Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2014г. № 2 осенняя сессия

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Принятый закон

Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ (законопроект № 186587-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами И.А. Яровой. В.Ф. Звагельским, А.Б. Выборным и др. в декабре 2012 года. Повторное внесение новой версии документа состоялось в феврале 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 13 февраля 2013 года, а во втором - спустя полтора года, 12 декабря 2014 года. Принятие законопроекта в третьем чтении состоялось 16 декабря 2014 года.

Данные поправки к действующему законодательству начали разрабатывать после ДТП на Минской улице в Москве, произошедшего
в сентябре 2012 года. Тогда нетрезвый водитель насмерть сбил семерых человек.

I. Основные положения закона

Законопроект ужесточает наказание за вождение в нетрезвом виде. Для водителей, которые в нетрезвом состоянии садятся за руль, уже будучи лишенными прав, предусматривается введение уголовной ответственности с лишением свободы на срок до 3 лет. По итогам второго чтения уголовным преступлением станет и отказ от медицинского освидетельствования, тогда как сейчас – это административное правонарушение.

При этом сохраняются неизменными действующие нормы за первичное вождение в пьяном виде - штраф 30 тыс. руб. и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.

Изменения в УК определяют нижний предел - 2 года лишения свободы - за нарушение правил дорожного движения в состоянии опьянения, которое повлекло по неосторожности смерть человека. До этого предусматривался только верхний предел - до 7 лет тюрьмы.

Также из УК исключается наказание в виде принудительных работ за нарушение ПДД в состоянии опьянения, повлекшего по неосторожности смерть не менее 2-х людей, и устанавливается минимальный четырехлетний срок лишения свободы. Сейчас действует только максимальный срок - до 9 лет.

Предполагается, что новые нормы закона позволят серьезно сократить количество ДТП с участием нетрезвых водителей.

II . Результаты голосования: принят в третьем чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

233

0

0

5

КПРФ

0

0

2

90

СР

60

0

0

4

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Яровая И.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 13.03.2013 года

один из главных пробелов, который сегодня реально существует в законодательстве, - это отсутствие минимальной ответственности
по составам преступлений, которые предусматривают ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повлёкшее гибель людей. То есть сегодня фактически действующая санкция - это ноль. <…> Ещё один серьёзный пробел в законодательстве связан с тем, что сегодня лицо, которое де-юре не является водителем, то есть не имеет вообще права на управление транспортным средством либо было лишено этого права в судебном порядке в связи с управлением в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, садится за руль и является уже изначально правонарушителем и потенциальным преступником. Количество таких правонарушений измеряется тысячами, десятками и сотнями тысяч, что свидетельствует о том, что безнаказанность порождает вседозволенность.

Решульский С.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 13.03.2013 года

Мы сейчас речь ведём о том, как справиться с этими 6 процентами [данные государственной статистики о погибших в «пьяных» ДТП – ред.], как их запугать, чтобы они не садились пьяными за руль. Ну а кто будет заниматься 93 процентами, о которых я сказал? Из ста вычесть семь, вы прекрасно понимаете, получится девяносто три - просто очень мало времени, поэтому так спешу. <…> Вот если бы мы поступали по-государственному, то, на мой взгляд, должны были бы рассмотреть вопросы административной и уголовной ответственности прежде всего за состояние наших дорог, ответственность за которое лежит на главах администраций. <…> По данным той же ГИБДД, 30 процентов всех аварий происходит из-за плохого состояния наших дорог.

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение) 13.03.2013 года

Если человек, будучи лишённым права управления транспортным средством за езду в пьяном виде, привлекается опять и отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, то он из-под действия этой уголовной статьи тоже выходит, то есть для того чтобы выйти из-под действия этой уголовной статьи, человек должен просто всегда отказываться от прохождения медицинского освидетельствования - это пробел в законе. Далее, Уголовным кодексом предусмотрена определённая ответственность за "пьяное ДТП" с жертвами. Вы её усиливаете, но, если человек скрывается с места ДТП, вы этот случай не рассматриваете. Получается, что теперь водителю, если он в нетрезвом виде совершил ДТП, проще сбежать с места ДТП, а через три дня заявить о том, что он пьяным не был, - тогда степень ответственности будет гораздо ниже.

Руденко А.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 13.03.2013 года

И в этой ситуации мы должны принять такой закон, чтобы в первую очередь добропорядочные граждане не пострадали, потому что вот уже пошли уловки. Даже читая заключение комитета, уже понимаешь, что легче скрыться с места ДТП и приехать дня через три с повинной и получить меньшее наказание, чем остаться на месте совершения ДТП, потому что сроки совсем другие и совсем другое наказание.