Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ

Принятый закон

Федеральный закон от 4 ноября 2014 года № 327-ФЗ (законопроект № 164510-6 ) «О меценатской деятельности»

Первоначальная версия законопроекта была внесена на рассмотрение Думы депутатами Т.А. Астраханкиной, С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко и др. в декабре 1997 года. Попытки доработки законопроекта с привлечением экспертов, включая обсуждение в Общественной палате, продолжались до 2011 года, когда, после обсуждения в первом чтении, он был отклонен.

В действующей редакции законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами М.П. Максаковой-Игенбергс, С.С. Говорухиным, Л.И. Швецовой и др. в ноябре 2012 года. Многие идеи законопроекта «образца 1997 года» получили в нем дальнейшее логическое развитие. При этом конкретные меры по налоговым льготам для меценатов были вынесены в отдельный законопроект № 545230-6.

Обсуждение и принятие «обновленного» законопроекта состоялось в первом чтении на пленарном заседании Думы 23 апреля 2013 года, а во втором и сразу в третьем – 24 октября 2014 года.

I . Основные положения закона

Закон описывает цели и задачи меценатской деятельности в России, дает ключевые определения понятий. Ко второму чтению практически весь документ был доработан в пользу расширения и уточнения понятий, формулировок.

Так меценатской деятельностью признается безвозмездная передача юридическими и физическими лицами имущества, денежных средств, безвозмездное выполнение работ или предоставление услуг в сфере культуры, образования и искусства, направленных на сохранение культурных ценностей и развитие культуры.

Получателями меценатской помощи могут быть государственные, муниципальные и негосударственные некоммерческие организации культуры, а также образовательные организации, реализующие программы в области культуры и искусства - как например музеи, библиотеки, театры и вузы. Ранее, в первом чтении, получателями меценатской помощи были определены только государственные и муниципальные организации культуры.

Государственные и муниципальные органы не имеют права претендовать на помощь благотворителя и препятствовать занятию благотворительной деятельностью, в том числе влиять на его решение в определении получателя поддержки. Кроме этого устанавливается, что меценатская помощь не является основанием для сокращения бюджетного финансирования какой-либо организации культуры.

В качестве мер поддержки меценатства вводятся почетные звания и награды, а также возможность увековечивания имя дарителя на объектах меценатской деятельности.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

92

0

0

0

СР

62

0

0

2

ЛДПР

52

0

0

4

III . Мнения депутатов

Максакова-Игенбергс М.П., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 23.04.2012 года

Цель нашего законопроекта - создание благоприятных условий для возрождения и развития меценатской деятельности в Российской Федерации, привлечения частных инвесторов для сохранения культурных ценностей страны. <…> В России и сегодня существует немало людей, способных и готовых эти прекрасные традиции продолжить, а наша с вами задача - сформировать для этого необходимые условия, создать то правовое поле, в котором люди будут иметь возможность творить и помогать творцам. Принятие закона позволит устранить пробелы в правовом регулировании меценатской деятельности, повысить её привлекательность для граждан, организаций, которые хотят и могут направить свои средства на поддержание и развитие культуры и образования, привлечь для этого дополнительные ресурсы.

Рохмистров М.С., фракция ЛДПР (первое чтение) 23.04.2012 года

Я хотел бы, чтобы к этому закону не относились как к нашей попытке кого-то привлечь к меценатству. И не надо думать, что прибегут только жулики – жулики и так найдут лазейки, где деньги украсть, и будут их воровать независимо от того, есть такой закон или нет. Но вот государство должно сказать спасибо тем людям, которые закрывают дырки там, где у государства денег нет. Можно приводить разные примеры того, как у нас люди помогают и будут помогать, и поэтому я считаю, что пришло время сказать этим людям спасибо в виде конкретных налоговых послаблений, пускай даже не в прямых налоговых вычетах, а, может быть, в возможности включения этих средств в затраты, с тем чтобы всё-таки они не сильно страдали.

Федоткин В.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 23.04.2012 года

Вообще, меценат - это человек бескорыстный. Тогда возникает вопрос: а при чём здесь налоговые льготы? Налоговые льготы - это народные деньги, значит, фактически он тратит свои, а мы потом за счёт народных денег компенсируем. По какой статье мы будем компенсировать, откуда снимать эти деньги?!

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 23.04.2012 года

Данный законопроект может быть не на четырёх страницах и может не только утверждать конкретные термины и понятие «меценат», в нём может быть также многое другое, потенциал для работы огромен. Я предлагаю всем коллегам, кому это интересно, поучаствовать, и будем помогать Марии Петровне [М.П. Максакова-Игенбергс – ред.] и другим коллегам - её соавторам.

Принятый законопроект

Законопроект № 549487-6 «О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами М.П.Максаковой-Игенбергс, С.С.Говорухиным, Е.Н.Сенаторовой и др.
в июне 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы ноября 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект призван заменить аналогичный закон образца 1993 года и в новой редакции позволяет упростить ввоз культурных ценностей в Россию и их вывоз за границу на основе норм Таможенного союза.

В документе приведен перечень предметов, признаваемых культурными ценностями. Этот список является открытым и может дополняться. При этом сувенирные предметы и предметы серийно-массового производства признаваться культурными ценностями не будут.

Ввоз может быть «постоянным», транзитным и временным – один из этих пунктов указывается при регистрации артефакта уполномоченным органом исполнительной власти.

Заявление о вывозе культурных ценностей подается в уполномоченный орган исполнительной власти. В течение трех месяцев для принятия решения проводится экспертиза. При этом государство получает право приобрести в собственность ценности, заявленные к вывозу. Это право не сможет применяться лишь в том случае, если предмет вывозит его автор.

Временный вывоз культурных ценностей возможен для организации выставок, реставрационных работ, научных исследований, в связи с артистической деятельностью. Физические лица могут вывозить ценности в личных целях. При этом уполномоченный орган власти будет устанавливать срок, на который вывозится предмет.

По мнению авторов, законопроект - с одной стороны - обеспечит реализацию прав граждан на свободное перемещение культурных ценностей, а с другой – будет стимулировать их ввоз в страну, создаст благоприятные условия для пополнения государственных музейных фондов.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

1

0

КПРФ

88

1

0

3

СР

3

2

0

59

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

М.П.Максакова-Игенбергс, фракция «Единая Россия»

Конечно, мы ставим перед новым законом вполне конкретные охранительные цели – сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, а также защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза, передачи собственности... передачи права собственности на них. Но они уже не являются самоцелью и доминантой. Новый закон должен не препятствовать, а способствовать развитию международного культурного сотрудничества и обмена.

Вороненков Д. Н., фракция КПРФ

Новый закон более актуален, его нормы в значительной степени отвечают как интересам государства, так и интересам граждан, зато мало учитывают интересы чиновников, что очень правильно сегодня в условиях борьбы с коррупцией. А то у некоторых чиновников, как верно подметила коллега Максакова, о ценностях бывает достаточно оригинальное представление. По этой же причине предлагается исключить экспертную оценку при ввозе культурных ценностей, а вот при вывозе предложено пока эту оценку оставить. Но при этом экспертами должны выступать люди с соответствующими навыками и компетенциями.

Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия»

Рассматриваемый проект федерального закона определяет приоритет правовых норм Таможенного союза перед национальным законодательством Российской Федерации в решении ключевых вопросов ввоза и вывоза, особенно следует подчеркнуть, культурных ценностей, что по нашему мнению, создаёт реальную угрозу для этих ценностей. Такой приоритет устанавливается и для транзита культурных ценностей, и самое главное, для их вывоза с территории Российской Федерации. С упрощённым ввозом мы, конечно же, согласны. <…> Ещё одним наиболее опасным по своим последствиям нововведением является снятие, прошу обратить внимание, ныне действующего запрета вывоза культурных ценностей, созданных более ста лет назад, то есть теперь этого ограничения нет. Таким образом, положения проекта федерального закона предусматривают возможность вывоза из Российской Федерации без обязательства их обратного ввоза, ну, в том числе археологических находок, икон, иных предметов старинной церковной утвари, выдающихся произведений искусств народов нашей страны, рукописей и так далее и так далее и так далее.