2014г. № 1 весенняя сессия
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Принятые по итогам голосования законопроекты
Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ (законопроект № 449127-6 ) "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ 11 февраля 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 16 апреля, во втором 2, а в третьем - 4 июля 2014 года.
I. Основные положения законопроекта
Основная новация законопроекта - государство получит возможность не проводить конкурс, если с инициативой заключить соглашение выступит частная сторона. Для этого частная компания направляет тому, в чьей собственности находится объект будущего концессионного договора, свое предложение. Оно рассматривается ответственными государственными органами, принимается решение его принять, после чего проект соглашения и поступившее предложение опубликуется в интернете. Если за 30 дней с момента публикации какая-нибудь иная частная компания не заявит, что заинтересована в конкурсе, он отменяется, а концессионное соглашение заключается с компанией-инициатором.
Предполагается, что новое правило облегчит инвесторам участие в конкурсе и сократит сроки заключения соглашения.
Кроме этого, перечень объектов концессионного соглашения делается открытым. Это означает, что появляется возможность использования концессии не только в отношении автомобильных дорог, инженерных сооружений и транспортной инфраструктуры, как это предусмотрено действующим законодательством, но и для реконструкции широкого круга объектов культуры, спорта, организаций отдыха граждан и туризма, принадлежащим на праве оперативного управления, либо хозяйственного ведения государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
Вводится норма, в соответствии с которой предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий уже не требует согласования с антимонопольным органом, что также позволит сократить сроки заключения соглашения.
Появится возможность участия на стороне концедента нескольких частных компаний. Это позволит создавать в рамках концессионного соглашения крупные линейные объекты, часто расположенные на территории нескольких публично-правовых образований. Такие компании заключают соглашение о проведении совместного конкурса, по итогам которого один из участников определяется ответственным лицом концессионного соглашения.
При доработке законопроекта ко второму чтению для сферы ЖКХ было сделано исключение – возможность участия на стороне концедента нескольких частных компаний была ограничена. Кроме этого, для таких объектов установлен особый порядок определения платы по объекту концессионного соглашения.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
1 |
КПРФ |
0 |
89 |
3 |
СР |
2 |
2 |
62 |
ЛДПР |
0 |
0 |
56 |
III . Мнения депутатов
Звагельский В. Ф., фракция "Единая Россия" (первое чтение) 16.04.2014
Как уже было сказано, я повторюсь, основные тезисы, которые рассматривает данный законопроект, – это расширение перечня объектов концессионного соглашения, который предлагается обязательно сделать открытым, это возможность заключения концессионного соглашения в отношении тех объектов, которые находятся на праве хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий и на праве оперативного управления предприятий. Также возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора, в том числе множественность лиц со стороны концессионера…
Семёнов В. В., фракция ЛДПР (первое чтение) 16.04.2014
Но в первую очередь нас действительно волнует вопрос, как будет происходить переход в частную собственность по заключению, по исполнению договора концессии, не приведёт ли это к очередной волне приватизации. Нас волнует, как будет проходить концессия, когда у нас в неё будут включены объекты здравоохранения. <…> И есть вопросы по срокам проведения аукционов, когда конкурсов, когда у нас заявитель концессионер, 30 дней - это, наверное, не тот срок, за который могут конкуренты подготовить и свои документы внести на конкурс.
Кашин В. И., фракция КПРФ (первое чтение) 16.04.2014
Мы вроде бы говорим о государственно-частном партнёрстве, а на самом деле опять у государства забирают серьёзные объекты, опять частник, собственник, который будет всё делать для того, чтобы выжить из этих объектов всё и вся, и опять увезти за рубеж эти деньги, которые он изымет у наших граждан.