2014г. № 1 весенняя сессия
РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Принятые по итогам голосования законопроекты
Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 73-ФЗ (законопроект № 407865-6) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части допуска иностранных граждан к выполнению функций членов экипажей воздушных судов гражданской авиации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в декабре 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 марта, а во втором и третьем – 4 апреля 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Закон разрешает руководителям российских авиакомпаний принимать на работу иностранных пилотов и включать их в состав российских экипажей коммерческой гражданской авиации, в том числе на должности командира воздушного судна, при условии, что другие члены экипажа – граждане России. Для включения иностранного пилота в состав российского экипажа требуется подписание им договора, срок заключения которого органичен пятью годами. Разрешение ограничено сроком – до 1 января 2019 года.
Закон позволяет уменьшить дефицит подготовленных летных экипажей отечественных авиакомпаний, в особенности, командиров воздушных судов.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
1 |
КПРФ |
1 |
89 |
10 |
СР |
7 |
51 |
6 |
ЛДПР |
0 |
55 |
1 |
III . Мнения депутатов
Ефимов В. Б., фракция "Единая Россия" 11.03 14 (первое чтение)
<…> данный законопроект должен распространяться только на пять лет, то есть включительно до 2019 года. Считаем также нужно ввести ограничение - не более 200 иностранных граждан, привлекаемых в качестве командиров воздушных судов в коммерческой гражданской авиации за эти пять лет. <…> Почему мы ограничиваем пятилетним периодом? Это связано с тем, что в настоящее время идёт увеличение выпуска пилотов из наших училищ. Расчёт показывает, что их период в качестве командиров воздушных судов произойдёт в течение шести примерно лет, и мы сможем закрыть дефицит этих кадров гражданами Российской Федерации.
Плетнева Т.В., фракция КПРФ 11.03 14 (первое чтение)
Я задавала социальный вопрос тоже, потому что мы знаем, что, если к нам идёт иностранец, тем более, высокооплачиваемый, он идёт-то зачем к нам? Ему надо знать язык, ему надо знать наше законодательство. Он идёт из-за того, что ему здесь будут больше ещё платить. А чтобы больше платить, каждая компания должна опять с кого брать? Опять с людей, билеты.
Старовойтов А.С., фракция ЛДПР 11.03 14 (первое чтение)
Первое. Увеличится безработица среди выпускников лётных училищ, снизится возможность ввода в строй российских вторых пилотов на должность командира воздушных судов. Второе. Появится доступность к секретной информации у граждан других государств. Третье. Снизится возможность по использованию лётного состава, как резерва Минобороны. Четвёртое. Не гарантируется соблюдение российского законодательства на борту воздушного судна. Пятое. Появятся налоговые потери госбюджета страны, страховых взносов в ПФР, в том числе и на дополнительное пенсионное обеспечение членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Шестое. Снизится защищённость транспортной безопасности страны. И седьмое. Признание иностранного пилотского свидетельства РФ не соответствует зарубежным правовым нормам.
Нилов О. А. фракция «Справедливая Россия»04.04.14 (второе чтение)
Я остаюсь убеждённым в том, что всё-таки главная причина, по которой в правительство вышли наши авиационные компании, авиапредприятия, не отсутствие собственных кадров, вот не верю я в это, а стремление сэкономить, в том числе на заработной плате, на содержании соцпакета для командиров воздушных судов.
Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 79-ФЗ (законопроект № 462391-6 ) «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ 6 марта 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 1 апреля, а во втором и в третьем – 4 апреля 2014 года.
I. Основные положения законопроекта
Законопроектом предлагается наделить авиакомпании правом продавать билеты на самолет по т.н. «невозвратным» тарифам. Это означает, что если пассажир по каким-то причинам решит вернуть билет на самолет, его стоимость возвращена не будет. Однако из этого правила предусматриваются исключения. Так стоимость билета в любом случае будет возвращена пассажиру в ситуациях, когда он вынужден отказаться от перелета, например, в связи с его внезапной болезнью или следующего с ним члена семьи или близкого родственника, либо смертью члена семьи, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна.
С принятием закона авиапассажир, планируя авиаперелет, имеет возможность выбора тарифа - с возвратными и невозвратными билетами. Авиакомпания обязана информировать пассажира об условиях возврата или невозврата стоимости билета до его покупки.
Закон создает стимулы для снижения стоимости авиабилетов и развития авиакомпаний-лоукостеров, поскольку до этого российские авиаперевозчики продавали только возвратные билеты, в цену каждого из которых уже был включен риск возврата.
Кроме того, будут обеспечены равные конкурентные условия российским и иностранным перевозчикам, потому что сейчас иностранные перевозчики, продающие в России свои билеты, предлагают их с учетом наличия невозвратного тарифа значительно дешевле, чем отечественные авиакомпании.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
КПРФ |
8 |
56 |
8 |
СР |
5 |
0 |
59 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов
Старовойтов А. С., фракция ЛДПР 01.04.14 (первое чтение)
Мы согласны с тем, что в целом данный законопроект направлен на то, чтобы понизить плату за авиаперевозки, ведь абсолютно очевидно, что раз авиаперевозчики из-за возврата билетов теряют в год порядка двадцати с лишним миллиардов, - по-моему, такая цифра звучала, - то эта сумма лежит на плечах тех людей, которые летают, не сдают билеты, потому что ни одна коммерческая структура - собственно, это законы рынка, законы бизнеса, - не настроена нести какие-то убытки.
Решульский С. Н., фракция КПРФ 01.04.14 (первое чтение)
Ещё раз подчеркну, в целом - а я внимательно этот законопроект изучил - идея мне нравится, но это опять перекладывание бремени и тяжести тарифов, стоимости билетов на плечи наших пассажиров. К сожалению, мы, какой ни возьми закон, радеем за развитие бизнеса, конкурентной среды, но почему-то очень мало радеем о нуждах нашего населения, в данном случае - наших пассажиров.
Васильев А. Н., фракция "Единая Россия" 01.04.14 (первое чтение)
В процессе обсуждения противники данного законопроекта не раз обращали внимание на его несоответствие Закону "О защите прав потребителей". Тем не менее хочу отметить: проектом федерального закона предусмотрено, что при отказе пассажира от воздушной перевозки плата не возвращается, за исключением сборов за те услуги, которые пассажиру до отказа от перевозки фактически не были оказаны, то есть часть денежных средств при покупке невозвратного билета всё-таки можно будет вернуть. Положение пассажиров не ухудшается, поскольку они будут заранее располагать информацией о том, что можно приобрести право на перевозку как по невозвратному тарифу, так и по возвратному, и смогут сделать свой выбор в соответствии со своими намерениями…
Законопроект № 49153-6 Законопроект № 49153-6 «О внесении изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в апреле 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 июня 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект разрешает авиакомпаниям отказывать в продаже билета тем пассажирам, которые за последние пять лет нарушали правила поведения на борту самолета и создавали тем самым угрозу безопасности полета либо жизни и здоровью других пассажиров. Кроме этого, авиакомпании имеют право публиковать «черные списки» авиадебоширов.
Законопроект юридически легализует существующую практику отечественных авиакомпаний, позволяющую отказать пассажиру в покупке авиабилета, если он ранее был неоднократно уличен в грубом нарушении правил поведения во время перелета.
II . Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
КПРФ |
91 |
0 |
1 |
СР |
56 |
0 |
0 |
ЛДПР |
2 |
0 |
62 |
III . Мнения депутатов
Нилов Я. Е., фракция ЛДПР
Суть законопроекта заключается в том, чтобы дать право авиакомпаниям не продавать билеты пассажирам-дебоширам. Все мы видели яркие примеры, когда у нас люди напиваются на борту самолёта, бросают пустые бутылки, раскачивают самолёты, устраивают драки, всё, что угодно, в общем, они портят комфортный перелёт для тех, кто хочет чувствовать себя безопасно и спокойно на борту самолёта. Сегодня в одностороннем порядке авиакомпания не имеет права отказать в продаже билета, и даже тому товарищу Кабалову, который сегодня осужден, если он захочет даже сегодня приобрести билет, отказать ему авиакомпания не имеет права. <…> Мы считаем, что такую мировую практику, которая давно действует в ряде западных авиакомпаний, надо применять и использовать у нас.
Законопроект № 531675-6 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части провоза багажа"
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством Российской Федерации в мае 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 июня 2014 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект предоставляет право авиакомпаниям отменять существующую сейчас норму обязательной оплаты багажа, включенную в стоимость авиабилета. Если авиакомпания отказывается от этой обязательной нормы, пассажир сможет взять с собой на борт лишь ручную кладь, перевозка которой остается бесплатной в любом случае и не платить на услугу по перевозке багажа вовсе. При этом авиакомпания обязана до покупки билета сообщить пассажиру об условиях провоза багажа и вещей, если указанная норма была отменена.
Закон позволит низкобюджетным авиакомпаниям сформировать более широкую линейку тарифов по перевозке пассажиров за счет предложения различных условий по перевозке багажа, а пассажирам – снизать затраты на покупку билета, если в какой-то момент не необходимости везти «лишние» килограммы багажа.
II . Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
237 |
1 |
0 |
КПРФ |
4 |
18 |
70 |
СР |
2 |
5 |
57 |
ЛДПР |
0 |
51 |
4 |
III . Мнения депутатов
Руденко А.В., фракция «Справедливая Россия»
Да, билет дешевый. Но когда ставишь галочку: оплатить багаж, то 20-килограммовый багаж получается стоимостью 50-60 евро. Что это такое? Это порядка, наверное, у нас, если умножить на 50, это 2,5 тысячи рублей. Вы приводили пример, что аэропортовый сбор составляет 221 рубль и экономия достигнет 20 процентов, то есть 40 рублей. Таким образом, скидывая сейчас 40 рублей на каждого пассажира, мы заставляем пассажиров... Будем доплачивать, поверьте мне, будем доплачивать 2-3 тысячи рублей. <…> Вот вы планировали быстренько сделать законопроект по лоукостерам, а сделали так, что пострадает наша компания, и так сейчас неконкурентоспособная наша компания по сравнению с ведущими мировыми по целее [цене – ред.]. <…> Давайте разделим законопроект. Вот наша фракция не хочет голосовать за данный законопроект, потому что мы считаем, что таким образом мы втихаря ущемляем интересы наших граждан, тех граждан, которые вот перевозят свои вещи личные, прилетают, особенно из Сибири и так далее, где многочасовые перелёты.
Свинцов А. Н. фракция ЛДПР
Мы уже иногда и неоднократно предлагали также, как и с багажом, рассмотреть возможность, чтобы граждане имели возможность с собой что-то брать [ продукты питания – ред.]. <…> Поэтому хочется сказать правительству, чтобы в этом направлении тоже они подумали, поработали и разработали соответствующие нормы, чтобы человек тоже или авиакомпания не включала в стоимость авиабилета то питание, которое нашим гражданам не нужно, и многие не едят его, а за это почему-то платят. Это первое. И второе, что действительно влияет на авиабилеты – это стоимость керосина. Уже неоднократно в этом зале поднимались вопросы о том, что монополия сейчас на этом рынке, что нет такого реального рыночного механизма, нет реальной рыночной конкуренции в вопросах поставки авиакеросина для наших, значит, самолётов. И вот это действительно, наверное, 30-40 процентов цены в, значит, стоимости авиабилета. То же самое мы говорим об аэропортовых сборах.
Кузин С. П., фракция «Единая Россия»
Теперь после принятия этого закона все будут знать, что Государственная Дума снизила, вдвое понизила законом бесплатный порог провоза багажа и теперь вместо 20 килограмм, все бесплатно будут провозить – 10…<…> Что будет твориться в кассах по оплате багажа, и что будут говорить люди о нас с вами, я могу слегка себе сейчас спрогнозировать. Более того, современные чемоданы, как вам всем известно, один чемодан пластиковый, там ещё какой-то, он сам весит 5 килограмм, а перелёт в отпуск из Хабаровска, да даже не из Хабаровска, а из Новосибирска в Калининград или, скажем, на юг, если в отпуск летит семья, там или один человек, или два человека на месяц, то он никогда не уложится в 10 килограммов, имея в виду стоимость, вес чемодана. Мы зачем это делаем? Правильно вы сказали, что экономия на билете получится там 40 рублей, 100 рублей к стоимости билета, но стоимость провоза багажа будет стоить 3 тысячи рублей - суммарная. <…> Мы и дальше будем кормить авиационные компании вот таким образом, теперь через оплату дополнительного веса?
Законопроекты, отклоненные по результатам голосования
Законопроект № 221543-6 «О внесении изменений в статью 36 Воздушного кодекса Российской Федераци»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.П.Машкариным, Л.Л.Левиным, А.В.Митрофановым и др. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 25 февраля 2014 года.
I. Основные положения законопроекта
Законопроект предлагал обязательную установку в пассажирском салоне и кабине самолетов гражданской авиации видеорегистраторов. С помощью этой меры предполагалось бороться с авиадебоширами - видеозапись предъявлялась бы суду в качестве улики происшествия.
II. Результаты голосования: законопроект отклонен
Фракция |
За |
Против |
Воздержались/не голосовали |
ЕР |
0 |
0 |
238 |
КПРФ |
1 |
0 |
91 |
СР |
15 |
0 |
49 |
ЛДПР |
0 |
0 |
56 |
III. Мнения депутатов
Левин Л. Л., фракция "Справедливая Россия"
Что это даст? В первую очередь повышение безопасности перелётов авиационным транспортом. Самым важным моментом предлагаемого законопроекта является то, что в ближайшей перспективе мы даём возможность наземным службам детально контролировать обстановку на борту в режиме он‑лайн. <…> Видеозапись убеждает лучше любых слов. Решения судов, принятые на основе видеозаписей, будут объективными, и поэтому затруднительными для оспаривания. Неотвратимость наказания позволит серьёзно сократить явления хулиганства на борту.
Андреев А. А., фракция КПРФ
Статья 36 Воздушного кодекса устанавливает порядок доступа к эксплуатации воздушных судов. Условием для их допуска является наличие сертификата лётной годности. <…> Согласно общим техническим требованиям к лётной годности экземпляра воздушного судна и каждого его компонента должны отсутствовать изменения конструкции, не предусмотренные действующей документацией и не согласованные с разработчиком. Таким образом, дооснащение оборудованием, не предусмотренным сертификатом и не согласованным с разработчиком, автоматически лишает конкретный данный экземпляр воздушного судна сертификата лётной годности, что делает это... что делает невозможным его дальнейшее использование.
Старовойтов А. С., фракция ЛДПР
<…> я концептуально согласен, что здесь нужно менять ситуацию, нужно, чтобы Российская Федерация в лице Росавиации, в лице Министерства транспорта общалась, ведя переговоры с производителями воздушных судов, гражданских воздушных судов, безусловно, выставляла как требование, серьёзное и важное требование, производителям на установку вот этих камер фиксации. Потому что в противном случае мы действительно будем заходить в суды с непонятными материалами, с непонятной доказательной базой и будем думать, что же "вешать" хулигану.
Васильев А. Н., фракция "Единая Россия"
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, потому что это действительно приведёт к тому, что нашим самолётам будет невозможно летать из-за того, что у них не будет лётной годности. Ну и также не стоит забывать, что вот этот один процент дебоширов, который портит нам жизнь, в общем-то, вся эта нагрузка на транспорт, на авиаперевозчиков, она ляжет на плечи наших граждан, что, в общем-то, войдёт в стоимость билетов.