Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 1 весенняя сессия

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТАНДАРТИЗАЦИИ

Принятые законы

Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ ( законопроект № 555391-6) «О стандартизации в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в июне 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 15 октября 2014 года, а во втором и сразу в третьем – 19 июня 2015 года.

I . Основные положения законопроекта

Законопроект превращает стандартизацию в «универсальный» инструмент регулирования оценки качества продукции и услуг, применимый не только в узкой сфере технических регламентов, но и в отношении социальной сферы, банковской и оценочной деятельности, страховой медицины, инноваций, внедрения наилучших доступных технологий. Задачей законопроекта является заполнение законодательного вакуума
в сферах, не охваченных действием закона «О техническом регулировании».

Ко второму чтению были внесены поправки, уточняющие разграничение сфер регулирования закона о стандартизации и закона о техническом регулировании.

Законопроект предусматривает создание проектных технических комитетов, задача которых разрабатывать стандарты, способствующие быстрому внедрению новой продукции и технологий.

При создании законопроекта были учтены наилучшие практики, рекомендованные Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Немецким институтом по стандартизации (DIN). Одновременно положения закона направлены на приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации.

Органы государственной власти организуют официальную публикацию стандартов и общероссийских классификаторов, включая размещение в интернете – эти дополнения были внесены ко второму чтению.

По мнению разработчиков, принятие законопроекта позволит превратить стандартизацию в ресурс социально-экономического развития, сделать ее эффективным механизмом формирования инновационного потенциала страны.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

92

0

0

0

СР

61

0

0

3

ЛДПР

53

0

0

3

III. Мнения депутатов

Сапожников Н. И., фракция КПРФ (первое чтение) 15.10.2014

Наш Комитет по промышленности поддерживает концепцию законопроекта, но имеет к нему ряд замечаний и предложений. При подготовке ко второму чтению необходимо продолжить, и может быть, закончить дискуссию о соотношении обязательности стандартов и добровольности их применения.

Омельченко В. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 15.10.2014

В настоящее время также существует необходимость повышения технологического уровня производства для повышения конкурентной способности Российских предприятий на мировом рынке. Также хочется больше видеть отечественные разработки и их внедрение в производство, а также соответствие их мировому стандарту. Фракция "Единая Россия" будет поддерживать законопроект в первом чтении.

Журко В. В., фракция ЛДПР (первое чтение) 15.10.2014

Фракция ЛДПР отмечает своевременность и важность рассмотрения законопроекта. <…> Национальная система стандартизации в рамках ФЗ
«О техническом регулировании» уже не отвечает современным экономическим условиям. Концептуально это очень современный законопроект, особенно в нынешних непростых экономических условиях, когда нам нужно искать новые инструменты стимулирования экономического роста. Не буду перечислять все поправки, замечания, надеюсь, что они будут дополнены. <…> Надо дополнить обязательность применения стандартов при проектировании, строительстве и эксплуатации опасных производственных объектов, которые есть у нас в гражданских отраслях, например, в сфере энергетики, допустим, гидроэлектростанций, где неприменение стандартов может привести просто к трагическим последствиям для целых территорий. Фракция ЛДПР рекомендует принять законопроект в первом чтении при условии доработки ко второму чтению
с учётом высказанных замечаний.

Законопроект № 630504-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством России в октябре 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 19 июня 2015 года.

I . Основные положения законопроекта

С принятием закона «О стандартизации в Российской Федерации» вносятся корреспондирующие изменения в 26 федеральных законов.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

91

0

0

1

СР

57

0

0

7

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Сапожников Н.И., фракция КПРФ

Мы получили восемьдесят два отзыва из субъектов Федерации, все положительные. Комитет Совета Федерации также поддерживает законопроект.

Федеральный закон от 2 мая 2015 года №122-ФЗ (законопроект № 537948-6) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в июне 2014 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 19 сентября 2014 года, а во втором и сразу в третьем - 24 апреля 2015 года.

Задача разработки новых профессиональных стандартов была поставлена Президентом страны в серии указов в мае 2012 года.

Законопроект вызвал резкую критику представителей ряда отраслей. В частности, для государственных СМИ выполнение условия - наличие профильного образования у журналистов и редакторов – во многих случаях не представлялось возможным.

I. Основные положения законопроекта

Законопроектом предусматривается, что профессиональные стандарты подлежат обязательному применению государственными и муниципальными учреждениями и государственными внебюджетными фондами уже с 2016 года, а с 2020 года для всех работодателей.

Ко второму чтению концептуальные положения законопроекта были значительно доработаны в части ограничения обязательности стандартов. Теперь работодатели обязаны применять профессиональные стандарты к квалификации работников только в случаях напрямую предусмотренных Трудовым кодексом или другими законами. А если таких требований нет, то профстандарты применяются для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций. Аналогично и для государственных, муниципальных организаций и госкомпаний - особенности применения стандартов устанавливаются отдельными подзаконными актами.

Принятие законопроекта позволит сделать профстандарты основными элементом национальной системы квалификаций, связывающим рынок труда и сферу профессионального образования.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

90

0

0

1

СР

55

0

0

9

ЛДПР

56

0

0

0

III . Мнения депутатов

Тарасенко М.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 19.09.2014

Законопроектом действительно предлагается внести изменения в статью 195 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предусматривается, что профессиональные стандарты подлежат обязательному применению организациями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами и иными организациями, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, доля субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 50 процентов.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение) 19.09.2014

Но если вы внимательно прочитаете текст внесённого законопроекта, то поймёте, что в данном законопроекте говорится о том, что положения стандартов обязательны только для государственных предприятий и предприятий, имеющих не менее 50 процентов акций государства, а для остальных в соответствии с данным текстом они необязательны.