Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 1 весенняя сессия

МЕХАНИЗМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУКИ

Принятые законы

Федеральный закон от 13.07.2015 № 270-ФЗ (законопроект № 671750-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технический политике» в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в декабре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 18 февраля, во втором 30 июня, а в третьем - 3 июля 2015 года.

Задача подготовки законопроекта была поставлена по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в октябре 2012 года.

I . Основные положения законопроекта

Проект закона вызвал отклик у широких кругов научной общественности, поскольку он направлен на решение одной из главных проблем российской науки – несовершенство механизмов финансового обеспеченния.

Финансирование науки предполагается увеличить за счет изменений в работе фондов поддержки научной деятельности. Теперь такие фонды могут быть не только федеральными, но и региональными и даже частными, благодаря чему к финансированию науки будут привлечены и внебюджетные источники.

Устанавливаются единые прозрачные правила работы таких фондов, вне зависимости от их природы. Теперь фонды смогут финансировать не только научные исследования, но и перспективные инфраструктурные проекты, например, создавать центры коллективного пользования научным оборудованием.

Также в обязанности фондов входит размещение сведений о своей деятельности на сайтах самих фондов или в государственных информационных системах.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

1

1

0

КПРФ

0

6

3

83

СР

55

0

0

9

ЛДПР

52

0

0

4

III. Мнения депутатов

Черешнев В.А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 18.02.2015

Каковы ноу-хау этого законопроекта? Первое. За счёт чего увеличивается финансовая поддержка? За счёт лучшей организации работы фондов, которые и должны осуществлять поддержку научной деятельности. Причём чётко сказано, что фонды поддержки научной деятельности могут быть не только федеральными, они могут быть и региональными, и даже частными. <…> Второе ноу-хау этого проекта закона - это то, что все фонды работают по единым правилам, их деятельность должна быть прозрачной, они должны размещать сведения о финансировании и другую информацию для всеобщего обозрения. Следующее ноу-хау - фонды могут финансировать не только научные исследования, но и перспективные инфраструктурные проекты, в частности центры коллективного пользования научным оборудованием.

Жириновский В.Ф., фракция ЛДПР (первое чтение) 18.02.2015

Так что надо обязательно этот закон принимать - мы и примем, но надо дать больше свободы творчества учёным и правильно стимулировать, материально стимулировать их труд. Не стесняться, не бояться дать больше денег молодым учёным, потому что мозги хорошо работают до тридцати лет, а после тридцати лет трудно рассчитывать на какие-то гениальные выкладки. Все великие открытия были сделаны людьми до тридцати лет - после этого учёных можно отправлять на пенсию, пусть пробирки моют, а дорогу давать молодёжи, как это делаем мы в ЛДПР!

Кашин Б.С., фракция КПРФ (первое чтение) 18.02.2015

Здесь вот мы видим - и я задавал в связи с этим вопрос, - что основным источником финансирования фундаментальных научных и поисковых научных исследований являются как бюджетные средства, так и гранты. Вот в этом главная опасность, потому что, вместо того чтобы ввести понятие базового финансирования, успокоить учёных, пояснить, показать, что мы серьёзно относимся к их труду, к их будущему, пытаются совместить две эти несовместимые вещи!

Эркенов А. Ч., фракция "Единая Россия" (первое чтение), 18.02.2015

Вся наша экономика, а не только образование и наука, нуждается в серьёзной финансовой поддержке, так вот реализация этого закона, то есть создание фондов с привлечением инструментов государственно-частного партнёрства, может создать реальные механизмы для того, чтобы внутренние инвестиции пошли в эти отрасли.