

0

КПРФ

0

7

84

СР

62

0

2

2ЛДПР

51

0

5

Федеральный закон от 5 февраля 2014 года № 16-ФЗ (законопроект № 390479-6) «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации»

На рассмотрение Думы законопроект был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в конце ноября 2013 года. В декабре того же года он был утвержден в первом чтении. Обсуждение и принятие законопроекта во втором чтении состоялось на пленарном заседании Думы 18 декабря 2013 года, а в третьем – 24 января 2014 года.

Законопроект рассматривался совместно с проектами законов № 390470-6 и 390478-6.

I . Основные положения законопроекта

1. Новый закон определяет порядок формирования начального состава Верховного Суда после присоединения к нему Высшего Арбитражного Суда. Определяется перечень и количество должностей первоначального состава Верховного Суда РФ. Отбор кандидатов на них признается конкурсным.

2. Ранее правом работать в Верховном Суде обладали только судьи, сейчас такую возможность получили граждане, не являющиеся судьями. Тем не менее, граждане, претендующие на должности в составе Верховного Суда РФ, должны быть не моложе 35 лет, иметь стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет и успешно сдать квалификационный экзамен. Сдавать экзамен не надо кандидатами и докторам юридических наук, имеющим звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

3. Создаются два новых органа: Специальная квалификационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верховного Суда и Специальная экзаменационная комиссия по приёму квалификационного экзамена на должность судьи Верховного Суда РФ. Обеспечение их деятельности возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде.

4. Особенности состава данных органов призваны обеспечить их независимость. В состав Специальной квалификационной коллегии входят 27 членов, из которых трое – представители Президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов, а остальные члены выбираются советами судей субъектов федерации из числа членов этих советов. Специальная экзаменационная комиссия состоит из 11 членов, трое из которых избираются общероссийскими общественными объединениями юристов, остальные – советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов. После этого кандидаты назначаются на должность Президентом РФ.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

0

0

КПРФ

0

3

88

СР

62

0

2

ЛДПР

52

0

4

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года № 4-ФКЗ (законопроект № 390478-6) «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

На рассмотрение Думы законопроект был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в ноябре 2013 года. В декабре того же года он был утвержден в первом чтении. Обсуждение и принятие законопроекта во втором чтении состоялось на пленарном заседании Думы 18 декабря 2013 года, а в третьем – 24 января 2014 года.

Законопроект рассматривался совместно с проектами законов № 390470-6 и 390479-6

I . Основные положения законопроекта

Закон корректирует действующие законодательные акты «О судебной системе Российской Федерации» и «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре РФ» в связи с объединением Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ: убирается наименование «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации», а «Федеральный арбитражный суд округа» заменяется словами «Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд)». Законопроект также однозначно прописывает новые состав и уровни системы федеральных судов Российской Федерации.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

0

0

КПРФ

0

3

88

СР

61

0

3

ЛДПР

52

0

4

III . Мнения депутатов (для трех законопроектов)

Вяткин Д. Ф., фракция «Единая Россия» 11.12.13 г. (первое чтение)

<…> Ни в одном из них [прим.: в законопроектах] мы не найдём ни единого упоминания о том, что система арбитражных судов будет развалена, ликвидирована или как-то образом реформирована! Речь идёт о создании единой высшей судебной инстанции, что является нормальной практикой во многих странах, <…> имеющиеся опыт, практика и кадровый состав арбитражных судов всех уровней ни в коем случае не будут ни утрачены, ни поставлены под сомнение. <…> Численный состав будущего Верховного Суда <…> спокойно и без каких-либо проблем вмещает нынешний состав и Высшего Арбитражного Суда, и Верховного Суда. Переезд состоится не сию минуту и не через полгода после того, как будет сформирован новый состав Верховного Суда.

Тарнавский А. Г., фракция «Справедливая Россия» 11.12.13 г. (первое чтение)

С чем связано объединение судов? С тем, что, когда разбирается какой-то спор в арбитражной системе и одной из спорящих сторон что-то не нравится, она направляется в суд общей юрисдикции с тем же вопросом, и принимается решение, прямо противоположное тому, которое было принято арбитражным судом, или наоборот. А я ещё добавлю к этому: зачастую небескорыстно. <…> Российская судебная система пока ещё очень больна, ей нужно поскорей выздороветь, её нужно кардинально встряхнуть.

Соловьёв В. Г., фракция КПРФ 11.12.13 г. (первое чтение)

Во-первых, слияние Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, а также ликвидация самостоятельной системы арбитражных судов не приведут к установлению единой правоприменительной практики <…> По одним и тем же основаниям суды общей юрисдикции различного уровня в различных регионах выносят прямо противоположные решения, а Верховный Суд оставляет в силе и те, и другие. Во-вторых, в ходе слияния высших судов мы потеряем значительную часть высококвалифицированных кадров <…> никаких льгот, в том числе жилищных, для него в связи с этим не предусмотрено. <…> В-третьих, арбитражный суд более объективный и независимый по сравнению с судами общей юрисдикции, о чём свидетельствует судебная статистика. <…> И в-четвёртых, на переезд Верховного Суда в Санкт-Петербург, по разным оценкам, собираются выделить около 50 млрд. руб. <…> Мы считаем, что в условиях кризиса эти деньги можно было бы потратить значительно более рационально.

Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ 24.01.14 г. (третье чтение)

Надежды многочисленных учёных и практиков на то, что Верховный Суд будет наделён правом издания обязательных для нижестоящих судов разъяснений по вопросам судебной практики, не оправдались. <…> Одобряемую юридическим большинством такую практику следовало бы закрепить в законе. Надеемся, что эту оплошность, допущенную Думой, нам удастся устранить позже путём внесения соответствующих законопроектов.