2014г. № 2 осенняя сессия
СТАБИЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Принятые законы
Федеральный закон от 26.12.2014 года №448-ФЗ (законопроект
№ 680345-6) «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в целом состоялось на пленарном заседании Думы 19 декабря 2014 года. Законопроект обсуждался и принимался в пакете с законопроектом
№ 675518-6.
I. Основные положения закона
Закон дает право Правительству России выделить до 1 триллиона рублей из федерального бюджета ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) на докапитализацию банков (увеличение суммы действующего капитала) через облигации федерального займа (ОФЗ).
Средства будут размещаться Агентством в обязательства вкладов по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) и в привилегированные акции банков. Полученные доходы будут компенсировать расходы федерального бюджета.
В условиях финансового кризиса этот механизм позволит стабилизировать банковскую систему, защитить интересы вкладчиков и кредиторов российских банков-участников государственной программы по страхованию вкладов.
II . Результаты голосования: принят в целом
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
0 |
50 |
0 |
42 |
СР |
1 |
5 |
0 |
58 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов (со второго чтения обсуждение двух законопроектов)
Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 19.12.2014 года
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня на самом серьёзном и широком экспертом уровне мы уточняем, даже не уточняем, а мы получаем оценки тех проблем, реальных проблем, потерь, которые возникают у банковской системы в связи с санкциями, в связи с ситуацией в экономике. А ведь ситуация в экономике это означает риски невозврата кредитов, а невозврат кредитов в свою очередь может повлиять на проблемы с выдачей денег вкладчикам и так далее. <…> Поэтому и создаётся серьёзный механизм, где присутствуют все необходимые силы, те, кто реально участвуют в этом процессе, которые эти решения будут принимать, принимать оперативно, не дожидаясь, когда у банка наступит состояние банкротства, а опережая и создавая ситуацию, когда это банкротство не наступит. Вот в этом смысл этого законопроекта.
Коломейцев В.А., фракция КПРФ (первое чтение) 19.12.2014 года
Этот финансовый манёвр не предполагает поддержки самого Агентства по страхованию вкладов, чтобы это было совершенно ясно. В данном случае АСВ используется как промежуточный инструмент правительства в этой бюджетной финансовой комбинации. В самом деле, Агентство по страхованию вкладов на сегодня имеет 74 миллиарда рублей и возможность получения при необходимости кредитов Центрального банка. Не исключена возможность, что в число коммерческих банков, которые будут докапитализированы, попадут и те банки, кто занимался валютными спекуляциями и, по сути дела, создал нынешнюю ситуацию на валютном рынке. Можно ли доверять этим банкам?
Романов В.С., фракция КПРФ (третье чтение) 19.12.2014 года
Нам сегодня коллега Макаров много и настойчиво тут внушал, что все гарантии по контролю продуманы. Сегодня обязано было правительство принести чёткую, ясную модель, как будет эта система контроля и каковы будут меры ответственности, если хоть один рубль из этого безумного триллиона попадает на валютный рынок. Этого не сделано.
Калашников С.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 19.12.2014 года
Но нужно понимать, что контроля и, сколько мы не говорили о том, какой будет контроль, и это звучало здесь в вопросах, о том, что эти деньги не попадут на валютный рынок, абсолютного никакого контроля быть
в принципе не может по одной простой причине. Нельзя решать проблему контроля, Татьяна Алексеевна [ Т.А. Голикова – Председатель Счетной палаты – ред.], за счёт усиления самого контроля. Проблема контроля решается за счёт создания механизмов, не допускающих соответствующую утечку, соответствующую утруску и соответствующее воровство. А такие механизмы, к сожалению, не предлагаются.
Катасонов С.М., фракция ЛДПР (третье чтение) 19.12.2014 года
У нас 15 процентов ВВП - это банковская деятельность. И если в каждый кризис мы им помогаем, а в результате ничего не меняется, то значит эта игла и её нужно как-то, с неё спрыгивать. Вообще, я думаю, в данной ситуации, наверное, должны были быть какие-то кадровые решения по руководству системообразующих банков, это государственные банки в лице президента, тогда было бы нам понятно. Но извините, я считаю, что в определённой степени они паразитируют сегодня на народных деньгах и каждый раз они заимствуют за рубежом, зная, что потом все эти рискованные кредиты будут возмещены государству.
Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 19.12.2014 года
А теперь вам открою тайну. Знаете, сколько было на страховое возмещение гражданам выделено в 2008-2009 годах? 10 миллиардов в 2008 и 10 миллиардов в 2009. При этом страховой случай, который возник у агентства в 2009 - 5,8 миллиарда рублей. Так кого вы тут обманываете? Для того чтобы даже в гипотетическом случае выплатить страховое возмещение даже в удвоенном объёме, сравниваем 2009 год, от силы 10 миллиардов, при чём тут 1 триллион?
Дмитриева О.Г., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 19.12.2014 года
Почему вдруг сейчас мы заговорили о банкротстве банковской системы? Потому что 1 триллион именно на это выделен. А потому что рассмотрим ещё раз действия Центрального банка. Вы посмотрите, поднимается ставка рефинансирования ЦБ до 17 процентов. Спрашивается, ребёнка можно спросить, вырастут кредитные риски у всех или не вырастут? Конечно, вырастут и вырастет банкротство, риски банкротства вкладчиков банков, предприятий. <..> Вначале создаём кредитные риски, потом говорим, что мы их все вам прощаем, этого не замечаем, а потом на банкротство дадим деньги. И всё это из бюджета. Ну, товарищи, вы знаете, иногда оторопь берёт от всех этих решений.
Васильев В.А., фракция «Единая Россия» (третье чтение) 19.12.2014 года
Вчера президент обращался через эти вопросы и ответы ко всем, и к нам в том числе. Вы всегда демонстрировали поддержку политики президента, он вчера озвучил экономическую составляющую, вы её все слышали. Сейчас вопрос стоит так: то ли кто-то хочет на этом поиграть и сейчас создать ситуацию, с тем чтобы обрушить правительство, обрушить существующую финансовую систему. И вот вопрос такой простой: а вы с кем.
Федеральный закон от 26.12.2014 года №449-ФЗ (законопроект № 675518-6) «О внесении изменений в статьи 96-10 и 96-11 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния субординированных инструментов российских кредитных организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 17 декабря 2014 года. Во втором и в целом законопроект был принят 19 декабря 2014 года. Во втором чтении законопроект обсуждался и принимался в пакете с законопроектом № 680345-6.
I. Основные положения закона
Законопроект дает право Правительству размещения до 10% средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в субординированные депозиты и облигации российских банков. Для этого банки должны обладать капиталом в объеме не менее 100 млрд. рублей. При этом доля таких депозитов и облигаций не должна превышать 10% объема ФНБ, что эквивалентно 394 млрд. рублей.
Эти средства банки могут направлять на финансирование инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством.
Ко второму чтению законопроект внесены поправки, согласно которым в Бюджетном кодексе снимаются ограничения о выделении дополнительных средств федерального бюджета ГК «Агентство по страхованию вкладов» на докапитализацию банков. Предполагается, что на эти цели через механизм ОФЗ может быть направлено до 1 трлн. рублей.
Закон направлен на повышение устойчивости банковской системы в условиях финансового кризиса и поддержку крупных инфраструктурных проектов.
II . Результаты голосования: принят в целом
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
0 |
92 |
0 |
0 |
СР |
1 |
1 |
0 |
62 |
ЛДПР |
0 |
0 |
1 |
55 |
III . Мнения депутатов
Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 17.12.2014 года
Первое. Он решает важнейшую задачу докапитализации банковской системы. Мы видим, что сейчас подчас бессознательно, а иногда и сознательно разжигаются страхи людей. Вот в данном случае законопроект направлен на создание устойчивости системообразующих банков в первую очередь. <…> В данном случае решает эту важную тему докапитализации банков одновременно с направлением средств на инфраструктурные проекты. То есть те средства, которые проходят, пойдут на инфраструктурные проекты, пройдут через банки и поднимут их капитализацию. Таким образом, фактически одними деньгами мы решаем две важнейшие проблемы.
Кашин Б. С., фракция КПРФ (первое чтение) 17.12.2014 года
Допустим, банки надо поддержать. Действительно они связаны с экономикой. Но государство во всём мире входит в капитал в таком случае. Мы даём деньги, мы покупаем часть акций государства, и мы имеем права, и мы имеем возможность контроля. Так нет, нельзя трогать этих «священных коров» - банкиров. <…> Голосовать за такие законопроекты без чёткого понимания, куда они ведут - это грубейшая ошибка, позор Государственной Думы.
Федеральный закон от 29.12.2014 года №451-ФЗ (законопроект
№ 298254-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в июне 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 17 сентября, во втором и в третьем - 19 декабря 2014 года.
I. Основные положения закона
Законопроект определяет правила использования облигаций федерального займа, переданных ГК «Агентству по страхованию вкладов» (АСВ) из федерального бюджета. Цель такого маневра – создание дополнительной финансовой «подушки безопасности», к которой банки могут обращаться в случае затруднений при работе с вкладчиками и кредиторами. Доходы, полученные Агентством за счет облигаций ОФЗ, в полном объеме перечисляются в доход федерального бюджета.
Увеличивается предельный размер страхового возмещения по вкладам физических лиц в банках с 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. По итогам первого чтения планка страховых выплат поднялась до 1 млн. 400 тыс. руб.
В первоначальной версии документа для банков была определена дифференцированная шкала страховых отчислений в фонд АСВ – базовая ставка, дополнительная и повышенная. Впрочем, эта идея по итогам первого чтения не получила дальнейшего развития.
Ко второму чтению в законопроект вошел новый раздел о механизме капитализации банков АСВ за счет облигаций ОФЗ.
Закон направлен на стабилизацию банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов банков.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
77 |
0 |
0 |
15 |
СР |
56 |
0 |
0 |
8 |
ЛДПР |
54 |
0 |
0 |
2 |
III . Мнения депутатов
Мурга А.Ю., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 17.09.2014 года
Данным проектом предусматривается внести изменения по трём направлениям: увеличение предельного размера страхового возмещения до 1 миллиона рублей; введение мер, направленных на снижение рисков системы страхования вкладов; определение источников финансирования дефицита фонда обязательного страхования вкладов, то есть это как раз право предоставить Агентству по страхованию вкладов возможность в случае дефицита фонда обязательного страхования вкладов получить кредит в Банке России без обеспечения на срок до пяти лет.
Бурыкина Н.В., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 19.12.2014 года
Вчера поступили поправки правительства, которые предлагают изменить конструкцию данного законопроекта, концепцию первого чтения, и увеличить сумму страхования вкладов до миллиона 400 тысяч рублей. Это одна новелла. Вторая новелла заключается в том, что предлагается наделить Агентство по страхованию вкладов механизмом докапитализации банковской системы Российской Федерации. Смысл заключается в том, что все банки, которые по состоянию на 1 января 2015 года имеют сформированный капитал в соответствии с законом, имеют право обратиться в Агентство по страхованию вкладов для того, чтобы докапитализироваться за счёт средств Агентства по страхованию вкладов. При этом докапитализация банковской системы не происходит в денежной форме, а происходит в форме облигаций федерального займа.
Савельев Д.И., фракция ЛДПР (первое чтение) 17.09.2014 года
Поэтому если вы вводите такую меру, как увеличение размера страхового возмещения по вкладам, то тогда дайте возможность людям, так сказать, более свободно себя чувствовать. Давайте увеличим до полутора миллионов, а лучше до двух миллионов рублей сумму страховой выплаты в случае банкротства банка.
Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 17.09.2014 года
Хотя внешне мы вроде прекрасно выглядим, но за последние полтора года, по моим данным, мы существенно нарастили внешний долг страны. <…> Может быть, это ещё одна причина, по которой мы готовимся к тому, что, беря у Запада деньги в долг и передавая их в банковскую систему, мы, возможно, не способны будем их обслуживать и вернуть вовремя, и в связи с этим стоит более широкий вопрос - о наращивании банками, банковской системой задолженностей в иностранной валюте с точки зрения того, что это может повлиять на стабильность банковской системы и возможность нашего фонда обязательного страхования использовать свои средства,
на достаточность этих средств в случае банкротства банков.
Федеральный закон от 29.12.2014 года №462-ФЗ (законопроект № 611989-6) «О внесении изменений в статьи 46 и 74.1 части первой Налоговый кодекс Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в сентябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 12 ноября, во втором и в третьем - 23 декабря 2014 года.
I. Основные положения закона
Закон обеспечивает возможность для «проблемных» банков, в отношении которых АСВ проводит финансовое оздоровление, выдавать банковские гарантии при выполнении контрактов и уплате налогов.
Ко второму чтению законопроект дополнился положением, по которому доходы российских граждан по рублевым депозитам в таких банках со ставкой до 18,25% годовых освобождаются от уплаты НДФЛ. Это «перекрывает» ключевую 17% ставку ЦБ России, установленную 16 декабря 2014 года.
Для всех прочих банков сохраняется правило, по которому вкладчики должны были платить НДФЛ с прибыли рублевого депозита со ставкой свыше 13,25%.
Освобождение от уплаты налогов будет действовать в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015 года.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
235 |
0 |
0 |
3 |
КПРФ |
86 |
0 |
0 |
0 |
СР |
61 |
0 |
0 |
3 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III . Мнения депутатов
Чижов С. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 12.11.2014 года
Помимо технической корректировки наименований федеральных законов (статьи 46 и 74-1 Налогового кодекса) предусматривается дополнение статьи 74-1 положением, позволяющим кредитным организациям, в отношении которых реализуются меры по предупреждению банкротства, выдавать банковские гарантии по уплате налогов и сборов, а также гарантии на обеспечение заявок и исполнение контрактов. При этом участие государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в мероприятиях по предупреждению банкротства банка будет осуществляться путём оказания финансовой помощи за счёт средств агентства.
Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 23.12.2014 года
Сегодня у нас существует норма, согласно которой не уплачивается подоходный налог в случае, если ставка по вкладу превышает 5 процентных пунктов ставку рефинансирования. Напоминаю, что эта ставка на сегодняшний день у нас 8,5 процента. Таким образом, соответственно, не облагались подоходным налогом ставки по банкам дохода, если ставка была 13,5 процента. Мы предлагаем увеличить её ещё на 5 процентных пунктов и установить ставку 18,5 процента. В данном случае эта ставка будет значительно выше инфляции, но при этом мы ориентируем и банки, и людей на то, что те, кто будут серьёзно задирать ставку, а это могут быть, безусловно, слабые какие-то банки и так далее, что здесь возникают риски как для банковской системы, так и самого гражданина, который вкладывает в банки.
Катасонов С.М., фракция ЛДПР (третье чтение) 23.12.2014 года
Я хочу сказать о другом, что по-разному можно рассуждать: наша фракция предложила привязаться к ключевой ставке, Андрей Михайлович [ А.М.Макаров – ред.] к ставке рефинансирования. <…> Просто Центробанк, на мой взгляд, не выполняет свои функции. Ведь ставка рефинансирования - это та ставка, которая, в общем-то, не может быть, и не должна быть меньше ключевой, она отражает уровень инфляции в нашей стране. И если бы Центробанк вышел с предложением изменить эту ставку до того уровня, который бы покрывал сегодняшние процессы, вот я думаю, что нам бы, депутатам, здесь не пришлось так остро дискутировать и защищать вклады населения.
Федеральный закон от 29.12.2014 года № 476-ФЗ (законопроект № 105976-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в июле 2012 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 14 ноября 2012 года, во втором и третьем спустя два года – 16 и 19 декабря 2014 года соответственно.
Столь долгий перерыв рассмотрения документа объясняется отрицательным к нему отношением со стороны банковского сообщества - споры вызывала сумма задолженности, имея которую, гражданин может начать процедуру банкротства. Однако из-за сложной ситуации на финансовом рынке и возросшей просрочки по потребительским и розничным кредитам процесс рассмотрения и принятия документа был ускорен.
I. Основные положения закона
Законом устанавливаются основания, порядок и последствия признания гражданина банкротом.
Процедура признания банкротом предполагает обращение гражданина в суд, если у него в течение 3 месяцев возникают сложности обслуживания собственного долга на сумму свыше 500 тыс. рублей. В редакции первого чтения условием заявления о банкротстве гражданина был долг от 50 тыс. руб.
В суд предоставляются списки кредиторов с указанием сумм задолженности, опись имущества, в том числе находящегося в залоге, справка о наличии счетов, вкладов, доходах и уплаченных налогах за 3 года. Кроме того, гражданин должен отчитаться о всех совершенных сделках за последние 3 года с недвижимостью и прочим имуществом свыше 300 тыс. рублей.
Суд, признавший гражданина банкротом, проводит реструктуризацию его долга, который он должен погасить в срок до 3 лет. Одновременно суд назначает финансового управляющего - он проводит процедуру реструктуризации. Если по истечении установленного срока долг не был погашен, суд вправе начать процедуру реализации имущества гражданина на торгах, включая возможное ограничение на выезд из страны.
В ходе обсуждения во втором чтении была внесена поправка, согласно которой законопроект вступит в силу досрочно - с 1 июля 2015 года, а не по истечении 1 года после официальной публикации.
II . Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
1 |
КПРФ |
0 |
1 |
1 |
90 |
СР |
1 |
0 |
0 |
63 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
56 |
III . Мнения депутатов
Гаврилов С.А., фракция КПРФ (первое чтение) 14.11.2012 года
Поэтому мы всегда выступали за принятие мер, защищающих права граждан, которые являются, естественно, более слабой стороной в гражданско-правовых отношениях по сравнению с кредиторами, в частности с банками. Это касается поддержки определённых категорий граждан, которые в силу ряда жизненных обстоятельств оказались не способны выплатить задолженность по кредитам.
Селезнёв В.С., фракция ЛДПР (первое чтение) 14.11.2012 года
В чём, собственно говоря, состоят сложности и трудности данного законопроекта? Он, по-моему, опровергает положение, что гражданин обладает презумпцией невиновности, потому что и в докладе, и в содокладе прозвучало, сколько раз человек может себя признать банкротом. Да он сколько угодно раз может признать себя банкротом! И не надо устанавливать пятилетний срок, потому что финансовый кризис наступает независимо от того, как живёт человек. <…> Если у банкрота нет средств на оплату услуг финансового управляющего при процессе реструктуризации задолженности, то надо предусмотреть, чтобы государство предоставляло ему финансового управляющего за свой счёт, бесплатно.