2014г. № 1 весенняя сессия
ФИНАНСОВАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Принятые по итогам голосования законопроекты
Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 112-ФЗ (законопроект № 477982-6 ) «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.М.Резником, А.Г.Аксаковым, Е.А.Федоровым и др. в марте этого года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 4 апреля, а во втором и сразу в третьем – 25 апреля 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Необходимость разработки законопроекта стала очевидной после того, как весной этого года международные платежные системы Visa и MasterCard, реагируя на введенные США санкции в отношении банка «Россия», а также владельцев «СМП Банка», перестали проводить операции клиентов обоих банков. После этого Президент России Владимир Путин выступил с поручением Правительству рассмотреть вопрос создания национальной системы платежных карт, являющейся альтернативой иностранным системам, работающим на российском рынке.
1. Закон определяет понятие и принципы создания национальной платежной системы, к которым относятся системы, подконтрольные ЦБ России. Ко второму чтению наименование понятия было уточнено – «национально значимая платежная система». Новацией второго чтения также стало введение понятия «национальная система платежных карт».
2. В создании национальной платежной системы примет участие Банк России, а знаком обслуживания станет символ рубля. В качестве организационной формы для системы было выбрано открытое акционерное общество, 100% акций которого будут принадлежать ЦБ России. Он будет сохранять полный контроль над оператором системы (расчетно-клиринговым центром) в течение двух лет после запуска системы. Затем Банк России получит право продать часть своих долей, однако покупатель сможет приобрести не более 10% акций оператора. Стратегия развития системы будет разрабатываться советом директоров численностью 10 человек.
3. Ко второму чтению обязанности оператора платежной системы были расширены: они должны обеспечивать бесперебойность функционирования и оказания услуг платежной инфраструктуры операторам услуг системы, а в случае нарушений в работе в тот же день сообщать своим клиентам и ЦБ России о проблемах и причинах сбоев.
3. Непосредственно предоставлением услуг системы будут заниматься ее операторы (операторы услуг системы).
4. Операторы платежных систем с 1 июля 2016 г. при совершении денежных переводов будут обязаны пользоваться услугами отечественных операторов услуг системы. Единственным исключением из этого правила станут трансграничные переводы денежных средств. Соответственно, клиринговые и операционные центры, используемые для денежных переводов, с июля 2016 года должны быть расположены на территории России. Операторам платежной системы с 1 июля 2016 г. будет запрещено передавать информацию по переводам денежных средств на территории иностранных государств или предоставлять к ней доступ с иностранных территорий.
5. Ко второму чтению в закон введено понятие «иностранная платежная система». Владельцы иностранной платежной системы для работы на территории России вносят ЦБ России обеспечительный взнос в размере суммы всех переводов в течении 2 дней. Он будет распространен и на международные платежные системы, Регулятор и расчетно-клиринговый центр которых расположены за пределами России.
6. Дополнением ко второму чтению в закон включено положение, по которому торговые точки и организации, принимающие иностранные пластиковые карты, с 1 января 2015 года должны предоставить свои покупателям и клиентам возможность оплаты картой национальной платежной системы.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
КПРФ |
83 |
0 |
8 |
СР |
56 |
0 |
0 |
ЛДПР |
60 |
0 |
4 |
III . Мнения депутатов
Бурыкина Н. В., фракция "Единая Россия" 04.04.2014 (первое чтение)
Во вторую очередь речь идёт о создании некоего нового национального продукта в сфере финансовых отношений. Да, действительно, это надо было сделать гораздо раньше, но, как всегда, пока гром не грянул, кто-то не перекрестился, поэтому сейчас приходится действовать достаточно быстро.
Аксаков А. Г., фракция "Справедливая Россия" 04.04.2014 (первое чтение)
Я хотел бы отметить, что международные платёжные системы, которые осуществляют свою деятельность внутри страны, могут это делать и далее, никаких ограничений по использованию карт "Visa", "MasterCard" и иных карт этот законопроект не предусматривает, просто обработка транзакций будет осуществляться уже не за пределами нашей страны, а внутри страны, соответственно, никакие политические решения не смогут помешать осуществлению платежей в рамках нашей страны с использованием любых карт, и зарубежных, и внутрироссийских.
Кашин Б. С., фракция КПРФ 04.04.2014 (первое чтение)
Я хотел бы сказать, что в комитете единогласно был законопроект поддержан, фракция КПРФ его тоже поддерживает, но надо понимать, что здесь идёт речь не о создании какой-то платёжной системы, здесь просто указываются требования к действующей на территории Российской Федерации платёжной системе и снимается ряд проблем, которые в действующей редакции закона "О национальной платёжной системе" зафиксированы. В частности, сейчас действует такая позиция: оператор в платёжной системы в случае и порядке, предусмотренном правилами этой платёжной системы, вправе привлекать операционный центр, находящийся за пределами Российской Федерации, для оказания операционных услуг участникам платёжной системы. Ну, ясно, что речь идёт о том, что как раз "Visa" и "MasterCard" использовали свои возможности за пределами Российской Федерации, и вот в случае возникновения политических проблем эти возможности стали работать против наших участников рынка.
Законопроект № 517191-6 "О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций"
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в мае этого года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 1 июня 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект создает новый институт досудебного разрешения споров между физическими лицами - потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями (банками и страховыми организациями) - службу финансовых уполномоченных по правам потребителей услуг финансовых организаций.
Это позволяет облегчить бремя работы для финансовых организаций, экономит издержки и время потребителя, надзорного органа, а также позволяет избежать обращения в суд.
Граждане смогут обращаться за помощью в решении споров к уполномоченному в случае, если разногласия с банком оцениваются в сумму до 500 тыс. руб. и до 100 тыс. руб. - в спорах со страховщиком. Решение финансового омбудсмена обязательно для организаций, в свою очередь, частное лицо может оспорить его в суде. Через три года действия закона обращение к такому защитнику станет обязательным перед обращением в суд.
Служба финансового уполномоченного будет существовать в виде некоммерческого партнерства, ее учредителем станет Центральный Банк России, который внесет первый имущественный взнос на существование нового органа. В дальнейшем финансирование службы будет осуществляться за счет взносов участников финансового рынка. Размер этих взносов определит совет службы, куда войдут пять представителей от правительства и Банка России и шесть от профобъединений финорганизаций и защитников потребителей.
II . Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
КПРФ |
88 |
2 |
2 |
СР |
57 |
0 |
7 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов
Мукабенова М. А., фракция «Единая Россия»
Во-первых, требует дополнительного обсуждения установление компетенции финансового уполномоченного в отношении одних финансовых организаций на уровне федерального закона, а других финансовых организаций регламентом службы финансового уполномоченного. Также дополнительного обсуждения требует перечень обязательных документов, прилагаемых к обращениям. Комитет также считает необходимым конкретизировать права финансового уполномоченного, так как законом предоставляются неограниченные возможности при вынесении тех или иных решений, что является условием для злоупотреблений и коррупции. Что теперь касается суда, который не вправе исследовать обстоятельства, установленные омбудсменом, отказать в выдаче исполнительного листа суд может только, если есть такие обстоятельства, что в совокупности указанных положений приводит к фактическому возложению на суд обязанностей поддерживать по формальным основаниям все решения принятые омбудсменом, что противоречит сути судебного рассмотрения дел.
Законопроекты, отклоненные по результатам голосования
Законопроект № 66360-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.М. Мироновым, О.Г. Дмитриевой, И.Д. Грачевым и др. в марте 2012 года. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 23 апреля 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроектом предлагалось введение федерального налога «на объекты роскоши» для физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих в собственности имущество, расположенное на территории России, стоимостью от 30 млн. руб. и выше. Это такие виды имущества как жилая недвижимость, дачи, дачные и садовые земельные участки, в том числе выделенные под индивидуальное жилищное строительство, объекты незавершенного жилищного строительства вместе с земельными участками, по истечении трехлетнего срока строительства.
Предусматривалось, что плательщиками данного налога также могли быть новые собственники автомобилей, пассажирских морских, речных и воздушных судов: самолетов, вертолетов, теплоходов, яхт, парусных судов, катеров стоимостью от 3 млн. рублей и выше. При этом налогом облагаются транспортные средства, приобретенные или впервые зарегистрированные на территории России.
Впрочем, законом были предусмотрены исключения из списка потенциальных налогоплательщиков. Так не должны платить налог инвалиды войны, Герои СССР и России, полные кавалеры ордена Славы, лауреаты государственных и премий, нобелевские лауреаты. Освобождаются от уплаты налога предприниматели, использующие недвижимость, земельные участки и транспортные средства как основной вид деятельности.
Недвижимость и земельные участки стоимостью от 30 млн. до 50 млн. рублей предлагалось облагать по ставке 0,3% от рыночной стоимости, от 50 до 100 - 0,6%, от 100 до 150 - 1%, свыше 150 млн. рублей - 5%. Для транспортных средств от 3 до 5 млн. рублей ставка 1%, от 5 до 20 - 3%, от 20 до 60 - 5%, а свыше 60 млн рублей - ставка предполагалась сразу в 7%.
Предполагалось, что введение данного налога позволит снизить слишком высокий уровень социального неравенства в стране, а полученные федеральным бюджетом дополнительные доходы будут направляться на решение проблемы бедности и нищеты населения.
II . Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
0 |
0 |
238 |
КПРФ |
90 |
0 |
1 |
СР |
60 |
0 |
4 |
ЛДПР |
55 |
0 |
1 |
III . Мнения депутатов
Дмитриева О. Г., фракция "Справедливая Россия"
<…> мы предлагаем всем в дальнейшем не вводить налог на недвижимость для всего населения страны, а ввести его только как налог на роскошь по дорогим объектам недвижимости. Налог на недвижимость для всей страны будет касаться, по меньшей мере, 100 миллионов объектов жилой недвижимости - это квартиры, дома, садовые участки, дачные участки. Наш законопроект по дорогим объектам недвижимости - стоимостью свыше 30 миллионов рублей, будет касаться примерно 200-300 тысяч объектов. Таким образом, все вопросы по рыночной оценке объектов недвижимости, по ведению кадастра, по противоречиям и оспариваниям рыночной оценки, можно будет отрепетировать, отрегулировать на очень узком сегменте объектов недвижимости и, соответственно, населению, которое ими владеет для того, чтобы решить все сложные вопросы администрирования.
Гончар Н. Н., фракция "Единая Россия"
Кроме того, что касается принципов формирования рыночной оценки, как изложено в законопроекте, который я сейчас докладываю, точнее, точку зрения комитета по его поводу, здесь практического применения этот текст найти не может. Он нуждается в массе дополнительных нормативных актов, которые на основании этих принципов, и даже разработать проекты их невозможно. Кроме того, у нас сегодня все объекты, которые здесь указаны как объект налогообложения в части налога на роскошь, уже облагаются налогом: налогом на имущество, налогом на землю, ну, что касается налогом на транспортные средства, то тоже это всё хорошо известно, и здесь введены и повышающие коэффициенты и так далее. <…> Но те принципы, которые здесь сформулированы, в значительной степени не соответствуют тем принципам, по которым на сегодняшний день Росреестр и кадастровая палата сформировали те принципы оценки, которые сегодня есть в Москве..
Романов В. С., фракция КПРФ
Я представляю, если бы президент Путин сказал завтра: а надо принять закон о роскоши, и сразу нашлись бы очень убедительные аргументы в поддержку такого решения. Но это же не сильно здорово, что Государственная Дума сама ищет какие-то отговорки, лишь бы "похоронить" этот закон. Насколько он совершенный, жизнь быстро бы показала. То, что его можно задействовать, у меня сомнений нет. То, что государственные структуры держат на контроле имущество или доходы миллионов и десятков миллионов людей, оказывается, могут. А тут гораздо более узкая группа населения и расписывается в бессилии.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР
Мы же говорим о том, чтобы изменить меру участия в наполнении бюджетов, и в этом, наверное, есть справедливость, и мы все это должны признать. А вот в заключении комитета, Николай Николаевич, там написано, что данный закон нарушает принцип справедливости. <…> Мы считаем, что надо начинать движение в этом направлении, а во втором чтении мы бы смогли учесть и все категории, и суммы, и графики.