2014г. № 2 осенняя сессия
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Принятые законы
Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 319-ФЗ (законопроект № 613177-6 ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Р.К. Тихоновым и М.А. Мукабеновой в октябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении и в целом состоялось на пленарном заседании Думы 14 октября 2014 года.
I . Основные положения закона
Законопроект инициирован в рамках работы по созданию национальной системы платежных карт (НСПК), начатой весной этого года после отключения международными платежными системами Visa и MasterCard сервисов у некоторых российских банков, и предполагает перенос срока внесения международными платежными системами на счет Центробанка обеспечительного взноса на второй квартал 2015 года. Ранее крайний срок уплаты был установлен на 31 октября 2014 года.
Оператор НСПК может не платить обеспечительный взнос вовсе, если он до 31 марта 2015 года представит в клиринговый центр НСПК информацию по всем переводам денег на территории страны с использованием международных платежных карт. Соответственно, если информация о транзакциях не будет передана в клиринговый центр до 31 марта будущего года, такая платежная система будет вынуждена выплатить обеспечительный взнос по всем своим операциям, начиная с 1 января 2015 года.
По замыслу авторов закона, предоставление операторам отсрочки необходимо для передачи обработки операций по переводу денег
с использованием международных платежных карт в операционный центр и платежный клиринговый центр НСПК.
II . Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
230 |
0 |
1 |
2 |
КПРФ |
2 |
0 |
0 |
0 |
СР |
54 |
0 |
0 |
9 |
ЛДПР |
54 |
0 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов
Бурыкина Н.В., фракция «Единая Россия»
От комитета добавлю для ясности и простоты, что в этом законопроекте предлагается ввести монополию Национальной системы платёжных карт на все услуги, которые оказываются международными платёжными системами на территории Российской Федерации. В данном случае все такие услуги могут только проходить через Национальную систему платёжных карт. И если это условие выполняется, то есть все процессинговые и все клиринговые условия и также передача сообщений только под эгидой НСПК, то в данном случае такого рода операторы будут освобождаться от уплаты обеспечительного взноса, но при этом не освобождаться от уплаты штрафов, связанных с бесперебойностью.
Коломейцев Н.В., фракция КПРФ
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, действительно мы рассматриваем серьёзный закон и непонятна спешка. Ну, если комитет понимал важность и необходимость данного закона, почему его столько времени держали? <…> Если президент поставил задачу, то все должны впереди паровоза, с моей точки зрения, заниматься реализацией этой программы, тем более она напрямую касается национальной безопасности Российской Федерации.
Диденко А.Н., фракция ЛДПР
Но на самом деле, если расценивать эту деятельность по сбору информации как первый шаг, то в принципе всё не так уж плохо. <…> Поэтому то, что сегодня делается национальная система по сбору информации, это тоже чрезвычайно важно. Совершенно понятно, что это будет положено в основу глубокого анализа и лучшие наработки использованы при создании своей национальной системы, своей платёжной системы и своей универсальной карты.
Федеральный закон от 4 октября 2014 года № 283–ФЗ (законопроект № 407473-6) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в декабре 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 24 января, во втором – 24 сентября, а в третьем – 26 сентября 2014 года.
I . Основные положения закона
Законопроект разработан для реализации положений Бюджетного послания Президента России о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах. Его цель – утверждение правовых основ и порядка осуществления долгосрочного бюджетного планирования в стране.
Долгосрочное бюджетное планирование выполняется через формирование бюджетного прогноза на долгосрочный период (на шесть, двенадцать и более лет), который включает положения бюджетов всех уровней, государственных и муниципальных программ развития.
Ко второму чтению законопроект был дополнен положениями, позволяющими использовать средства Резервного фонда на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета нефтегазовых доходов и источников финансирования дефицита бюджета. Дополнительные нефтегазовые доходы уже на стадии планирования федерального бюджета могут быть использованы на замещение государственных внешних
и внутренних заимствований.
Также увеличивается базовый объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, что позволит увеличить объем финансирования объектов дорожного строительства.
Принятие закона позволит обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы за счет долгосрочного планирования – с одной стороны. С другой – приведет к оптимизации расходов бюджета за счет их перераспределения, поскольку в текущем году на фоне неблагоприятной мировой конъюнктуры Министерство финансов России отказалось от внешних заимствований.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
231 |
0 |
0 |
4 |
КПРФ |
0 |
0 |
0 |
92 |
СР |
1 |
0 |
0 |
63 |
ЛДПР |
0 |
52 |
0 |
4 |
III . Мнения депутатов
Катасонов С.М., фракция ЛДПР (первое чтение) 24.01.2014 года
Мы не против: если вам этот документ нужен, вы его принимайте, но мы считаем, что в этом нет никакой пользы, - по опыту принятия бюджета текущего, 2014 года. Вспомните, мы когда его принимали, даже не стали смотреть 2015-й и 2016 годы - настолько кардинально всё было изменено! Вспомните, 500 миллиардов нефтегазовых доходов мы должны были сократить в нашем бюджете, а ненефтегазовых мы не получили. И что мы сделали? А мы сделали очень просто: взяли и поменяли курс доллара в расчётах, поменяли объём добычи, и всё у нас стало в ёлочку опять, то есть мы занимаемся определёнными математическими упражнениями, которые в двенадцатилетней перспективе никакого смысла не имеют.
Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 24.01.2014 года
В законопроекте о долгосрочном стратегическом планировании нет такого обязательного документа, как экономическая стратегия, - там есть прогноз. Получается, что у нас бюджетная стратегия вообще повисает в воздухе без экономической стратегии, без промышленной стратегии, которые определены хотя бы как документы на уровне постановления правительства. При этом, я утверждаю, бюджетная стратегия без экономической стратегии, без индикативного плана - это просто вещь вредная. Когда у нас нет ни экономических целей, ни инвестиционных целей, ни чётких целей в области промышленной политики, бюджетная стратегия, висящая в воздухе, - это набор ложных мифов и догм типа бюджетного правила, Резервного фонда и других таких же совершенно схоластических требований и критериев.
Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 24.01.2014 года
Фракция «Единая Россия» поддерживает данный законопроект, и мы приглашаем всех коллег вместе работать, чтобы ко второму чтению наполнить его реальным содержанием, связать его с рассмотрением экономической стратегии, государственных программ и обеспечить возможность представления парламенту всех этих документов в постоянном режиме, а не вместе с бюджетом, потому что, я напомню, в соответствии с Конституцией Российской Федерации бюджет разрабатывает и исполняет правительство, а вот рассматриваем, принимаем и контролируем его исполнение мы с вами, и наш контроль должен быть предварительный, текущий и последующий.
Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 24.09.2014 года
Я думаю, что не нужно повторять аргументы, касающиеся необходимости принятия закона, скажу лишь два-три слова о том, какие поправки предлагается принять во втором чтении, поскольку поступило достаточно много поправок. Что комитет предлагает поддержать? Первое - это расширить возможности использования, я просто обратил бы внимание, дополнительных нефтяных доходов. <…> Второе - это возможность использования средств Резервного фонда на решение вопросов, связанных с заимствованиями. Совершенно очевидно, что в той ситуации, которая сегодня складывается на мировых рынках, нам заимствовать просто невыгодно. <…> Следующее - это вопрос, связанный с дорожными фондами.
Ищенко А. А., фракция ЛДПР (третье чтение) 26.09.2014 года
Но буквально проходит какое-то количество времени, небольшое, несколько недель, месяцев, и у нас абсолютно меняется подход к бюджетной стратегии, к бюджетному планированию. И не случайно, что сейчас во втором чтении уже выпало слово «стратегия» из самого даже названия закона и из самого текста закона. <…> По иронии судьбы в этот же закон во втором чтении попали такие вещи, которые никак вообще не связаны с первоначальным текстом этого же закона, и они касаются глобальных вопросов бюджетной стратегии, бюджетной политики. Уважаемые коллеги, вот те изменения, которые попали в этот закон, они никоим образом не соответствуют концепции.