Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 1 весенняя сессия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Принятые законы

Федеральный закон от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ (законопроект № 662902-6) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами А.Г.Тарнавским и А.А.Ищенко в январе 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 января, во втором – 15, а в третьем – 19 мая 2015 года.

Законопроект, названный «законом о нежелательных неправительственных организациях», позволяет блокировать попытки влияния иностранных организаций террористического и экстремистского толка на развитие социальных и политических институтов российского общества.

I. Основные положения закона

Согласно законопроекту, в случае признания иностранных и международных неправительственных организаций (НПО) нежелательными, их деятельность в России будет запрещена. Нежелательной может быть признана НПО, чья деятельность представляет угрозу основам конституционного строя России, обороноспособности или безопасности страны.

Запрет на деятельность вводится решением прокуратуры по согласованию с МИД РФ, отменяется запрет в аналогичном порядке. Перечень нежелательных иностранных или международных неправительственных организаций ведет и публикует в интернете Минюст России.

Присвоение организации статуса нежелательной ведет к замораживанию ее активов в России: финансовые организации прекращают операции с денежными средствами и другим имуществом этой организации, сообщают об этом в Росфинмониторинг, который, в свою очередь уведомляет об этом Генеральную прокуратуру и Минюст России. Эти поправки были внесены в законопроект по результатам первого чтения.

Если организация, признанная нежелательной, продолжит свою работу, ей будет грозить штраф до 100 тысяч рублей. Уголовная ответственность наступает после двух таких взысканий в течение года - а это до полумиллиона рублей штрафа или обязательные работы.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

2

СР

57

3

0

4

ЛДПР

55

0

1

0

III . Мнения депутатов

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 20.01.2015

То, что происходит сейчас вокруг и в связи с Россией, позволяет обоснованно поставить вопрос: а не рукотворное ли это дело? <…> Пришло время ответить, ответить, чтобы наши молчание и терпение не стали рассматриваться как проявление слабости. Авторы законопроекта - я и мой коллега Антон Ищенко - предлагают закрепить в российском законодательстве понятие перечня иностранных и международных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации признаётся нежелательной. В этот перечень могут быть включены иностранные - повторю: исключительно иностранные - организации, иностранные юрлица, которые могут представлять угрозу обороноспособности, безопасности государства, общественному порядку или здоровью населения.

Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.01.2015

На что хотелось бы обратить внимание? Соответствующие запреты установлены законодательством Российской Федерации, однако перечень последствий для указанных организаций при приостановлении их деятельности в случае нарушения ими требований законодательства определён отсылочной нормой к положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях», которые с 4 июня 2014 года утратили силу. Таким образом, комитет обращает внимание на то, что законопроект актуален, его концепция может быть поддержана.

Иванов С.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 20.01.2015

Вообще, коллеги, вдумайтесь, какая поразительная лояльность, - организацию, чью деятельность признали угрожающей безопасности, обороноспособности страны, нравственности, здоровью граждан, не запрещают, а вежливо так включают в перечень: мол, мы не желаем, чтобы вы занимались подобными вещами... В любой стране такую организацию просто запретили бы! И мы говорим: хорошо, сначала вас прокурор объявит нежелательной организацией, Минюст занесёт в список, а потом, пожалуйста, доказывайте, что вы не верблюд!

Плетнева Т.В., фракция КПРФ (первое чтение) 20.01.2015

Да, может быть, он юридически и не совсем продуман, почему я и спрашивала про перечень - хотелось бы иметь возможность видеть его. <…> Поэтому мне кажется, что, несмотря на то, что не всё в законопроекте прописано, сейчас надо не об этом говорить, сейчас надо нам всем до единого его поддержать и дальше над ним работать, но сказать наконец-то своё слово!

Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 116-ФЗ (законопроект № 681710-6) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 февраля, во втором 21 апреля, а в третьем 24 апреля 2015 года.

Разработка поправок к существующим нормам закона, ужесточающих наказание для СМИ за распространение призывов к экстремизму, была инициирована после беспорядков, произошедших в Бирюлеве в октябре 2013 года.

I. Основные положения закона

Законопроект ужесточает наказание за призывы к терроризму и экстремизму в СМИ.

Так штрафом от 100 тысяч до миллиона рублей теперь будут наказывать СМИ, распространяющие публичные призывы к терроризму, оправдывающие действия террористов или экстремистов. Кроме того, миллионный штраф предусмотрен за хранение и распространение экстремистских материалов, а весь тираж издания, в котором найдут запретные лозунги и формулировки, будет конфискован.

По ранее действовавшему законодательству наказание по этой статье составляло от 50 до 100 тысяч рублей.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

2

СР

56

0

0

8

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Поневежский В.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.02.2015

Фракция «Единая Россия» поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается установить административную ответственность юридических лиц за производство и выпуск продукции средств массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, а также материалы, пропагандирующие культ насилия и жестокости.

Иванов С.В., фракция ЛДПР (первое чтение) 20.02.2015

Миллион раз нам, оппозиционным партиям, отказывали, не принимая, допустим, наших агитационных материалов, указывая на то, что мы возбуждаем, например, социальную рознь, относя к социальной группе, например, чиновников, работников правоохранительных органов или ещё кого-то, когда оппозиция совершенно справедливо критиковала тех или иных товарищей. <…> Сейчас это будет определять неизвестно кто: то ли сам редактор, то ли по звонку откуда неизвестно, и в итоге у нас с вами получится самая что ни есть обычная цензура, которая по Конституции у нас запрещена.

Гудков Д.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 20.02.2015

У нас сегодня по статье за экстремизм судят активистов, причём разных политических партий, экологов, правозащитников. Например, в Чувашии недавно осудили за экстремизм молодого человека, который опубликовал карикатуру, вполне себе безобидную. Известны случаи, когда по этой статье судят экологов, ну, например, Витишко, который осуждён за надпись на заборе известную – не буду её повторять в этом зале, - и так далее. Любой призыв прогуляться, на Красную площадь выйти - в защиту, например, телеканала «Дождь» - с зонтиками, без всяких лозунгов, без всяких транспарантов, просто прогуляться в нашей стране сегодня легко может подпасть под понятие экстремизма.