Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 1 весенняя сессия

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 265-ФЗ (законопроект № 449127-6 ) "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ 11 февраля 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 16 апреля, во втором 2, а в третьем - 4 июля 2014 года.

I. Основные положения законопроекта

Основная новация законопроекта - государство получит возможность не проводить конкурс, если с инициативой заключить соглашение выступит частная сторона. Для этого частная компания направляет тому, в чьей собственности находится объект будущего концессионного договора, свое предложение. Оно рассматривается ответственными государственными органами, принимается решение его принять, после чего проект соглашения и поступившее предложение опубликуется в интернете. Если за 30 дней с момента публикации какая-нибудь иная частная компания не заявит, что заинтересована в конкурсе, он отменяется, а концессионное соглашение заключается с компанией-инициатором.

Предполагается, что новое правило облегчит инвесторам участие в конкурсе и сократит сроки заключения соглашения.

Кроме этого, перечень объектов концессионного соглашения делается открытым. Это означает, что появляется возможность использования концессии не только в отношении автомобильных дорог, инженерных сооружений и транспортной инфраструктуры, как это предусмотрено действующим законодательством, но и для реконструкции широкого круга объектов культуры, спорта, организаций отдыха граждан и туризма, принадлежащим на праве оперативного управления, либо хозяйственного ведения государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.

Вводится норма, в соответствии с которой предоставление концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий уже не требует согласования с антимонопольным органом, что также позволит сократить сроки заключения соглашения.

Появится возможность участия на стороне концедента нескольких частных компаний. Это позволит создавать в рамках концессионного соглашения крупные линейные объекты, часто расположенные на территории нескольких публично-правовых образований. Такие компании заключают соглашение о проведении совместного конкурса, по итогам которого один из участников определяется ответственным лицом концессионного соглашения.

При доработке законопроекта ко второму чтению для сферы ЖКХ было сделано исключение – возможность участия на стороне концедента нескольких частных компаний была ограничена. Кроме этого, для таких объектов установлен особый порядок определения платы по объекту концессионного соглашения.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

237

0

1

КПРФ

0

89

3

СР

2

2

62

ЛДПР

0

0

56

III . Мнения депутатов

Звагельский В. Ф., фракция "Единая Россия" (первое чтение) 16.04.2014

Как уже было сказано, я повторюсь, основные тезисы, которые рассматривает данный законопроект, – это расширение перечня объектов концессионного соглашения, который предлагается обязательно сделать открытым, это возможность заключения концессионного соглашения в отношении тех объектов, которые находятся на праве хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий и на праве оперативного управления предприятий. Также возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частного инвестора, в том числе множественность лиц со стороны концессионера…

Семёнов В. В., фракция ЛДПР (первое чтение) 16.04.2014

Но в первую очередь нас действительно волнует вопрос, как будет происходить переход в частную собственность по заключению, по исполнению договора концессии, не приведёт ли это к очередной волне приватизации. Нас волнует, как будет проходить концессия, когда у нас в неё будут включены объекты здравоохранения. <…> И есть вопросы по срокам проведения аукционов, когда конкурсов, когда у нас заявитель концессионер, 30 дней - это, наверное, не тот срок, за который могут конкуренты подготовить и свои документы внести на конкурс.

Кашин В. И., фракция КПРФ (первое чтение) 16.04.2014

Мы вроде бы говорим о государственно-частном партнёрстве, а на самом деле опять у государства забирают серьёзные объекты, опять частник, собственник, который будет всё делать для того, чтобы выжить из этих объектов всё и вся, и опять увезти за рубеж эти деньги, которые он изымет у наших граждан.