Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

БОРЬБА С ПОДДЕЛЬНОЙ И НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Принятые законы

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 532-ФЗ (законопроект № 392886-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А. Яровой, Э.А. Валеевым, А.С. Прокопьевым и др. в ноябре 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 1 июня, во втором и сразу в третьем - 19 декабря 2014 года.

I. Основные положения закона

Основная идея законопроекта – ужесточение наказания за производство, перевозку, сбыт фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств.

В законодательство вводятся новые понятия фальсифицированных и недоброкачественных лекарств, которые также распространяются и на биологически активные добавки.

Согласно законопроекту, за производство лекарств и медицинских изделий без лицензии возможно получить тюремный срок от 3 до 5 (в редакции первого чтения до 8 лет) лет со штрафом до 2 млн. рублей. За торговлю фальсифицированными или недоброкачественными препаратами, в том числе биологически активными добавками,- тюремное заключение на срок от 3 до 5 лет с таким же штрафом, в особо крупном размере - до 8 лет со штрафом до 3 млн. рублей. Если преступление совершено группой граждан или повлекло тяжкий вред здоровью либо смерть, срок увеличивается до 8 лет (в редакции первого чтения до 12 лет), а штраф - до 5 млн. рублей.

Ранее за подобные преступления судили по не самым «серьезным» статьям УК: «незаконное предпринимательство», «незаконное использование товарного знака» и «производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

Предложенные законом меры позволят уменьшить долю поддельных и недоброкачественных лекарств на российском рынке.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

2

СР

60

0

0

4

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Прокопьев А. С., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 01.07.2014 года

По данным некоторых экспертов, на рынке обращается около
50 процентов фальсифицированной медицинской продукции. <…> Медицинская продукция направлена на обеспечение здоровья граждан, поэтому квалификация данных преступлений по статьям, направленным на защиту права на экономическую деятельность, представляется не вполне обоснованной. Лицо, подделывающее лекарства, прекрасно понимает общественно опасный характер своей деятельности, но относится безразлично к последствиям для жизни и здоровья граждан. Коллеги, таким образом, крайне необходимы специальные составы преступлений, для того чтобы органы внутренних дел смогли правильно квалифицировать данные виды преступлений.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ (законопроект № 532153-6 ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А. Яровой, И.Н. Руденским, А.Е. Хинштейном и др. в мае 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 10 октября, во втором - 10 декабря, а в третьем – 16 декабря 2014 года.

I . Основные положения закона

Законопроект ужесточает наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку, сбыт контрабандной, немаркированной алкогольной и табачной продукции. За эти правонарушения предусматривается штраф или лишение свободы на срок до 5 лет.

Сейчас уголовная ответственность за производство контрафактного алкоголя начинается, если его стоимость превысила 1,5 млн. руб., а в особо крупном размере - от 6 млн. руб., законопроект снижает эту планку до 100 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно.

Кроме этого, в КоАП расширяется понятие такой статьи, как обман потребителей, которым теперь также является обмеривание, обвешивание или обсчет покупателей.

Во втором чтении законопроект был дополнен положениями, ужесточающими наказание за незаконное использование чужого бренда.

Закон направлен на защиту потребителей и добросовестных производителей от нелегальной продукции.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

1

0

1

КПРФ

82

0

0

10

СР

61

0

0

3

ЛДПР

56

0

0

1

III. Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 10.10.2014 года

Поэтому тот комплекс мер, который мы предлагаем, безусловно, триедино решает эти задачи, а именно: дополнительная защита национального рынка, защита добросовестного отечественного производителя и противодействие проникновению на территорию Российской Федерации контрафактной продукции, в данном случае речь идёт и о защите экономической безопасности страны. И вместе с тем это дополнительные меры обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан. Мы предлагаем установить уголовную ответственность за контрабанду алкогольной и табачной продукции.

Нилов О. А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 10.10.2014 года

Потому что штрафы в любом размере, я считаю, что штрафы для алкогольной спиртовой мафии, ну, это только, знаете, там, укус комара. Поэтому ни о каких штрафах разговаривать не нужно, если речь идёт о серьёзном промышленном крупном производстве и сбыте оптовом через торговые сети. В торговых сетях у нас сегодня опять, мы знаем эту статистику, чуть ли не половина всей водки - это фальсификат. Только вот заключение, причём с конфискацией имущества. Вот о чём нужно говорить, вот чего только, может быть, бояться, испугаются сегодня, значит, руководители и организаторы вот всего этого беспредела.

Носов Д.Ю., фракция ЛДПР (первое чтение) 10.10.2014 года

И, по оценкам экспертов, около 50 процентов алкогольной продукции не соответствует качеству, там лицензиям, в действительности, то есть является или контрабандной, или контрафактной. Поэтому, конечно, закон этот очень нужен. Мы рады, что будет спасено огромное количество жизней.