Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

НАЛОГОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Принятые законы

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 366-ФЗ (законопроект № 605370-6 ) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в сентябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 21 октября, во втором - 10 ноября, а в третьем - 14 ноября 2014 года.

I . Основные положения закона

Законопроект предполагает целый ряд изменений налоговой системы страны. Главное изменение связано с так называемым большим налоговым маневром в нефтяной сфере, согласно которому проводится смещение основной налоговой нагрузки с экспортеров топлива на добывающие компании.

В течение трех лет будет проведено поэтапное сокращение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Так в 1,7 раза за три года сократятся пошлины на нефть, в 1,7-5 раз - на нефтепродукты в зависимости от их вида с увеличением ставки НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат - в 6,5 раза.

Одновременно предусмотрено поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговых вычетов из сумм акциза отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд нефтехимических производств, авиационный керосин для заправки воздушных судов) потребителями на внутреннем рынке.

Налоговый маневр позволит увеличить доходную часть бюджета, а для предприятий отрасли будут созданы дополнительные стимулы для внедрения новых технологий глубокой переработки нефти.

Также предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога, которая с 2015 года будет продолжаться в течение 11 лет.

Кроме того, предусматривается увеличение ставки налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных в виде дивидендов физическими лицами, с 9% до 13 %. Это позволит нейтрализовать одну из «серых» схем ухода от налогов, когда дивиденды выплачиваются вместо зарплаты (т.н. налоговая оптимизация).

Дополнением второго чтения стало включение в законопроект положения, по которому освобождаются от налога на имущество компании, проводившие внутригрупповые преобразования.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

1

КПРФ

1

91

0

0

СР

1

59

0

4

ЛДПР

0

55

0

1

III . Мнения депутатов

Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 21.10.2014 года

Мы считаем, что необходимо уточнить порядок применения вычетов по акцизам при реализации авиационного керосина с целью недопущения необоснованного повышения налоговой нагрузки на поставщиков нефтепродуктов, в зависимости от того, в чей адрес поставляется топливо. Это, сами понимаете, очень важно, в части перевозок это на самом деле важный вопрос. <…> Мы предлагаем приостановить возможность регистрации новых консолидированных групп на следующий год, и вот этот вопрос нам предстоит рассмотреть, то есть пока не будет вынесено решение, нам кажется, мы должны объявить мораторий на создание новых групп, тем более стремление к этому есть, поскольку серьёзно усилилась работа налоговой службы по контролю за трансфертным ценообразованием и все те, кто подпадает под соответствующие критерии, сегодня могут устремиться
к объединению в консолидированные группы.

Макаров А. М., фракция «Единая Россия (второе чтение) 11.11.2014 года

Мы посмотрели, на сколько возможно увеличение цены на заправке исходя из предлагаемого повышения: так вот, увеличение цены на заправке может составлять максимально 1 рубль 30 копеек к расчётной цене.

Коломейцев В. А., фракция КПРФ (первое чтение) 21.10.2014 года

Принятие рассматриваемого законопроекта повлечёт рост цен на бензин и дизтопливо только в результате налогового манёвра на 1 рубль 80 копеек, а на сколько в целом вырастут цены на бензин и дизтопливо - такого прогноза на сегодня просто нет. Законопроект поддерживать нецелесообразно, он требует серьёзной доработки. Кроме того, идеология этого законопроекта вообще ставит вопрос о целесообразности принятия проекта бюджета 2015-2017 годов в первом чтении, потому что многие позиции, и в первую очередь долги субъектов Федерации, не закрываются.

Ганзя В. А., фракция КПРФ (третье чтение) 14.11.2014 года

Так называемый налоговый манёвр, который был задуман с целью минимизации потерь бюджета, тяжёлым бременем ляжет на плечи всех россиян! Ну вот давайте посмотрим. Потери от снижения таможенных пошлин - это порядка 1,3 триллиона – компенсируются повышением НДПИ - это тоже примерно 1,3 триллиона. Получается, из одного кармана вынули, в другой карман положили - понятно, что денег от этого больше не стало. И всё бы ничего, всё бы хорошо, если бы действительно не потери! Вот кто на самом деле будет компенсировать потери от применения этого налогового манёвра? Конечно, народ, который сначала заплатит за снижение курса рубля, а потом за изменение налогообложения нефтяных корпораций!

Катасонов С. М., фракция ЛДПР (первое чтение) 21.10.2014 года

Всё-таки основная нагрузка - это НДПИ и вывозные пошлины, и то, что в результате у нас на 1,8 рубля увеличивается стоимость топлива, означает, что нагрузка фактически ложится на наше население и на наше производство, поэтому делать это Министерству финансов было нельзя.

Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 21.10.2014 года

Уважаемые коллеги, я полагаю, что этот законопроект и предусмотренный в нём так называемый налоговый манёвр - это самое вредное из того, что предлагается в бюджете на 2015 год, причём последствия будут очень разнообразные и чрезвычайно длительные. Этот манёвр означает, что 1 триллион 300 миллиардов снимается с экспортных пошлин и передаётся на НДПИ и что эта сумма, ну, не вся, а примерно половина, станет дополнительной нагрузкой на внутреннего потребителя. Минимум 750-800 миллиардов рублей заплатит внутренний потребитель - наша промышленность, наше население - в виде платы за бензин, в виде платы за услуги ЖКХ и по всему остальному. Это, естественно, вызовет рост цен, то есть это провоцирование абсолютно классической инфляции - повышение цены на сырьё и первичные энергоносители, чтобы потом это по цепочке мультиплицировалось.

Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 14.11.2014 года

Кроме того, вопреки утверждениям - обману! - финансового ведомства, налоговый манёвр не приводит к увеличению доходов бюджета, наоборот, он приводит к дырке в налогах, которые собирает бюджетная система. Для того чтобы предотвратить рост цен, который вызовет налоговый манёвр, снизили акцизы на бензин и подорвали дорожные фонды, потом акцизы снова повысили, тем самым увеличили цену на бензин, что приведёт к очередному витку инфляции. Пострадают от этого налогового манёвра все: и отечественные производители, и нефтяные компании, и население, выиграет от этого лишь только внешний потребитель.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №477-ФЗ (законопроект № 634370-6) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 11 ноября, во втором - 12 декабря, а в третьем - 16 декабря 2014 года.

Главная предпосылка принятия законопроекта - резкое снижение количества индивидуальных предпринимателей в 2013 году в связи увеличением размеров страховых взносов более чем в два раза.

I. Основные положения закона

Законопроект предоставляет право регионам устанавливать т.н. «налоговые каникулы» на срок от 1 до 2-х лет впервые зарегистрированным индивидуальными предпринимателям (ИП), работающим в социальной или научной сферах и использующим упрощенную или патентную систему налогообложения. Каникулы будут действовать в виде нулевой налоговой ставки.

При этом доля доходов, к которым применяется налоговая ставка в размере 0%, должна составлять не менее 70% от общего объема доходов от реализации товаров, работ и услуг.

Региональные власти смогут устанавливать ограничения на применение нулевой налоговой ставки исходя из предельного размера доходов ИП, средней численности работников. Нарушение этих ограничений может быть основанием для отмены льготы.

Закон вступит в силу уже с 1 января 2015 года, а не по истечении 1 года после официального опубликования.

Закон призван облегчить фискальную нагрузку малого бизнеса в производственной, социальной, научной сферах в условиях разрастания финансового кризиса.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

1

2

КПРФ

89

0

0

3

СР

60

0

0

4

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Крутов А.Д. фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 11.11.2014 года

Таким образом, сегодня мы принимаем закон, который коснётся 5-6 тысяч индивидуальных предпринимателей, что составляет 0,16 от их общей численности в России. Но, тем не менее, принятие этого закона позволит правительству говорить о том, что оно всерьёз занимается поддержкой малого бизнеса, хотя, с нашей точки зрения, поддержка 6 тысяч индивидуальных предпринимателей ежегодно - это крайне мало и недостаточно. <…> По нашим предложениям, "налоговые каникулы" должны быть распространены и на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц, и на вновь создаваемых, и на ныне действующих.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 11.11.2014 года

Вообще, если говорить о данном законопроекте, я считаю, что он формальный. На самом деле, скажем так, вы сразу признаёте, что определённая категория не будет платить налоги, мы им даём каникулы, соответственно, бюджеты потеряют. Во-вторых, никакого стимула для развития производства он не даст, люди будут его рассматривать локально на двухлетний период и оптимизируют, потому что планировать больше, больше, в нашей стране, уверяю вас, ой как сложно.

Крутов А.Д. фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 16.12.2014 года

С учётом последних событий, которые происходят в экономике страны, сегодня наша основная задача - это не допустить потери рабочих мест, а ещё лучше их нарастить. И сектор малого и среднего предпринимательства, как никакой другой, подходит для этого процесса. Поскольку создание рабочих мест в этом секторе раз в сто дешевле, чем в крупном бизнесе. Чтобы сохранить рабочие места, нам необходимо масштабное снижение налогов. И правительственный вариант законопроекта, за который мы будем голосовать, он в лучшем случае коснётся пяти, шести тысяч индивидуальных предпринимателей из 3,5 миллионов, которые зарегистрированы сейчас в России. Его, конечно, необходимо принять, но следом необходимо расширить список льготных категорий в редакции законопроекта, который внесён нашей фракцией.

Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ (законопроект № 527250-6 ) «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами А.М. Макаровым, Г.Я. Хором, Н.П. Аброськиным и др. в мае 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 14 октября, во втором - 18 ноября и в третьем - 21 ноября 2014 года.

I . Основные положения закона

Законопроект меняет порядок сбора НДС и налога на прибыль организаций для некоторых категорий налогоплательщиков.

НДС. Вводится нулевая ставка НДС для иностранных авиакомпаний, выполняющих транзитные грузовые авиаперевозки с техническими посадками на территории нашей страны при покупке авиатоплива в российских аэропортах. Это позволит привлечь дополнительные объемы международного грузового авиационного потока в воздушное пространство России.

Налог на прибыль организаций. Амортизируемое имущество, передаваемое в безвозмездное пользование государственным и муниципальным органам и учреждениям, включается в состав прочих расходов этих организаций. В результате собственник имущества снимает с себя расходы при налогообложении. Также владелец имущества может не платить налог, если этот объект более 12 месяцев находится на реконструкции.

Ко второму чтению законопроект был существенно расширен: теперь он затрагивает механизм администрирования НДС, НДФЛ, налога на прибыль организаций, а также вводит в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе новый вид местного налога – торговый сбор.

НДФЛ. Теперь продажа недвижимости без уплаты НДФЛ возможна в случае, если ее владелец купил ее 5 лет назад. Существующая норма предусматривает 3-х летний необлагаемый налогом период от покупки до момента продажи. Исключением являются объекты недвижимости, унаследованные от членов семьи, близких родственников, приватизированные, полученные по договорам пожизненного содержания с иждивением. Кроме этого, если доходы от продажи объекта недвижимости оказываются меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта на начало года, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, НДФЛ все равно взимается с дохода именно такой величины. По мысли разработчиков, нововведение позволит уменьшить привлекательность спекулятивной перепродажи жилья.

Торговый сбор. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбором будет облагаться стационарная, нестационарная торговля, торговля со склада, а также организация розничных рынков. В Москве введение налога начнется с 1 июля 2015 года, взыматься он будет раз в квартал.

Плательщиками признаются малые торговые организации и индивидуальные предприниматели. От его уплаты освобождаются ИП, использующие патентную систему налогообложения.

Ставки сбора будут устанавливать муниципалитеты за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на занимаемую торговую площадь. При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога по патентной системе налогообложения по соответствующему виду деятельности.

Ставка сбора для стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м и для торговли со склада устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога на основании патента по розничной торговле, деленную на 50.

Ставка для розничных рынков не может превышать 550 рублей на 1 кв. м площади рынка. Помимо этого, ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор.

Муниципалитеты могут устанавливать дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля.

По мысли разработчиков, введение торгового сбора позволит увеличить доходную часть бюджета городов федерального значения.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

0

КПРФ

0

92

0

0

СР

1

56

0

7

ЛДПР

0

56

0

0

III . Мнения депутатов

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 14.10.2014 года

Мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда применение в целом правильного закона рождает проблемы, и основная часть законопроекта посвящена именно снятию таких проблем. Это обобщение вопросов, связанных с тем, как законы, касающиеся налога на прибыль, НДС и других вопросов, реализуются. Здесь на самом деле предложения, направленные на то, чтобы не затруднять ни деятельность налогоплательщика, ни деятельность государства. Они не имеют каких-то, скажем, денежных последствий, то есть не будет потерь бюджета, но они безусловно облегчат условия для налогоплательщика и для государства при осуществлении контроля.

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 18.11.2014 года

Хотя я понимаю, что по этому закону не будет такого единодушия, как по предыдущему, начать всё-таки мне хотелось бы с того, чтобы развеять некоторые мифы, которые обязательно будут звучать сейчас при рассмотрении конкретных поправок, те мифы, которые выявились в ходе обсуждения предложений, представленных сейчас на рассмотрение парламента. <…> Первый: возрастает налоговая нагрузка, сбор [торговый сбор - ред.] разоряет малый бизнес. Сбор ни в коей степени не является дополнительной налоговой нагрузкой - те, кто оплатил патент, от сбора освобождаются, у всех остальных, кто платит какие-то налоги, он засчитывается в счёт уплаты налогов, то есть никакой фискальной нагрузки данный сбор не несёт. <…> Третий миф - удар по бизнесу всей страны. Мы изначально говорили, что это могут быть только города федерального значения, сразу заявляли, что только город Москва реально будет сейчас эти вопросы решать, а в законопроекте мы написали, что присоединение любого региона, любого муниципального образования к этому процессу возможно только через федеральный закон.

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (третье чтение) 21.11.2014 года

На самом деле то, что предлагается здесь сегодня, это нагнетание истерии, попытка получить голоса людей средствами - запугать их. Это неприлично, коллеги. Ещё раз говорю, никакого увеличения налоговой нагрузки нет. Мы создаём инструмент абсолютно безопасный для бизнеса, но исключительно важный для всех страны. Это новые подходы к налоговой системе.

Иконников В. Н., фракция КПРФ (третье чтение) 21.11.2014 года

Регулирование столь важной сферы деятельности, введение в Налоговый кодекс новой главы "торговый сбор" путём простого внесения поправок недопустимо. Учитывая, что этим законопроектом затрагиваются интересы регионов, на него необходимо было получить отзыв субъектов Федерации. Нужно было заключение Минэкономразвития с прогнозом его влияния, имеется в виду законопроектом на занятость населения и деловой активности. И, конечно же, подобные законопроекты должны приниматься после изучения мнения широкого круга общественности с опорой на экспертов и самих предпринимателей.

Катасонов С.М., фракция ЛДПР (третье чтение) 21.11.2014 года

Но де-факто мы должны понимать, что те цифры, которые сегодня будут в виде торговых сборов, они не только приведут к выводу из тени [ предприниматели - ред.], но и также приведут к увеличению нагрузки по одной простой причине, что данный сбор никак не увязан с конкретными, конечными реальными результатами. Поэтому, конечно, нужно было больше дать времени, больше пообсуждать, посмотреть на цифры. Но, самое главное, эти цифры должны быть установлены субъектами, экспертами того сообщества, к кому мы применяем.

Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 21.11.2014 года

И этот закон, на мой взгляд, является примером абсолютной безграмотности, как экономической, так и юридической. Введение торгового сбора противоречит всей конструкции налогообложения малого бизнеса, поскольку он, по сути, является принудительным ЕНВД либо принудительным патентом, в то время как долго проводилась идея о добровольном переходе малого бизнеса на любую из форм налогообложения. Ещё более абсурдно выглядит объект обложения. Он носит просто иррациональный характер: облагается использование объекта движимого или недвижимого имущества однократно в квартал. Что такое обложить... То есть объект обложения не имеет никакого экономического содержания, а, значит, налог вводится произвольно.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года №284-ФЗ (законопроект № 51763-4 ) «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Ю.Н. Волковым, Г.В. Куликом, П.В. Крашенинниковым и др. в мае 2004 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 10 июня 2004, во втором 24 сентября 2014 года, а в третьем – 26 сентября 2014 года.

Столь долгое обсуждение – 10 лет после первого чтения - связано, в первую очередь, с наличием нескольких вариантов его доработки. Правительство России в соответствии с поручением Президента страны возвращалось к нему несколько раз, особенно в вопросе защищенности интересов слоев населения, нуждающихся в особой поддержке.

I . Основные положения закона

В первом чтении законопроект предполагал введение нового местного налога – на недвижимость, который бы заменял для физических и юридических лиц налоги на имущество физических лиц, имущество организаций и земельный налог в части налогообложения установленных объектов.

Ко второму чтению законопроект подвергся концептуальной переработке – в «новой» версии он касается лишь изменения порядка уплаты налога на имущество физических лиц. Теперь налог на имущество физических лиц планируется взимать исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, а не из инвентаризационной стоимости, как сейчас.

В отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гараж, машино-место, хозстроение, расположенное на садовых и дачных земельных участках, ставка налога не будет превышать 0,1%. Для торговых и офисных центров, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, предельная ставка составит 2%. Для прочих объектов недвижимости устанавливается максимальная ставка налога в размере 0,5%. Объекты стоимостью свыше 300 млн. рублей сохраняют налоговую ставку 2%, льготы на такую недвижимость не распространяются, как не распространяются они и на коммерческую недвижимость.

Одновременно предусматриваются следующие налоговые вычеты: 20 кв.м - по каждой квартире, 10 кв.м - по комнате и 50 кв.м - по жилому дому. При этом муниципалитеты смогут снижать ставку налога на имущество физических лиц с 0,1 до 0% кадастровой стоимости или увеличивать ее с 0,1 до 0,3%.

Уточняются все существующие льготы. Льготы будет действовать только по одному объекту недвижимости в каждой категории. Это означает, что каждый льготник имеет право льготы на одну квартиру, дачу, дом, садовый участок, на гараж или машино-место.

Субъекты РФ должны полностью перейти на налогообложение имущества физических лиц на основе кадастровой оценки до 2020 года.

Принятие закона является мерой постепенного выравнивания налоговой нагрузки между обеспеченными владельцами нескольких дорогих объектов недвижимости и гражданами, владеющими одним или двумя недорогими объектами недвижимости – с одной стороны, а с другой – позволит увеличить доходы местных бюджетов.


II. Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

0

0

1

КПРФ

0

13

0

79

СР

3

48

0

13

ЛДПР

1

6

0

49

III . Мнения депутатов

Дмитриева О.Г., (первое чтение) 10.06.2004 года

Это фактически законопроект, который приведет к резкому увеличению налогового пресса. По каким основаниям? Первое. Сейчас налог на имущество физических лиц идет от инвентаризационной стоимости по оценкам БТИ. В этом законопроекте предложено перейти к рыночной стоимости, которая в десятки, а иногда в сотни раз больше стоимости по оценкам БТИ. Далее. Действующим законом "О налогах на имущество физических лиц" предполагается большой набор льгот инвалидам первой и второй групп, инвалидам с детства, пенсионерам - льгота по налогу на строение, чернобыльцам и так далее, то есть обширный набор льгот. Данный законопроект практически все льготы исключает, переводит их только в имущественный вычет, который очень невелик: необлагаемая норма равна стоимости 5 квадратных метров. Далее. Нет никакой уверенности в справедливости тех рыночных оценок, которые будут. <…> Говорится о том, что будет массовая оценка жилья. Какая может быть массовая оценка по методике, когда у нас даже нет кадастровых оценок земли в полном объеме?!

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 24.09.2014 года

Вы помните, 10 лет мы с вами не принимали налог на недвижимость. <…> Было очень много дискуссий, было очень много разных позиций. Вы помните, была позиция об отмене всех льгот, оставить только вычеты и так далее. Вот точку в этом споре поставил президент страны, который сказал: «интересы граждан не должны пострадать». И дал прямое поручение сохранить все действующие на сегодняшний день льготы по налогу на имущество. <…> Налога на недвижимость не будет. Мы переходим с вами, оставляем налог на имущество, который граждане все знают, но при этом мы действительно будет переходить на кадастровую стоимость.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ (законопроект № 630365-6) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Государственной Думы В.А. Васильевым, В.В.Жириновским, И.А. Яровой, М.В. Мельниковым и др. 22 октября 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 5 ноября 2014 года, а 18 ноября 2014 года был принят во втором чтении и в целом.

I . Основные положения закона

Законопроект предусматривает создание механизма налогового контроля за собственностью российских организации и физических лиц, размещенных в иностранных компаниях за рубежом. Если местом фактического управления организации-собственника иностранных активов является Россия, она признается российским налоговым резидентом.

Для резидентов устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату налогов, а также за представление недостоверных сведений о контролируемых иностранных компаниях.

Вместе с тем, на период 2015-2017 гг. по уплате налогов вводится мораторий, если собственник полностью вернет недоимку в российский бюджет.

Закон, названный антиоффшорным, позволит легализовать доходы российских компаний, созданный в иностранных оффшорных зонах.

II . Результаты голосования: принят в целом

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

0

2

0

КПРФ

61

0

0

3

СР

89

0

0

3

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Вороненков Д.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 05.11.2014 года

Данный законопроект должен явиться одной из составных частей этого движения по пути деоффшоризации отечественной экономики. По нашему мнению, государство в настоящий момент остро нуждается в специализированном антиоффшорном законодательстве. Конечно, для всех нас крайне важны инвестиционная привлекательность и деловой климат, но в нынешних политических и экономических реалиях оффшоры - это мина замедленного действия для экономики всей страны, которая может взорваться в любой момент. Не только президент, вся страна ждёт от нас антиоффшорных поправок в законодательство.

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 05.11.2014 года

Задача (деоффшорозация), поставленная Президентом Российской Федерации, должна быть решена. <…> ответственность за то, что кто-то попробует и дальше скрывать имущество, свои доходы в оффшорах, наступит только с 2017 года, то есть они на самом деле дают время для того, чтобы этот выбор был сделан сознательно, при этом совершенно справедливо ставится вопрос о том, что уже с 1 января возникает обязанность давать информацию, то есть раскрыться, а вот дальше уже выбирай, где ты хочешь работать - в России, в оффшорах, за границей, - это твоё право. <…> что касается этого законопроекта, то проводится определённая граница, предлагается всем тем, кто действительно думает об интересах страны
и связывает с ней свою дальнейшую судьбу, определиться, сделать этот выбор.

Вороненков Д.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 05.11.2014 года

Данный законопроект является определённой "дорожной картой", которая будет реализована, в частности, с учётом послания президента, в котором он говорит о том, что та вольница 90-х годов, когда все активы выводились в оффшоры, закончилась, государство приходит и будет контролировать налогооблагаемую базу.

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 18.11.2014 года

Законопроект в настоящем виде, как мы полагаем, даёт абсолютно точные ориентиры бизнесу, как государство понимает деоффшоризацию. Данный закон нужен не только государству, он нужен и бизнесу, чтобы бизнес точно понимал те правила, которые сегодня установлены. Суть законопроекта состоит в том, что ты можешь работать и жить где угодно, но налоги с доходов, которые ты получаешь в результате деятельности в нашей стране, ты должен платить в России, эти средства должны работать на Россию - вот цель этого закона. Комитет счёл возможным предложить Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении, и в случае принятия предлагаем сегодня же проголосовать и в третьем чтении.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 511-ФЗ (законопроект № 630463-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России 22 октября 2014 года во исполнение Послания Президента России Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 10 декабря 2014 года, во втором – 16 декабря и в третьем - 17 декабря 2014 года.

I . Основные положения закона

Законопроект предполагает создание единого и открытого в сети «Интернет» реестра проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оператором которого назначена Генеральная прокуратура. Предполагается, что информация о результатах проверок будет размещаться в сети «Интернет».

По мнению разработчиков, закон позволит улучшить деловой климат в стране.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

61

0

0

3

СР

86

0

0

6

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Абалаков А. Н., фракция КПРФ (первое чтение) 10.12.2014 года

Необходимо ставить задачу по-другому — надо ставить задачу партнёрства государства и бизнеса, задачу поддержки малого бизнеса, и его пора уже не просто лечить, пора реанимировать! <…> Я призываю поменять вообще саму доктрину, сам подход к развитию именно малого бизнеса <…> Так вот необходимо перейти от вопросов контроля за ней к вопросам взращивания, к вопросам сотрудничества - только это, на мой взгляд, поможет как-то реанимировать ту ситуацию, ситуацию безысходности, которая сегодня царит в среде малого бизнеса. Наша фракция закон поддерживает, поскольку это всё-таки шаг, пусть маленький, но шаг в правильном направлении.

Семёнов В. В. фракция ЛДПР (первое чтение) 10.12.2014 года

Безусловно, фракция поддержит данный законопроект. Снижение административных барьеров — данный закон точно будет содействовать снижению административных барьеров, поэтому его нужно принимать.

Принятый законопроект

Законопроект № 602468-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», иные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в сентябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 22 октября 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Комплекс поправок антимонопольного законодательства, названный четвертым антимонопольным пакетом, разрабатывался Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в течение трех лет совместно с предпринимательским сообществом, общественными организациями и экспертами.

Законопроектом исключается возможность признания доминирующим хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке не превышает 35%. При этом Правительство России наделяется полномочиями по установлению правил недискриминационного доступа к товарам, производимым такими предприятиями и организациями.

Из-под действия запретительных мер закона о защите конкуренции выводятся «вертикальные» соглашения между предприятиями и организациями, доля каждого из которых на рынке товара, являющегося предметом этого соглашения, не превышает 20%.

Уточняются некоторые полномочия ФАС. Так у регулирующего органа появится больше возможности выносить предупреждения нарушителям антимонопольного законодательства за незначительные нарушения в конкуренции. Также предусматривается создание коллегиального органа для обобщения и разъяснения практики применения антимонопольного законодательства, а также пересмотра решений или предписаний территориальных органов ФАС.

Вводится запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий без согласия антимонопольного органа.

Кроме этого, проект закона исключает из сферы действия антимонопольного законодательства отношения на трансграничных рынках, контроль за которыми теперь относится к компетенции Евразийской экономической комиссии.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит снять излишние административные ограничения развития бизнеса.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

1

0

0

91

СР

61

0

0

3

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Панина Е. В., фракция «Единая Россия»

Законопроект наш направлен на устранение избыточного антимонопольного контроля в целях упрощения предпринимательской деятельности, особенно это актуально для предприятий малого и среднего бизнеса, поскольку, в частности, исключается возможность признания доминирующими хозяйствующие субъекты, которые занимают на рынке менее 35 процентов. Вместе с тем я хотела бы подчеркнуть, что всё-таки проблема локального монополизма и локальных рынков остаётся. И я думаю, что нам с Федеральной антимонопольной службой надо ещё продолжить работу в этом направлении.