2014г. № 2 осенняя сессия
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ
Принятые законы
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ (законопроект № 639992-6 ) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами №640056-6 и 640046-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11, во втором - 19, а в третьем - 21 ноября 2014 года.
I . Основные положения закона
Законопроект создает правовые условия функционирования свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе. СЭЗ создается сроком на 25 лет, который может быть продлен.
На территории вводится особый режим ведения бизнеса, включая льготное налогообложение, субсидии на компенсацию затрат участников и применение правил свободной таможенной зоны.
Участником СЭЗ может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в следующих отраслях: санаторно-курортная сфера, туризм, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, высокотехнологичные отрасли экономики, логистическая или транспортная инфраструктура, судостроение.
Объем капитальных вложений в инвестиционный проект участника СЭЗ в течение первых трех лет должен составлять не менее 30 млн. рублей, а если это субъект малого и среднего предпринимательства, то не менее 3 млн. рублей. Экспертными советами по вопросам СЭЗ будут рассматриваться инвестиционные проекты на сумму более 100 млн. рублей. Проекты с меньшим объемом вложений будут рассматриваться органами власти Крыма и Севастополя.
Закон адаптирует существующие предприятия региона к работе в новых российских условиях, позволяя привлечь значительный объем инвестиций в экономику Крыма.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
91 |
0 |
0 |
1 |
СР |
59 |
0 |
0 |
5 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 378-ФЗ (законопроект № 640056-6 ) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами №.640046-6 и 639992-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11-го, во втором – 19-го, а в третьем - 21 ноября 2014 года.
I . Основные положения закона
В связи с принятием нового закона о создании ОСЗ в Крыму предусматривается внесение изменений в целый ряд федеральных законов: о пенсионном, медицинском и социальном страховании, в Кодекс торгового мореплавания.
В частности, наиболее значительное изменение связано с установлением пониженных тарифов страховых взносов для участников СЭЗ.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
90 |
0 |
0 |
2 |
СР |
57 |
0 |
0 |
7 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
1 |
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 379-ФЗ (законопроект № 640046-6 ) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами №.640056-6 и 639992-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 ноября, а во втором – 19 ноября 2014 года.
Перед обсуждением в третьем чтении было принято решение вернуться ко второму чтению для уточнения редакции отдельных положений законопроекта. Повторное обсуждение и принятие во втором и сразу в третьем чтении состоялось 21 ноября 2014 года.
I . Основные положения закона
Закон устанавливает особый режим ведения бизнеса и льготное налогообложение для участников СЭЗ в Крыму.
Для участников СЭЗ на 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет. Местными законами может устанавливаться пониженная ставка регионального налога, но не выше 13,5% - норма, зафиксированная в итоговом третьем чтении. Редакция второго чтения допускала, однако, возможность варьирования ставки налога на прибыль в пределах от 10 до 13,5%. Перед третьим чтением законопроект был возвращен к процедуре второго чтения для уточнения данного показателя.
Закон освобождает участников СЭЗ от уплаты налога на имущество организаций на 10 лет и земельного налога на 3 года, а также разрешает им применять ускоренную амортизацию с коэффициентом 2 в отношении собственных амортизируемых основных средств.
Кроме этого, ставка единого сельхозналога в 2015-2016 годах может быть снижена с 6% до 0%, а в 2017-2021 годах – до 4%. Аналогичные ставки устанавливаются для лиц, применяющих патентную систему налогообложения.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
87 |
0 |
0 |
5 |
СР |
59 |
0 |
0 |
5 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов (по трем законопроектам)
Руденский И.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 11.11.2014 года
Конечно, сейчас Крым нуждается в нашей поддержке. Все мы знаем, что там есть определённые экономические проблемы, поэтому нужно вкладывать государственные средства прежде всего в инфраструктуру, что сегодня и делается, но самое главное - необходимо понимать, что в ближайшей перспективе мы должны сделать так, чтобы Крым стал самодостаточным. Для этого, конечно же, нужно дать Крыму статус свободной экономической зоны и решить комплексно эту задачу, предоставив данному региону соответствующие льготы, о которых здесь уже было сказано.
Шурчанов В. С., фракция КПРФ (первое чтение) 11.11.2014 года
Конечно, мы поддержим эти законопроекты, но, мне кажется, наша методологическая, если хотите, ошибка заключается в том, что за прошедшие двадцать лет мы так, в общем-то, и не научились, не вернулись к вопросам прогнозирования и централизованного планирования работы прежде всего предприятий, которые определяют стратегический успех России. Думается, что обсуждение этих законопроектов должно действительно подвигнуть министерство к решению этих вопросов, потому что эти задачи можно решать только в комплексе.
Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ (законопроект № 623874-6 ) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами № 623891-6 и 623885-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12 ноября, во втором - 19 декабря, а в третьем - 23 декабря 2014 года.
I . Основные положения закона
Законопроект определяет правовой режим территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР), которые по решению Правительства страны будут создаваться на Дальнем Востоке. Они могут располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований одного региона. Предполагается, что через 3 года после начала работы ТОРов на Дальнем Востоке полученный опыт будет использован
в других регионах нашей страны.
Запуск проекта начинается с создания наблюдательного совета и управляющей компании – последней передаются на праве собственности или аренды объекты государственной или муниципальной недвижимости, расположенные в границах территории. Также в границы ТОРов допускается включать земельные участки, здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.
Установлен особый режим землепользования в ТОРах, льготные ставки арендной платы, страховых платежей, подключение к объектам инфраструктуры. Также на территории вводится режим свободной таможенной зоны и обеспечивается возможность привлечения в ускоренном и льготном порядке квалифицированного иностранного персонала.
Ко второму чтению идея найма иностранцев была скорректирована: теперь граждане России, в соответствии с Трудовым кодексом, имеют преимущество при устройстве на работу.
Также ко второму чтению было определено, что территории опережающего развития создаются на срок до 70 лет. Продлить его
в будущем сможет Правительство России. Перечень разрешенных видов деятельности, которой позже будет определен Постановлением Правительств, был расширен за счет аквакультуры (рыбоводства и рыболовства), что особенно актуально для «приморского» Дальнего Востока.
Кроме того, в новой редакции законопроекта появилась возможность создавать ТОРы в моногородах.
Закон позволяет создать привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке для российских и иностранных компаний относительно аналогичных территорий в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
0 |
0 |
0 |
92 |
СР |
56 |
0 |
3 |
5 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
56 |
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ (законопроект № 623891-6 ) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами № 623874-6 и 623885-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12 ноября, во втором - 19 декабря, а в третьем – 23 декабря 2014 года.
I . Основные положения закона
В связи с принятием закона о ТОРах вносятся корреспондирующие изменения в ряд федеральных законов в части землепользования, прав собственности на недвижимое имущество, градостроительства, лесопользования, трудовой кодекс, воспроизводства водных ресурсов (в редакции второго чтения), а также полномочий региональной и местной власти по развитию инфраструктуры этих территорий.
Кроме этого, законом устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для резидентов ТОРов.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
1 |
КПРФ |
0 |
25 |
0 |
67 |
СР |
56 |
0 |
0 |
8 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
56 |
III . Мнения депутатов (обсуждение двух законопроектов)
Руденский И. Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 12.11.2014 года
Законопроектами предложены максимально возможные условия для эффективного и ускоренного развития стартовых площадок, так называемых территорий-локомотивов, путём создания инфраструктурных проектов, обеспечения благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности и предоставления налоговых льгот для участников территорий опережающего развития. Очевидно, что представленные законопроектами преференции и дебюрократизационные меры сделают территории опережающего развития максимально привлекательными и открытыми для инвесторов. Это позволит создать на Дальнем Востоке, а через три года
и в других субъектах Российской Федерации, высокотехнологичные производства, и как следствие, выпуск конкурентоспособной экспорто-ориентированной продукции.
Лазарев К. А., фракция КПРФ (первое чтение) 12.11.2014 года
Законопроект - это как раз и есть пыль в глаза, чтобы нам всем показать, что мы движемся в направлении развития Дальнего Востока, не решая ключевые вопросы Дальнего Востока, не решая проблему транспорта, не решая проблему сбыта, не решая проблему высокой себестоимости выпускаемой продукции на Дальнем Востоке. Говорить о том, что данный законопроект кардинально улучшит экономическое положение на Дальнем Востоке, это откровенное заблуждение нас всех, это ложь. Никаким образом этот законопроект не решает проблемы Дальнего Востока. Какие конкурентные преимущества получат дальневосточники, если вы сами сегодня сказать не можете, что конкретно в этих территориях опережающего развития будет производиться.
Лазарев К.А., фракция КПРФ (третье чтение) 23.12.2014 года
В закон заложены исключительно процедурные вопросы, это неадекватное решение поставленной задачи. Аналогичный закон у нас уже есть, это закон об особых экономических зонах. На Дальнем Востоке кроме Магаданской исключительной особой экономической зоны больше нет экономических зон, туда не идут инвесторы. Наши бедные министры польку "Бабочку" танцуют перед ними, чтобы они пришли. Не идут. В 2009 году создана особая экономическая зона в Советской гавани, её и сейчас включают в территорию опережающего развития. Результат - нулевой, там не построено ничего. Закон о территориях опережающего развития принципиально ничем не отличается от закона об особых экономических зонах, разница минимальная. Каким образом мы это будем решать? Данный законопроект, выходящий в третье чтение, нас разочаровывает, он неадекватен поставленным задачам.
Абрамов И. Н., фракция ЛДПР (первое чтение) 12.11.2014 года
Да я вам скажу, что через три года у вас ровно там не будет построено ни одного предприятия. Посмотрите опыт особых экономических зон. Вот далеко ходить не надо, вот Москва, Зеленоград, там технико-внедренческая зона. В 2005 году было постановление, значит, об открытии этой зоны. Финансирование нормальное. Ещё там, по-моему, одно или два предприятия пока в стадии строительства, остальные только в стадии планировки, то есть прошло уже девять лет.
Тумусов Ф. С., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 12.11.2014 года
А не превратятся ли территории опережающего развития в некие взрывоопасные этнические анклавы? Понятно, что это будет из-за границы рабочая сила, а продукция, вырабатываемая там, будет ориентирована только на экспорт. А как же внутренний рынок? В общем нам очень не хотелось бы, чтобы Минвостокразвития в один прекрасный день не превратился в минтероперразвития. Именно в этом смысле мы за комплексный подход к развитию всех территорий Дальнего Востока и особенно северных территорий.
Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 380-ФЗ (законопроект № 623885-6 ) «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года совместно в пакете с законопроектами №.623874-6 и 623891-6. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12-го, во втором – 18-го, а в третьем - 21 ноября 2014 года.
I . Основные положения закона
Законопроект устанавливает целый ряд налоговых льгот для резидентов ТОРов. Одна из них - пониженный налог на прибыль организаций. Для резидентов ТОРов налоговая ставка в федеральный бюджет устанавливается в размере 0 %, а в региональный от 5% до 10% в течение 5-ти налоговых периодов. Налогоплательщик-резидент сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности на этой территории составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Ко второму чтению поправкой было сделано уточнение, по которому все налоговые льготы снимаются, если участник был исключен из реестра резидентов.
В течение 10 лет к ставке налога на добычу полезных ископаемых устанавливается понижающий коэффициент. Также предусматривается установление нулевой ставки НДС в отношении произведенных товаров или услуг.
По замыслу разработчиков налоговые льготы помогут создать благоприятные условия для запуска и реализации инвестиционных проектов на территориях опережающего развития.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
91 |
0 |
0 |
1 |
СР |
58 |
0 |
0 |
6 |
ЛДПР |
52 |
0 |
0 |
4 |
III . Мнения депутатов
Кармазина Р. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 12.11.2014 года
Вот у нас есть экономические зоны, есть региональные инвестиционные проекты, а это территории опережающего развития. В этой связи правительством подготовили поправки в Налоговый кодекс, где даются преференции для тех, кто придёт в эти территории опережающего развития. Поэтому сегодня просчитать, какая будет себестоимость, мы даже не знаем, какой бизнес туда придёт, и просчитать, какая будет себестоимость, сколько выпадет налогов, сколько... наоборот, мы дадим толчок развития и, может быть, в два - в три раза больше придёт туда, в бюджет, этих налогов. Поэтому сделать это невозможно.
Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 491-ФЗ (законопроект № 665507-6 ) «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Государственным Советом Республики Крым в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12, а во втором и в третьем чтении - 23 декабря 2014 года.
I. Основные положения закона
Закон регулирует технологические и правовые аспекты деятельности винодельческой отрасли Крыма, продляя на год период перехода на общероссийские стандарты.
Так до 1 января 2016 года у крымских винодельческих предприятий, имущество которых находится в собственности публично-правового образования (ПАО), не будут требовать сертификаты соответствия на основное технологическое оборудование, а также разрешат использовать арендованные производственные мощности отдельно от основных зданий. При этом виноделы Севастополя должны завершить перерегистрацию оборудования и помещений в единые имущественные комплексы в соответствии с требованиями российского законодательства на полгода раньше - до 1 июля 2015 года.
До 1 января 2016 года отсрочили и требование обязательного оснащения производственных линий автоматическими счетчиками производимой продукции.
Также в Крыму на год разрешена торговля вином во временных торговых павильонах.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
1 |
КПРФ |
83 |
0 |
0 |
9 |
СР |
91 |
0 |
0 |
3 |
ЛДПР |
52 |
0 |
0 |
4 |
III . Мнения депутатов
Звагельский В.Ф., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 12.12.2014 года
Сегодня действующим законом установлен запрет на сдачу в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта, данное оборудование может быть только в собственности. <…> К сожалению, законопроект, внесённый Госсоветом Республики Крым, относится не только к функционированию предприятий в Крыму, которые действительно не успели перестроиться под действующий 171-й закон и нуждаются в дополнительном переходном периоде, данным законопроектом действие этой нормы распространяется на всю территорию Российской Федерации, что, как мы видим, концептуально не совсем правильно. Поэтому, принимая во внимание то, что с 1 января большинство предприятий Крыма формально работать не смогут, мы считаем, что можно сделать поправки ко второму чтению, где данные изъятия будут относиться только к Республике Крым и будет установлен срок один год.
Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 12.12.2014 года
Не надо стесняться того, что вы [обращение к Трофимову С.А., представителю Государственного Совета Республики Крым – ред.] хотите вернуть государственную монополию на производство спирта, - вот давайте начнём это с Крыма! И ни в коем случае мы не рекомендуем вам продавать оборудование. Да, учреждайте ГУПы и контролируйте, во-первых, для того, чтобы качество было гарантировано, а во-вторых, это немалые средства - в бюджете Крыма, так же как и в бюджете России, сотни миллиардов совсем не лишние. <…> Давайте наводить порядок на алкогольном рынке Крыма - может быть, вашему примеру последуют и другие регионы, и коллеги в Государственной Думе поддержат, может быть, будут и наши совместные инициативы в этом плане.