2015г. № 2 осенняя сессия
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Принятые законы
Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 396-ФЗ (законопроект № 887724-6) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в сентябре 2015 года. Рассмотрение и принятие на пленарном заседании Думы в первом чтении состоялось 23 октября, во втором 16, а в третьем – 18 декабря 2015 года.
I. Основные положения закона
Закон вводит ряд налоговых льгот ветеранам, по ипотеке, и в отношении высокотехнологичного сектора экономики.
Освобождаются от НДФЛ доходы, получаемые от реализации акций, облигаций и инвестиционных паев высокотехнологичных компаний. Правило действительно при условии, что на дату погашения акции, облигации и паи непрерывно принадлежали налогоплательщику более одного года. Эти изменения будут действовать с момента вступления закона в силу до 31 декабря 2022 года. Кроме того, будет сокращен необлагаемый налогами срок владения этими бумагами с 5 лет до 1 года.
Ко второму чтению в закон был внесен ряд важных дополнений. Так освобождены от НДФЛ доходы по задолженности в рамках процедуры банкротства физлица, включая доходы от продажи его имущества.
Помимо этого, от НДФЛ освобождаются доходы по задолженности по ипотеке в случае его реструктуризации.
Также уточняется порядок освобождения от НДФЛ средств помощи ветеранам и труженикам тыла, бывшим узникам нацистских концлагерей и военнопленным за счет бюджета, и помощь иностранных государств. Помощь от иных лиц освобождается в сумме, не превышающей 10 тыс. рублей.
Закон входит в пакет антикризисных мер Правительства и направлен на стимулирование инвестиционной активности компаний и граждан.
II. Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
0 |
3 |
0 |
89 |
СР |
2 |
0 |
0 |
62 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
56 |
III. Мнения депутатов
Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 23.10.2015 года
Здесь мы видим некий обратный процесс - дать возможность торговать акциями очень узкому кругу эмитентов. Наверное, это нормально, ради бога, но говорить, что это судьбоносный закон, пока рано. В общем, хорошо, наверное, если он будет принят, но это мало что изменит. Мы вот пока не видим, что это существенно изменило бы ситуацию для высокотехнологичных компаний. Если это действительно так, то предлагаю правительству, в случае если закон будет принят, подумать о том, чтобы предложить парламенту рассмотреть более существенные льготы, направленные на развитие инновационного сектора.
Ищенко А.А., фракция ЛДПР (первое чтение) 23.10.2015 года
Мы даём льготы держателям акций этих компаний, поэтому, собственно, и складывается не совсем правильное представление. Это способствует не спекуляции ценными бумагами, а привлечению инвестиций, в том числе и в эти проекты.
Кармазина Р.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 23.10.2015 года
Предлагается освободить от НДФЛ и налога на прибыль организаций доходы, полученные от реализации или иного выбытия акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паёв, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного сектора экономики, при условии, что они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или в ином вещном праве более одного года. Указанное освобождение будет применяться до 31 декабря 2022 года включительно.
Максимова Н.С., фракция «Единая Россия» (второе чтение) 16.12.2015 года
Цель указанного законопроекта – побудить наши российские организации и компании к активизации инновационного развития. Для этого включается целый ряд дополнительных стимулов, в том числе налоговые преференции
Законопроект № 821579-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 23 июня 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 15 сентября 2015 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект разработан в рамках первоочередных антикризисных мер.
Заказчикам предоставляется право закупать у производителя как у единственного поставщика товары, производство которых создается или модернизируется в России. Инвестор в установленный срок обязуется создать либо модернизировать и освоить производство промышленной продукции на территории РФ, а другая сторона - Российская Федерация или субъект РФ - обязуется осуществлять меры по стимулированию данной деятельности.
Законопроект направлен на обеспечение использования механизмов контрактной системы для реализации политики импортозамещения.
II. Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
88 |
0 |
0 |
4 |
СР |
59 |
0 |
0 |
5 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
1 |
III . Мнения депутатов
Аксаков А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 15.09.2015 года
Законопроект направлен на то, чтобы стимулировать производство в нашей стране, стимулировать инвестиции в организацию производств, которых у нас пока не существует, и благодаря этому закону появится возможность реализации продукции в рамках выполнения государственного и муниципального заказа. Обеспечивая импортозамещение, мы могли бы соответствующим образом поддержать внутреннее производство.
Законопроект № 801288-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»
Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 26 мая 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 22 сентября 2015 года.
I . Основные положения законопроекта
Предложено использовать опыт создания ТОРов - территорий опережающего развития на Дальнем Востоке - в других субъектах. Они получили право снижать ставку налога на прибыль с 18 до 10% для резидентов таких площадок.
Законопроект распространяет на всю территорию России практику налоговых льгот для участников региональных инвестиционных проектов в субъектах ДФО - территорий опережающего развития.
Предусмотрено, что организации, которые вложились в развитие промышленного производства, имеют право на пониженную ставку по региональной части налога на прибыль в течение десяти лет. Полностью снимается также федеральная часть этого налога.
Регионам дается право снижать ставку налога на прибыль с 18 до 10%, сохраняя такой льготный период до полной компенсации вложений налогоплательщика. Это означает бюджетное финансирование капиталовложений в новое производство.
II. Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
89 |
0 |
0 |
3 |
СР |
52 |
0 |
0 |
11 |
ЛДПР |
53 |
0 |
0 |
3 |
III. Мнения депутатов
Кармазина Р. В., фракция «Единая Россия»
Наши предприниматели обращались к президенту Владимиру Владимировичу Путину с просьбой расширить зону действия закона. Сначала он распространялся на Дальний Восток и Восточную Сибирь, затем мы включили туда Красноярский край, Хакасию и Тыву, теперь предлагается действие этого закона распространить на всю Россию.
Аксаков А. Г. фракция «Справедливая Россия»
Раньше действовала так называемая инвестиционная льгота, и вот вы сейчас её фактически вновь предлагаете применять только для новых производств. Многие наши предприятия сейчас могли бы, используя инвестиционную льготу, как они это делали до её отмены, модернизировать производство. Не надо ли распространить эту практику - ту, что вы предлагаете, - вообще на все инвестиции, которые осуществляют предприятия, в том числе модернизируя своё производство?
Законопроект № 695965-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Законопроект был внесен в Думу депутатами В.В.Белоусовым, И.Н.Игошиным, Н.А.Шайденко и др. 13 января 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 14 октября 2015 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект предлагает учитывать долю участия малого и среднего бизнеса (МСБ) в закупках только по факту – по заключенным контрактам на поставку, фактически проведенным торгам.
Ранее же недобросовестные заказчики отчитывались об участии МСБ в государственных закупках по несостоявшимся, некорректно проведенным сделкам.
Законопроект нацелен на поддержку российского малого и среднего предпринимательства, отечественного производителя вообще.
II. Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
232 |
0 |
2 |
0 |
КПРФ |
89 |
0 |
0 |
1 |
СР |
58 |
0 |
0 |
5 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
0 |
III. Мнения депутатов
Игошин И. Н., фракция «Единая Россия»
Законопроект достаточно прост для понимания и будет довольно эффективен для поддержки малого бизнеса и в целом отечественных производителей. Законопроектом предлагается считать эти 15 процентов (объема закупок) не от размещённых заказов, а от заказов, которые реально были исполнены, не сорваны, а сорванные заказы мы предлагаем не учитывать. Этим простым, понятным, доступным решением мы добьёмся, чтобы малый бизнес действительно имел возможность поставлять по государственным закупкам свою продукцию и чтобы государственные деньги действительно поддерживали малый бизнес, отечественного производителя.
Законопроект № 881156-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Законопроект внесен в Думу Правительством РФ 15 сентября 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 2 декабря 2015 года.
I . Основные положения законопроекта
Законопроектом предлагается ввести уголовную ответственность за организацию «финансовых пирамид» - организацию деятельности по привлечению денежных средств или иного имущества в крупном размере (более 1,5 млн. руб.), осуществляемой при отсутствии инвестиционной или другой законной предпринимательской деятельности, связанной с использованием привлеченных средств.
За организацию «финансовых пирамид» предусмотрены штрафы до одного миллиона рублей или в размере заработной платы осужденного за период до двух лет, либо лишения свободы на тот же срок. В особо крупных размерах штраф увеличивается до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного за период до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет.
II. Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
92 |
0 |
0 |
0 |
СР |
61 |
0 |
0 |
3 |
ЛДПР |
56 |
0 |
0 |
0 |
III. Мнения депутатов
Марданшин Р.М., фракция «Единая Россия»
Это вопрос актуальный и важный. Наши правоохранительные органы вполне могут бороться с так называемыми классическими финансовыми пирамидами, когда есть факты обмана и мошенничества, но уже появляются новые формы финансовых пирамид, когда нет прямого обмана, нет прямого мошенничества в отношении граждан, когда заключаются договора, где чётко, конкретно прописывается, откуда будут поступать деньги, и правоохранительные органы, конечно, не могут бороться с такими финансовыми пирамидами. Поэтому очень важно такой закон принять, дать определение понятия финансовой пирамиды.
Законопроект № 953192-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Законопроект внесен депутатами С.Е.Нарышкиным, В.А.Васильевым, В.В.Жириновским и др. 14 декабря 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 22 декабря 2015 года.
I. Основные положения законопроекта
Законопроект является важнейшим инструментом решения задачи деофшоризации российской экономики.
Согласно закону, продлен на полгода срок представления декларации в рамках амнистии капиталов, расширен круг лиц, освобождаемых от налогообложения в случае ликвидации иностранных компаний. Это могут сделать не только владельцы контрольного пакета, но и рядовые акционеры, участники или пайщики.
Уточняется перечень раскрываемой информации – цепочка участия организаций и лиц. Предполагается, что при расчетах не будут учитываться курсовые разницы.
В начале 2016 года предполагается коррекция процедуры декларирования с учетом результатов анализа судебной практики и консультаций с предпринимателями.
II. Результаты голосования: принят в первом чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
1 |
0 |
КПРФ |
90 |
0 |
0 |
2 |
СР |
57 |
0 |
0 |
7 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
1 |
Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 407-ФЗ (законопроект № 849597-6 ) «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Законопроект был внесен в Думу Правительством РФ 29 июля 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 10 ноября, во втором – 15 декабря и в третьем чтении – 18 декабря 2015 года.
Закон рассматривался совместно с законопроектом №789974-6.
I . Основные положения закона
Для повышения доступности банковских кредитов увеличен с 1 млн. руб. до 3 млн. руб. максимальный размер займа, предоставляемого МСБ микрофинансовыми организациями.
Для этих микрофинансовых организаций вводятся правила внутреннего контроля, которые разработаны для противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Согласно внесенной ко второму чтению законопроекта поправке стать микрофинансовой организацией могут: фонды, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества или товарищества.
II . Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
1 |
0 |
КПРФ |
83 |
4 |
0 |
5 |
СР |
4 |
49 |
0 |
11 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
56 |
III. Мнения депутатов (обсуждение двух законопроектов)
Мукабенова М. А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 10.11.2015 года
Законопроект мы поддерживаем, будем голосовать за, так как считаем, что предусмотренное его концепцией повышение доступности заёмных средств для субъектов малого и среднего предпринимательства позволит модернизировать средства производства, послужит созданию дополнительных рабочих мест, ну и в целом, конечно, позволит оживить экономику, особенно региональную. Что же касается альтернативного законопроекта (№ 789974-6), то фракция «Единая Россия» поддерживает предложение профильного комитета отклонить его, в связи с тем что предполагаемое концепцией законопроекта трёхкратное повышение максимального размера микрозайма всем группам заёмщиков, в том числе и физическим лицам, несёт в себе риск увеличения количества невозвращённых займов, что в свою очередь может усугубить существующую проблему долговой кабалы граждан.
Отклоненные законопроекты
Законопроект № 789974-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Законопроект был внесен в Думу Государственным советом-Хасэ Республики Адыгея 12 мая 2015 года. Обсуждение и отклонение законопроекта состоялось на пленарном заседании Думы 10 ноября 2015 года.
Законопроект рассматривался совместно с законом №849597-6.
I . Основные положения законопроекта
Законопроект направлен на развитие системы микрофинансирования для поддержки малого предпринимательства.
Предлагается увеличение максимального размера микрозайма с одного до трех миллионов рублей малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам.
II. Результаты голосования: отклонен
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
0 |
1 |
0 |
237 |
КПРФ |
70 |
0 |
0 |
22 |
СР |
0 |
54 |
0 |
22 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
1 |