Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Принятый закон

Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ (законопроект № 535567-6 ) «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А. Яровой, М.Х. Вахаевым, А.Е. Хинштейном и др. в мае 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 2 июня 2014 года, во втором – 11-го, а в третьем - 14 ноября 2014 года.

I . Основные положения закона

Основная новелла законопроекта состоит в замене существующего порядка квотирования трудовой миграции на новый порядок, по которому иностранец для устройства на работу должен самостоятельно получить патент в уполномоченном органе. Заявление на получение патента подается в течение 30 дней со дня въезда в страну. Патент выдается на срок от 1 до 12 месяцев, позволяя работать только в одном регионе и только в одной сфере.

В регионах оформлением патентов занимаются уполномоченные органы в сотрудничестве с ФМС. Они должны быть созданы через год – к 1 января 2016 года.

По итогам рассмотрения законопроекта в первом чтении были убраны статьи, которые регламентируют «институт посредничества». Также ко второму чтению были включены поправки, позволяющие местным профсоюзам влиять на решения регионального уполномоченного органа ФМС.

Закон обязывает мигрантов представлять подтверждение отсутствия судимости, наличия места для проживания, полиса добровольного медицинского страхования и оплаты налога на доход физических лиц, что составляет стоимость самого патента. Региональные власти могут определять перечень медицинских организаций, которые будут работать с иностранными работниками и подтверждать степень их здоровья, а также указывать в патенте профессию, специальность или должность мигрантов.

Кроме этого, мигрант должен предоставить документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

По мысли разработчиков, законо позволит снизить уровень коррупции, обеспечить благоприятные условия для найма бизнесом иностранных рабочих на региональных рынках труда, улучшить условия пребывания иностранных рабочих на территории России.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

233

0

1

3

КПРФ

88

0

0

4

СР

3

0

0

61

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 02.07.2014 года

Мы предлагаем при сохранении права правительства на определение доли иностранной рабочей силы в отдельных отраслях (и вы знаете, что сегодня таким правом правительство пользуется) ввести совершенно новую систему, которая предполагает более широкий формат задействования именно региональной составляющей с точки зрения объективной оценки регионального рынка труда, с точки зрения оценки уровня безработицы, с точки зрения прогнозов социально-экономического развития регионов. Мы считаем это принципиально важным, потому что система квотирования, которая сегодня существует, к сожалению, не создала реальных механизмов регулирования трудовой миграции, но фактически породила серьёзную коррупцию, создав теневой рынок экономики, в котором задействовано, по оценкам экспертов, порядка 5 миллионов нелегальных трудовых мигрантов.

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (третье чтение) 14.11.2014 года

<…> впервые вводится система унифицированного учёта пребывания на территории Российской Федерации иностранных мигрантов, впервые мы с вами будем знать благодаря процедуре, установленной для перечня медицинских учреждений, которые будут иметь исключительное право на медицинское освидетельствование, каково состояние здоровья приехавших людей. Хвалёная система квотирования, о которой сейчас говорил коллега и которая якобы кого-то защищает, привела к тому, что на территории Российской Федерации постоянно пребывает огромное количество лиц, страдающих опасными инфекционными заболеваниями.

Иванов С.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 02.07.2014 года

И всё, что сейчас делается, - это борьба с ветряными мельницами: какие бы мы ни принимали законы, ни вводили патенты, квоты и прочее, закон экономики очень простой - чем дешевле рабочая сила, тем лучше. Но во всех цивилизованных странах рынок защищают от наплыва мигрантов, дешёвой рабочей силы.

Иванов С.В., фракция ЛДПР (третье чтение) 14.11.2014 года

Я вкратце напомню: если раньше правительство, опрашивая регионы, составляло квоту для тех юридических лиц, которые хотели привлечь иностранных рабочих, то теперь всё это полностью исчезает, теперь все будут работать по патентам - и те, кто работает у физических лиц, если они действительно работают, и те, кто работает у юридических лиц, только вся эта ответственность перекладывается на наши регионы, вот они - губернатор, местные органы законодательной власти плюс трёхсторонняя комиссия – и подумают, сколько патентов выдать и зачем. А потом, когда ситуация с иностранной рабочей силой будет близка к той, что в своё время сложилась в Косове, вот тогда правительство, может быть, вмешается, но, к сожалению, уважаемые коллеги, будет уже поздно!

Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 02.07.2014 года

Ну и самая главная претензия - не с того начинаем, уважаемые коллеги: пока не будет очищен тот рынок, который сегодня переполнен именно нелегальными мигрантами, миллионами нелегальных мигрантов... Не существует закона, по которому каждый нелегальный мигрант или нарушивший закон и приехавший вновь будет депортирован, не существует источника средств на проведение депортации сотен тысяч, миллионов мигрантов, хотя есть предложения - например, мой законопроект, который опять лежит и, наверное, будет ещё долго лежать, - где взять средства и как проводить депортацию нелегальных или нарушающих законодательство мигрантов, а вы их не рассматриваете!