Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗЕМЛЕ

Принятый законопроект

Законопроект № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в марте 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 9 декабря 2014 года.

I . Основные положения законопроекта

Новый закон отменяет понятие «категория земель» и, как следствие, делает ненужной процедуру перевода земли из одной категории в другую. Вместо этого вводится территориальное зонирование, которое определяет разрешенный вид использования земельных участков.

Устанавливается 14 видов территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны сельскохозяйственного назначения, зоны огородничества и садоводства, зоны рекреационного назначения, энергетики, транспорта, связи, коммунально-инженерной инфраструктуры, специального назначения, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны, безопасности и правопорядка и зоны запаса. Границы зон нестрогие, они могут пересекаться.

В отношении водного фонда, лесного фонда, особо охраняемых природных территорий предусматривается полностью сохранить действующие процедуры и условия изменения их границ, уточнив при этом только терминологию.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, предлагается существенно усилить защиту таких земель от застройки как важного стратегического ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства. Для этого на региональном уровне утверждаются границы особо ценных сельскохозяйственных земель, внутри которых запрещены какие-либо виды деятельности, кроме сельскохозяйственного производства.

По мысли авторов, законопроект направлен на более тщательный учет земель, на обдуманное их использование, упрощает систему управления земельными ресурсами.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

92

0

0

СР

1

59

0

4

ЛДПР

0

0

1

55

III . Мнения депутатов

Школкина Н.В., фракция «Единая Россия»

Не скрою, что данный законопроект вызывает серьёзную озабоченность как у селян, как у сельских жителей, проживающих на селе, так и у всего аграрного сообщества. И, прежде всего, потому что данный законопроект не прошёл широкого публичного обсуждения именно среди аграрного сообщества. Я это подчёркиваю, именно сельхозпроизводителей, для кого земля является не инструментом наживы, а инструментом производства. Во-вторых, как я уже говорила ранее, данный законопроект фактически направлен только на отмену категорий земель сельхозназначения и фактически не распространяется на земли, как говорится, земель того же самого лесного, водного фонда и так далее. То есть де-факто рескатегорийности подлежат только 23 процента земель, связанных именно с сельскохозяйственным производством. В-третьих, предложенный законопроект фактически направлен на снятие административных барьеров в сфере строительства, но никак не направлен на защиту земель сельхозназначения.

Маркин А. Л., фракция ЛДПР

Остановлюсь на некоторых принципиально важных моментах. Во-первых, новый принцип приоритета сохранения особо ценных земель пересмотрен. Непонятно, в связи с чем теперь перечень земель, которые нуждаются в особой охране, является закрытым. Во-вторых, никак не обосновано, почему зонирование должно быть в Земельном кодексе. Если посмотреть Градостроительный кодекс, то зонирование это далеко не только земельные отношения. В-третьих, очень всё непонятно с зонами сельскохозяйственного назначения. <…> Предлагаемый новый подход к зонированию может привести к полному пересмотру принятых правил землепользования и застройки, прежде всего, из-за закрытого перечня зон, а также из-за появления новых зон, которое ничем не обосновано.

Кашин В. И., фракция КПРФ

Потому что, если говорить о земельном, водном, лесном законодательстве, да и гражданском, то краеугольным камнем этого явления, безусловно, является существующее деление земель на категории. И изъятие этого краеугольного камня, как основы закона, ведёт, безусловно, в случае замены этого краеугольного камня вот тем сырым комом глины или не понятно, чего, может, безусловно, привести к разрушению всего этого свода, который и так не очень крепок, как мы с вами это хорошо знаем.

Доронин С.А., фракция «Справедливая Россия»

По существу, отказываясь от централизованного контроля, передать полномочия по переводу земель в регионы и муниципалитеты, а там, что называется, хоть трава не расти, ответственность с себя, что называется, сняли. Мы же все понимаем, вокруг чего ведётся борьба. Речь идёт о землях вокруг мегаполисов и застройки.