Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 1 весенняя сессия

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Принятые законы

Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 174-ФЗ (законопроект № 761399-6) «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.М.Мироновым, Г.А.Зюгановым, В.В.Жириновским и В.А.Васильевым в апреле 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 15 мая, а во втором и сразу в третьем - 19 мая 2015 года.

I. Основные положения законопроекта

Согласно законопроекту, начиная с 2012 года главы регионов не смогут назначаться дольше, чем на два срока подряд.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

2

СР

61

0

1

3

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Жириновский В.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 15.05.2015

Короче, что мы предлагаем (в основном, я чувствую, здесь Миронов постарался, а мы поддержали): предлагается ограничить срок нахождения в должности губернатора (я уже не буду называть так сложно, а просто скажу, что в должности губернатора, имеются в виду и главы республик) - не более двух сроков подряд. И вот опять влезает это слово – «подряд». Мы уже по закону о выборах президента эту ошибку совершили, и это опять слабая квалификации юристов! Раз мы вводим ограничение по двум срокам, то никакого значения не имеет, подряд или не подряд, - не более двух сроков, точка!

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 15.05.2015

И в мае 2012 года много депутатов - они, наверное, и сейчас находятся в этом зале - проголосовало за то, чтобы ввести норму о двух сроках подряд, причём один срок не более пяти лет, так что этой норме пошёл уже четвёртый год. В некоторых ситуациях нужно дополнительно сказать об обратной силе закона: конечно, когда вводятся подобные нормы - об обратной силе закона, - то это, как правило, не вызывает ни у кого удовлетворения, более того, это чаще вызывает раздражение.

Вяткин Д.Ф., фракция КПРФ (первое чтение) 15.05.2015

Всё-таки вопрос серьёзный хотя бы потому, что данный законопроект внесён руководителями четырёх парламентских фракций. Хотелось бы отметить особо, что сменяемость власти, обязательная сменяемость власти, о которой многоуважаемые коллеги говорили, конечно же, не должна означать и другую крайность, а именно постоянную кадровую чехарду и постоянный, так сказать, карнавал руководителей.

Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 15.05.2015

Я должен сказать, что губернаторы, руководители субъектов Российской Федерации, особенно в 90-е годы, в нашей стране сыграли исключительно положительную роль, и именно за счёт вот такого действия целого ряда губернаторов субъектов Российской Федерации (не будем перечислять их фамилии) появилась возможность и была сохранена российская государственность, было сохранено Российское государство.

Федеральный закон от 14.07.2015 № 272-ФЗ (законопроект № 815174-6) « О внесении изменений в статьи 5 и 102 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.Е.Нарышкиным, В.А.Васильевым, В.В.Жириновским, С.М.Мироновым в июне 2015 года. Был рассмотрен и принят в первом чтении 19 июня, во втором и сразу в третьем - 3 июля 2015 года.

Данная законодательная инициатива стала одной из самых обсуждаемых за последние полгода. Среди депутатов Думы нашлись как её активные сторонники, так и ярые противники, которые посчитали, что такой порядок выборов ущемляет их права и служит интересам других партий. По запросу Совета Федерации Конституционный суд РФ изучил данный вопрос. В результате судьи признали законным однократное сокращение сроков полномочий депутатов.

I . Основные положения закона

Законопроект предусматривает перенос выборов депутатов Государственной Думы с первого воскресенья декабря на третье воскресенье сентября 2016 года. При этом социальные гарантии, предоставляемые депутатам текущего созыва, сохраняются до 4 декабря 2016 года.

Таким образом, третье воскресенье сентября станет единым днем голосования. По мнению авторов, это позволит синхронизировать обсуждение и принятие федерального бюджета на будущий год с началом деятельности вновь избранного российского парламента.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

1

0

0

КПРФ

1

91

0

0

СР

51

7

0

6

ЛДПР

51

3

0

2

III. Мнения депутатов

Жириновский В.В. , фракция ЛДПР (первое чтение) 19.06.2015

Предлагаемый законопроектом единый день голосования позволит существенно сократить расходы, предусматриваемые бюджетами субъектов Российской Федерации, на подготовку и проведение региональных и муниципальных выборов, а также позволит скоординировать сроки бюджетного процесса с началом деятельности вновь избранных представительных органов субъектов Российской Федерации. Таким образом, когда новый состав Государственной Думы приступит к работе, он сразу - в октябре, ноябре и декабре - начнёт заниматься принятием нового бюджета.

Плигин В.Н. , фракция «Единая Россия» (первое чтение) 19.06.2015

Конечно же, в обоснование тех или иных положений можно по-разному считать дни, можно говорить о том, что является существенным или несущественным, но вряд ли на фоне установленного Конституцией срока вот этот сдвиг, который имеет место, — посмотрите внимательно - столь существен, этот сдвиг не на сто дней, как вы говорите, а на значительно меньший срок, поэтому мы полагаем, что данная норма вполне соответствует тем требованиям, которые предъявляются Конституцией Российской Федерации.

Обухов С.П., фракция КПРФ (первое чтение) 19.06.2015

Хочу заметить, что КПРФ не боится выборов, мы не держимся за депутатские кресла, мы готовы в любой момент подтвердить перед избирателем свой мандат, но для нас ценны Конституция и государственные институты - институт парламента, институт выборов, это важные вещи. Мы за стабильные, эффективные, работающие институты, а произвол, хотелки ради какой-то непонятной целесообразности, «ручное управление» разрушают стабильность в обществе, лишают его перспективы и будущего. А доводы инициаторов настолько слабы, что, как ни повышай голос за счёт высокого статуса, это не убеждает ни грамотного, вдумчивого избирателя, ни честного эксперта.

Емельянов М.В., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 19.06.2015

Перенос выборов на третье воскресенье сентября кардинально меняет дело: теперь наиболее активный период агитации попадает как раз таки на сентябрь. Последняя неделя августа и три недели сентября - это время, может быть, наиболее удобное для агитации. Я согласен с теми выступавшими, которые говорили о том, что погода в Российской Федерации имеет значение. Сентябрь с этой точки зрения более благоприятное время: можно на улице проводить встречи, митинги, проводить агитацию, так как люди на улице — не надо ходить по домам и пытаться войти в квартиры, можно просто побеседовать около подъезда.

Обухов С.П., фракция КПРФ (третье чтение) 03.07.2015

Представленный законопроект прямо и грубо нарушает норму части первой статьи 96 Конституции Российской Федерации, и в этом нас не убеждает ни антигололёдная риторика, ни несколько резиновых юридических формулировок. Считать произвольное и многомесячное сокращение срока конституционных полномочий Государственной Думы, в кавычках, минимально незначительным могут только злонамеренные или лишённые здравого смысла люди. Члены фракции КПРФ к таким не относятся. В этой связи приходится признать, что свежепринятое толкование Конституционного Суда является исключительно политизированным актом.

Диденко А.Н., фракция ЛДПР (третье чтение) 03.07.2015

И вообще, ход обсуждений по данному законопроекту - это пример того, как ненужно вести переговоры, потому что хорошее дело, которое мы начали, и идея ЛДПР о проведении всех выборов в один день, она была, практически, к третьему чтению полностью пересмотрена.

Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (третье чтение) 03.07.2015

Несомненно, что в принципе та дискуссия, которая построена, она строилась вокруг определения момента переноса выборов. И, с моей точки зрения, все пришли к важности понимания участия вновь формируемой Государственной Думы в бюджетном процессе, что является одним из основополагающих моментов о том, что новая Дума сформирует бюджет в 2016 году.

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 03.07.2015

Мы полагаем, что начало сентября - это тоже неудачная дата, потому что наш избиратель, я имею в виду наш в целом, избиратель всего зала, находится либо в отпусках в значительной мере, либо на дачах. Поэтому, может быть, октябрь был бы лучше, был бы лучше, но было 3 даты, и дата - конец сентября наиболее оптимальная.