Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 1 весенняя сессия

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕАБИЛИТАЦИИ НАЦИЗМА

Принятые по итогам голосования законопроекты

Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 128-ФЗ (законопроект № 197582-5 ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изначально идея закона была озвучена главой МЧС России Сергеем Шойгу в феврале 2009 года на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны. Законопроект внесен на рассмотрение Думы в мае 2009 года депутатами Государственной Думы Б.В. Грызловым, В.В. Володиным, А.Ю. Воробьевым и др. После получения негативного отзыва Правительства РФ в апреле 2010 года он был внесен на рассмотрение вновь с доработкой ключевых формулировок. Прежде всего, было удалено упоминание о защите исторических фактов участия в войне стран участников антигитлеровской коалиции. Конфликт вокруг телеканала "Дождь" в феврале 2014 года снова поднял вопрос правдивого освящения фактов Второй мировой войны и сохранения коллективной памяти о ее трагических событиях. Инициатором возврата к обсуждению закона стала депутат И.А. Яровая - 27 февраля 2014 года, после еще одной доработки, он был внесен на рассмотрение Думы в третий раз. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 4 апреля, а во втором и сразу в третьем – 23 апреля 2014 года.

Столь поспешное принятие законопроекта вызвало волну критики со стороны членов Совета Федерации, подготовивших альтернативный законопроект, и историков. Наибольший спор разгорелся вокруг положения об уголовной ответственности за отрицание фактов, установленных Нюрнбергским трибуналом, поскольку закон не учитывает особую позицию СССР, которую занял член трибунала от СССР Т.И. Никитченко в рамках процесса в 1946 году. Он возражал против непризнания преступными действий Кабинета министров, Генштаба и Верховного командования вермахта нацистской Германии и излишне мягкими приговорами в отношении Рудольфа Гесса, оправдания Ганса Фриче, Франца фон Папен а, Ялмара Шахта. Также законопроект устанавливает фактический запрет проведения объективных исторических исследований и дачи объективных оценок событиям Второй мировой войны, включая действия СССР в этот период.

I. Основные положения законопроекта

«Обновленный» в феврале 2014 года законопроект устанавливает уголовную ответственность за отрицание фактов преступлений нацистов, установленных приговором Нюрнбергского международного военного трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР во время Второй мировой войны, соединенных с обвинением в совершении преступлений, установленных указанным приговором.

Ко второму чтению уточняющая формулировка об уголовном наказании за уподобление деятельности СССР во время Второй мировой войны преступлениям нацистов, установленных приговором Нюрнбергского международного военного трибунала, получила иной, расширительный смысл: «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны».

В Уголовный Кодекс РФ вводится новая статья «реабилитация нацизма», по которой предусматривается наказание в виде штрафа до 300 тыс. руб. или сроком до 3-х лет. Наказание ужесточается, если преступление по фальсификации исторических фактов совершено с использованием служебного положения или с использованием средств массовой информации - штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы до 5 лет.

Новацией второго чтения стало установление уголовной ответственности за публичное осквернение символов воинской славы России, равно как и распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах, связанных с защитой Отечества.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

238

0

0

КПРФ

91

0

0

СР

52

0

12

ЛДПР

51

0

5

III . Мнения депутатов

Яровая И. А., фракция "Единая Россия" 04.04.14 (первое чтение)

<…> по истечении лет, по мере того как уходят наши ветераны, по мере того как меньше и меньше становится живых свидетелей той страшной войны, появляются политики, которые пытаются со своей личной целью пересмотреть итоги Второй мировой войны и использовать это как некий карт-бланш для своих новых политических планов. Поэтому исходя из того, что после того как закончилась Вторая мировая война, прошло уже очень много лет, наша задача сегодня, понимая ответственность перед будущими поколениями, установить охранительную меру, защитную меру по сохранению как раз памяти о той войне, и понимание того, что тогда были совершены преступления, которым больше нет места в нашей жизни.

Яровая И. А., фракция "Единая Россия" 23.04.14 (второе чтение)

Поэтому самое малое, что мы можем и должны сделать, и то, что мы с вами делаем в преддверье 9 Мая - это установить недосягаемую ни для кого линию обороны для нашей страны и для современного поколения россиян в пользу того, что у фашизма в России никогда не будет будущего.

Кашин В. И., фракция КПРФ 04.04.14 (первое чтение)

Дело в том, что, безусловно, только события в Украине, как говорится, вот подвинули, понудили нас к тому, чтобы в экстренном порядке принимать ряд законопроектов, в том числе и этот закон.

Дегтярев М. В., фракция ЛДПР 04.04.14 (первое чтение)

Однозначно, законопроект защищает нормы международного права. Может быть, это звучит экзотично, но именно этот документ сегодня станет в случае принятия на защиту норм международного права, на которые плюют, к сожалению, наши европейские коллеги. <…> Поэтому сегодня Россия должна встать на защиту исторической правды, мира и любви не только для собственных интересов и не только для того, чтобы защитить историческую память и давать истину нашим школьникам, но и для простых европейцев, которые зазомбированы европейским и американским телевидением, которые уже сегодня проявляют недовольство зомбированием и пропагандой, которую ведут западные средства массовой информации, которые недовольны двойными стандартами, которые проводит их правительства.

Тарнавский А. Г., фракция "Справедливая Россия" 04.04.14 (первое чтение)

Так вот могу сказать, что фракция "Справедливая Россия" жёстко и однозначно будет настаивать на принятии настоящего законопроекта. Мы прекрасно понимаем, что идёт жёстокая геополитическая борьба. В это дело вкладываются огромные финансовые ресурсы. Есть люди, которые подготовлены, которые занимаются тем, что хотят пересмотреть итоги той войны, которые многих не устраивают.

Тарнавский А. Г., фракция "Справедливая Россия" 23.04.14 (третье чтение)

Напомню: он принимался в течение пяти лет, а текст его на полторы страницы. И всё на самом деле, видимо, происходило неслучайно. Как и неслучайно мы сейчас в таком, относительно скомканном порядке обсудили его принятие на комитете во втором чтении опросом, как и неслучайно вчера сенаторы и группа сенаторов внесла свой законопроект, не очень понятно, в альтернативу этого, либо иной другой. Но я благодарен Ирине Анатольевне и коллегам по залу, что мы поддерживаем концепцию этого законопроекта и очень надеюсь, что мы сейчас его примем.

Законопроект № 478164-6 "О внесении изменения в статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.В. Железняком, В.А. Крупенниковым, С.А. Поддубным и др. в марте 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 мая 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект расширяет существующий перечень запрещенной к публичному показу нацисткой атрибутики и символики и атрибутики и символики экстремистских организаций. Теперь вводится запрет на публичное демонстрирование символики и атрибутики организаций, сотрудничавшими с нацистами, международными организациями или их представителями, отрицающими приговор Нюрнбергского Трибунала, и все иные основанные на нем приговоры национальных трибуналов.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались/не голосовали

ЕР

238

0

0

КПРФ

86

0

6

СР

58

0

6

ЛДПР

56

0

0

III . Мнения депутатов

Железняк С. В., фракция «Единая Россия»

Предлагаемый законопроект расширяет ограничения и запреты, связанные с демонстрацией символики фашистских и экстремистских организаций, и дополняет их символикой тех организаций, которые открыто сотрудничали с немецко-фашистскими войсками и принимали участие в карательных операциях во время Великой Отечественной войны. <…> Дело в том, что власовская деятельность точно так же, как и деятельность различных других организаций, она могла заимствовать любые символы, существовавшие до них, но мы понимаем, что бандеровская символика, которая прежде всего сейчас имеется в виду, она прямо ассоциируется с действиями коллаборационистов, сотрудничавших с фашистами, и ни в какой другой мере не соотносится ни с историей, ни с какими-то другими историческими событиями. А сам триколор наш российский существовал задолго до Власова и у подавляющего большинства граждан никоим образом не ассоциируется с Власовым.