Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 2 осенняя сессия

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Принятые законы

Федеральный закон от 30 сентября 2015 года № 273-ФЗ (законопроект 878973-6) «Об особенностях составления и утверждения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен в Думу Правительством 10 сентября 2015 г. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы состоялось в первом чтении 18 сентября, во втором и третьем чтениях 25 сентября 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон приостанавливает до 1 января 2016 года действие ряда положений Бюджетного кодекса для федерального уровня, кроме прогноза социально-экономического развития, основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной и денежно-кредитной политики.

Внесение на рассмотрение в Думу федерального бюджета на 2016 год и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на 2016 год произойдет до 25 октября 2015 года (по Бюджетному кодексу РФ – не позднее 1 октября 2015 года).

Предусмотрен отказ от применения «бюджетного правила» - требования к определению общего объема расходов федерального бюджета - в связи с существенным прогнозируемым сокращением общего объема доходов и составлением проекта федерального бюджета на 2016 год.

Субъекты РФ могут самостоятельно принять решение о внесении проекта бюджетного прогноза на долгосрочный период одновременно с проектом бюджета субъекта РФ.

Если проект местного бюджета составляется и утверждается на один 2016 год, то на муниципальном уровне может быть принято решение о разработке и принятии среднесрочного финансового плана.

Ответственные исполнители государственных программ, включая ФЦП, должны представить проекты программ и их корректировки не к 1 октября 2015 года, а в марте 2016 года.

Кроме того, поправками ко второму чтению установлено, что решением Правительства РФ могут быть изменены правила увеличения бюджетных кредитов, перераспределения субсидий и дотаций регионам.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

0

3

КПРФ

3

52

0

37

СР

9

44

0

10

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 25.09.2015 года

Я предложил бы всё-таки, коллеги, ещё раз говорю, отбросить эмоции. Почему мы сегодня должны рассмотреть этот закон? Да просто потому, что у нас с вами 1 октября - срок, до которого должен быть внесён на рассмотрение бюджет, и не рассмотреть сегодня этот закон мы просто не можем: нельзя в сложившихся условиях оставлять страну без бюджета - вот мотивы, которыми я руководствовался <…> то предложение, которое мы сейчас обсуждаем, - это предложение об исключении формального рассмотрения государственных программ и о создании возможности для их серьёзного обсуждения в рамках бюджетного процесса. Поэтому я всё-таки предлагаю поддержать эти поправки, какими бы болезненными они сейчас ни казались.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 301-ФЗ (законопроект № 898557-6 ) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»

Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 10 октября 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы состоялось в первом чтении 16 октября, во втором и третьем чтениях - 23 октября 2015 года.

I. Основные положения закона

Остатки средств федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало 2016 года будут направлены на увеличение ассигнований отраслей экономики, социальную поддержку граждан, поддержку бюджетов субъектов, на обеспечение отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства.

Ко второму чтению в законопроект внесена поправка, предусматривающая возврат в бюджет остатка субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного задания.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

6

0

84

СР

53

4

0

6

ЛДПР

0

0

0

55

III. Мнения депутатов

Макаров А. М., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 23.10.2015 года

С учётом того, что мы с вами сделали по государственным программам - дали правительству возможность доработать их и представить нам до 1 апреля, - аналогично мы предлагаем поступить и с основными направлениями налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики. Именно этим законопроектом предлагается дать возможность создания антикризисного фонда в бюджете 2016 года <…> на поддержку граждан, на поддержку предприятий, на поддержку отраслей экономики <…> Предлагаю принять законопроект, чтобы открыть возможность для дальнейшей работы Государственной Думы и внесения, соответственно, проекта бюджета на 2016 год.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 334-ФЗ (законопроект № 899201-6) «Об особенностях перечисления в 2016 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2015 года»

Законопроект внесен в Думу Правительством РФ 12 октября 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Государственной Думы состоялось в первом чтении 13 ноября, во втором и в третьем чтениях 20 ноября 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон направлен на мобилизацию доходов федерального бюджета и увеличивает долю отчислений прибыли Центрального банка в федеральный бюджет с 75% до 90%.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

235

0

0

3

КПРФ

92

0

0

0

СР

62

0

0

2

ЛДПР

56

0

0

0

Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 369-ФЗ (законопроект № 789991-6) «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О парламентском контроле»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.Е.Нарышкиным и А.М.Макаровым в мае 2015 года. Рассмотрение и принятие на пленарном заседании Думы в первом чтении состоялось 17 июня, во втором 1 июля. 2015 года. После возврата к процедуре второго чтения документ был вновь рассмотрен и принят во втором и сразу в третьем чтении 2 декабря 2015 года.

Законопроект рассматривался совместно с законопроектом № 789987-6

I. Основные положения закона

Закон устанавливает, что при принятии федерального бюджета Дума в рамках предварительного парламентского контроля рассматривает данные по объектам капитального строительства, включенные в ФАИП, лишь с указанием сроков их строительства, сметной стоимости, наличия проектно-сметной документации и с положительным заключением государственной экспертизы.

Во втором чтении была одобрена поправка, обязывающая государственные органы представлять в Думу отчет о реализации ФЦП в случае досрочного прекращения ее реализации.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

0

КПРФ

90

3

0

0

СР

57

0

0

7

ЛДПР

52

0

0

4

Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 381-ФЗ (законопроект № 789987-6) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами С.Е.Нарышкиным и А.М.Макаровым в мае 2015 года. Рассмотрение и принятие состоялось на пленарном заседании Думы в первом чтении 17 июня, во втором 1 июля. 2015 года. После возврата к процедуре второго чтения документ был вновь рассмотрен и принят во втором и сразу в третьем чтении 2 декабря 2015 года.

Законопроект рассматривался совместно с законопроектом № 789991-6.

I. Основные положения закона

Вводится норма, в соответствии с которой при рассмотрении проекта бюджета во втором чтении отдельным приложением должны утверждаться бюджетные ассигнования на реализацию ФАИП. Такая законодательная норма существовала до 2002 года.

Поправками второго чтения были предоставлены налоговые льготы участникам особой экономической зоны в Магаданской области, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых – они были освобождены от налога на прибыль в части, которая поступает в федеральный бюджет.

Закон позволит синхронизировать процесс утверждения бюджета и ФАИП, и снять существующую проблему низкой эффективности расходов федеральных программ.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

0

КПРФ

88

3

0

4

СР

58

0

0

6

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов (совместное рассмотрение законов)

Макаров А.М., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 17.06.2015 года

Вот первое предложение законопроекта, который внесён председателем парламента: поставить ФАИП под контроль парламента. Изменения как в закон «О парламентском контроле», так и в Бюджетный кодекс вносятся с тем, чтобы парламент имел возможность проверить обоснованность выделения средств. <…> И вот вторая поправка - этого не было у парламента никогда, это новое, то, в необходимости чего мы с вами убедились, возвращая себе полномочия: мы говорим о том, что вместе с бюджетом должны получить перечень полномочий и их стоимость.

Катасонов С.М., фракция КПРФ, (первое чтение) 17.06.2015 года

Мы знаем, Счётная палата нам даёт цифры: половина объектов из плана не введена в эксплуатацию - не вообще, а из тех, которые должны были быть введены в 2013 году. Половина не введена! Если начнём поднимать проектно-сметную документацию, то увидим примерно то же - 50 процентов. А сколько у нас объектов, которые стоят, и мы точно знаем, что движения по ним никакого не будет?! И мы должны чётко понимать, что нам с ними делать, потому что заморозить проект - это тратить государственные деньги на то, чтобы законсервировать объект и поддерживать (отопление нужно и так далее), поэтому мы должны чётко определять - либо их продавать...

Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 17.06.2015 года

Речь идёт не о том, что депутатам нечего делать, что они недозагружены и ищут себе работу, речь идёт о том, что правительство с этой работой не справилось и депутаты, несмотря на свою загруженность, вынуждены будут этим заниматься.

Ищенко А.А., фракция ЛДПР (первое чтение) 17.06.2015 года

Мы сможем уже на предварительном этапе чётко определять параметры оценки эффективности реализации этих программ и сможем, я думаю, спросить с тех ответственных лиц, которые закреплены за каждой программой, и тогда у нас не будет таких объектов, которые, казалось бы, прошли все стадии предварительной оценки, но в итоге становятся бесполезными или используются неэффективно, и не надо будет по несколько раз выделять средства на строительство космодрома, а потом думать, почему же они были потрачены неэффективно. Вот в этом случае эффективность парламентского контроля резко увеличится.