Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАНЫ

Принятые законы

Федеральный закон от 14 октября 2014 года №305-ФЗ (законопроект № 604509-6 ) «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.Е. Деньгиным, В.В. Парахиным, Д.Н. Вороненковым и др. в сентябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 23 сентября 2013, а во втором и в третьем – 26 сентября 2014 года.

Во многом, данная инициатива является «законодательным ответом» на информационную войну, развязанную странами Запада и Украиной в отношении России весной-летом прошедшего года после присоединения Крыма и конфликта на Донбассе.

I . Основные положения закона

Законопроект уменьшает максимально возможную долю иностранных акционеров в капитале российских СМИ с существующих 50% до 20%. Также фиксируется норма, по которой иностранные граждане, лица без гражданства и граждане РФ, имеющие гражданство другой страны, не вправе выступать учредителями СМИ. Ко второму чтению было сделано уточнение, согласно которому действие закона не распространяется на СМИ, созданные в рамках международных соглашений.

Законопроект предусматривает переходный период до февраля 2017 года, позволяющий российским СМИ с иностранным участием привести состав учредителей в соответствие с законом.

Закон позволит нивелировать риски влияния на принятие стратегических решений отечественных СМИ со стороны иностранных владельцев, что в отдельных случаях может угрожать информационной безопасности государства и наносить вред правам и свободам российских граждан.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

0

0

КПРФ

87

0

0

5

СР

54

2

0

8

ЛДПР

54

0

0

2

III . Мнения депутатов

Левин Л. Л., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 23.09.2014 года

Принимая предлагаемый законопроект, мы, не касаясь вопросов благосостояния граждан, не ограничивая свободу слова в нашей стране, исключаем возможность давления иностранных собственников на позиции наших СМИ. Причём речь идёт исключительно об административном давлении иностранных собственников. <…> Предлагаемый законопроект находится в русле мировой практики предоставления иностранцам прав собственности на средства массовой информации. Даже в наиболее развитых странах США и Великобритании иностранные акционеры не могут приобрести средства массовой информации без оглядки на позицию государства.

Плетнева Т.В., фракция КПРФ (первое чтение) 23.09.2014 года

Я считаю, что действительно нам необходимо вообще запретить участие в средствах массовой информации. Пусть они приезжают к нам, смотрят. Пусть они участвуют, платят за рекламу и прочее, если им надо прорекламировать свои товары. Но это не значит, что они должны влиять на идеологию наших СМИ.

Золочевский В.С., фракция ЛДПР (первое чтение) 23.09.2014 года

И, слава богу, что у нас Россия развивается в сторону нормальной работы, в том числе и медиасферы, и у нас уже не будет тех ситуаций, когда были некоторые товарищи: Гусинский, Березовский, владели НТВ, первыми каналами, потом непонятно где они оказывались и находились. А сейчас у нас будет нормальная работа с нашими нормальными журналистами, с нашими профессионалами. Они, безусловно, являются конкурентоспособными, и многие из них невостребованы, потому что их перебивают некоторые иностранные коллеги. Сейчас, я думаю, опыт российских журналистов будет гораздо более востребован.

Чуйченко Р. Ю., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 23.09.2014 года

Фракция «Единая Россия» поддерживает принятие этого законопроекта, мы считаем его принятие своевременным, своевременных
в тех условиях, когда против нашей страны развязана откровенная информационная война, развязана со стороны наших евроатлантических партнёров. <…> Но есть признаки того, что эта информационная война, планируется перенесение её на нашу территорию, на нашу страну. И мы должны, конечно, обеспечить информационную безопасность государства и информационную безопасность народа и защитить наше общественное мнение от недружелюбных возможных действий.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 526-ФЗ (законопроект № 596277-6) «О внесении изменения в статью
4 Федерального закона «О внесении изменений в отельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.Е. Деньгиным, Я.Е. Ниловым, Е.А. Федоровым и др. в сентябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 19 сентября, во втором 24 сентября 2014 года. 17 декабря с.г. документ был рассмотрен во втором чтении повторно. В тот же день состоялось рассмотрение и принятие законопроекта в третьем чтении.

I . Основные положения закона

Законопроект предполагает перенести с 1-го января на 1-е сентября 2015 года вступление в силу нормы федерального закона от 21 июля 2014 года №242-ФЗ о хранении персональных данных российских граждан на серверах, расположенных на территории нашей страны.

Сайты, нарушающие этот закон, будут заноситься в «реестр нарушителей прав субъектов персональных данных». Ограничивать доступ к ресурсам Роскомнадзор будет в судебном порядке. После устранения нарушений доступ может быть восстановлен.

Законодательная инициатива связана с усилением информационного давления на Россию и позволяет обеспечить сохранность персональных данных ее граждан при обращении к зарубежным интернет ресурсам.

Вместе с тем некоторые эксперты считают, что нововведение может сильно усложнит жизнь гражданам России при выдаче шенгенских виз, пользованием интернет-магазинами, бронированием отелей, авиабилетов.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

5

2

85

СР

58

0

0

6

ЛДПР

45

0

0

11

III . Мнения депутатов

Ющенко А.А., фракция КПРФ (первое чтение) 19.09.2014 года

Не секрет, что персональные данные граждан Российской Федерации являются объектом внимания со стороны мошенников, а также со стороны спецслужб западных стран. Сложилось испокон веков, что производство программного обеспечения, компьютерных устройств, телефонов осуществляется на территориях Европы, Соединённых Штатов Америки и Азии, там также находятся серверы социальных сетей, которые регенерируют персональные данные, и, если мы будет оттягивать момент принятия данного закона, их структуры смогут использовать данные российских граждан.

Левин Л.Л., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 19.09.2014 года

Необходимо отметить, что международная обстановка сейчас действительно обострилась и реалистичным видится массовое противоправное использование личной информации наших граждан, поэтому данная законодательная инициатива своевременна, на мой взгляд. <…> В ряде случаев провайдерами хостинга информационных ресурсов являются иностранные компании, чьи серверы находятся вне юрисдикции Российской Федерации, при этом рамочные и пользовательские соглашения, которые заключаются между владельцами электронных дневников и журналов и образовательными учреждениями, не содержат информации о местах хранения персональных данных пользователей таких систем либо подобные соглашения не заключаются вовсе. Данные обстоятельства практически полностью исключают ответственность владельцев информационных ресурсов за утрату сведений, содержащихся в системах, или иное их использование.

Чуйченко Р.Ю., фракция «Единая Россия» (повторное второе чтение) 17.12.2014 года

Были высказаны определённые опасения в том, что для отдельных отраслей могут наступить эти определённые сложности. Однако необходимость приближения максимального того момента, когда Россия обретет реальный суверенитет, столь чувствительный для общества и экономики в сфере, как Интернет, очевидна и признаётся в принципе всеми.

Отклоненный по результатам голосования законопроект

Законопроект № 535071-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части введения статуса средства массовой информации - иностранного агента»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Е.А. Федоровым, А.А. Журавлевым, А.В. Романовым и др. в мае 2014 года. Обсуждение и отклонение законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 17 декабря 2014 года.

I. Основные положения законопроекта

Законопроект предполагал введение нового понятия - «СМИ-иностранные агенты». Иностранными агентами считаются СМИ, получающие более четверти своего финансирования из зарубежных источников и участвующие в процессе освещения политических событий в России.

Продукция таких средств массовой информации должна сопровождаться указанием, что она создана и распространена «СМИ-иностранным агентом». Роскомнадзор ведет специальный реестр таких СМИ. Помимо этого, они должны предоставлять отчеты о расходовании средств и имущества, полученного от зарубежного источника.

По мнению авторов законопроекта, в связи с развязанной против России информационной войной необходимо ужесточение контроля за СМИ с участием иностранного капитала.

II . Результаты голосования: отклонен в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

1

1

0

236

КПРФ

8

0

0

84

СР

0

38

0

26

ЛДПР

0

0

1

55

III . Мнения депутатов

Федоров Е.А., фракция «Единая Россия»

Изучение методик успешных государственных переворотов, организованных нынешним, хотя бы даже нынешним послом США в России, переворотов, например, в Грузии, как успешные, на Украине, показывает, что роль СМИ ключевая, фактически основные СМИ страны перехватываются на последних стадиях госпереворота, приблизительно за месяц-два до основных событий. <…> Закон заблаговременно вскрывает эти коммуникации для общества и государства и позволяет блокировать такого рода действия в критической ситуации.

Туманов А. В., фракция «Справедливая Россия»

Но здесь, в этом законопроекте масса юридических несуразиц, над которыми авторы почему-то не поработали. Так вот по закону [О печати – ред.] средства массовой информации не являются юридическим лицом и не являются участниками имущественных отношений, а значит, и не могут финансироваться, приобретать имущество, а равно, как и распоряжаться им. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что средства массовой информации - иностранный агент должен получать не более 25 процентов
от собственных доходов. Но словосочетания "собственные доходы" также нет в законодательстве. Следующее. "Вносить в реестр средств массовой информации иностранных агентов", также не предусмотрено такое понятие законом Российской Федерации. Также нет понятия в законодательстве "освещение политической деятельности". Поэтому подвести под этот закон можно будет всё, что угодно, абсолютно любую деятельность, даже деятельность газеты "Ваши 6 соток".

Иванов С.В., фракция ЛДПР

Некоторое время назад мы принимали такую же пугалку и общественной организацией называли, наделяли статусом иностранного агентства и устанавливали там их отчётность определённую и т.д., и т.п. Что поменялось? Да и вообще, когда принимали вот это всё. Что мешает, извините, иностранному агенту, который хочет разложить нашу страну, подготовить майдан и т.п., и т.д., сделать это не топорно напрямую через вот это средство массовой информации, которое, как правильно в принципе сказал представитель комитета, не обладает такими полномочиями, чтобы брать от него всё это, дать деньги кому-нибудь? <…> То есть таких предложений масса, а толку никакого. И не надо людей пугать.