2015г. № 2 осенняя сессия
ЖКХ
Принятые законы
Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 307-ФЗ (законопроект № 348213-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в сентябре 2013 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 18 декабря 2013 года, а во втором и сразу в третьем – 23 октября 2015 года.
I. Основные положения закона
Закон ужесточает ответственность потребителей за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Так пеня за просрочку платежей за поставленные энергоресурсы для управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих предприятий вырастет почти вдвое. Штраф увеличится с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования Центрального Банка с 61-го до 90-й день просрочки (сейчас она составляет 8,25%), а после 91-го дня просрочки - до 1/130 ставки ежесуточно.
Для населения режим взимания пени более мягкий. Плательщики по ЖКХ, что в силу каких-то факторов не смогли вовремя платить первый месяц, получают освобождение от штрафа до 30-го дня просрочки включительно. В варианте первого чтения предлагалось увеличить пени до 1/130 ставки с первого дня просрочки. В итоговом варианте с 31-го до 90-й день штраф сохраняется в виде 1/300 ставки рефинансирования, а с 91-го дня просрочки увеличивается до 1/130 ставки.
Эти нововведения распространяются на жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья.
Также усиливается административная ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 тысяч до 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц - с 6-8 тысяч до 30-80 тысяч рублей, для юридических лиц - с 60-80 тысяч до 100-200 тысяч рублей.
Кроме того, согласно закону региональные власти смогут составлять список потребителей коммунальных ресурсов, которые будут обязаны предоставлять банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате коммунальных услуг.
Увеличение размера неустойки будет стимулировать потребителей надлежащим образом исполнять свои обязательства по оплате услуг ЖКХ.
II . Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
238 |
0 |
0 |
0 |
КПРФ |
0 |
86 |
0 |
4 |
СР |
2 |
7 |
0 |
54 |
ЛДПР |
0 |
0 |
0 |
55 |
III . Мнения депутатов
Липатов Ю.А., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 18.12.2013 года
На сегодняшний день имеется огромное количество неплатежей, задолженностей перед энергокомпаниями, перед сетями, и с этим надо что-то делать. И в целом мы поддерживаем подход государства, которое желает стимулировать своевременную выплату денежных средств за отпущенную энергию. Должен сказать, что населения это касается, но не настолько болезненно, как может показаться. Что же касается размера неустойки, и для примера могу сказать: если конкретное физическое лицо задолжает за электроэнергию 10 тысяч рублей и в течение тридцати дней не доплатит их, то пеня набежит 140 рублей. Поэтому основная задача этого закона заключается в том, чтобы стимулировать юридических лиц к выплате денежных средств.
Тарнавский А.Г., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 18.12.2013 года
Правительство предпочитает не не по пути снижения стоимости электроэнергии как для российского бизнеса, так и для индивидуальных потребителей, а думает о том, как обеспечить дополнительные прибыли крупному бизнесу, тем более что мы знаем, как была приватизирована электроэнергетика, насколько неправильно она была приватизирована, как считают многие россияне. В итоге оказывается, что мы заботимся о дополнительных прибылях, о получении дополнительных доходов крупными энергетическими компаниями, как частными, так и государственными.
Хованская Г.П., фракция «Справедливая Россия» (третье чтение) 23.10. 2015 года
Этот законопроект готовился долго и мучительно: то, что сейчас представлено на голосование, - это результат очень серьёзного компромисса. В итоге нам всё-таки удалось вывести из-под удара жителей многоквартирных домов, которые не будут платить пени в случае просрочки уплаты за жилищно-коммунальные услуги в пределах девяноста дней.
Мархаев В.М., фракция КПРФ (первое чтение) 18.12.2013 года
Мне непонятно, почему пени для граждан должны быть увеличены в два раза. И объяснять такое увеличение расценками на оптовом рынке крайне некорректно. Конституционный Суд России давно уже указал, что гражданин-потребитель по отношению к поставщикам является экономически более слабой стороной и нуждается в особой защите, поэтому, в частности, не должно допускаться введение таких жёстких санкций.
Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (третье чтение) 23.10. 2015 года
Здесь проблема в другом. У нас монополизм энергоснабжающих организаций приводит к убиению вообще отложенного спроса у наших граждан и возбуждает ненависть почему-то к государству, а не к энергоснабжающим организациям. С нашей точки зрения, этот закон не решит поставленной задачи, потому что надо в фундаменте, так сказать, разбираться, надо прекратить монополизм людей, которые зарабатывают на горе других.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ (законопроект № 829818-6) «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Г.Я.Хором, Н.Н.Гончаром, С.В.Железняком др. в июне 2015 года. Рассмотрение и принятие состоялось на пленарном заседании Думы в первом чтении 4 декабря, во втором 16, а в третьем – 18 декабря 2015 года.
В октябре 2015 года партия «Единая Россия» предложила ввести дифференцированную шкалу платы за капитальный ремонт для граждан старше 60 лет, а для граждан старше 80 лет - обнулить платежи по капитальному ремонту.
I. Основные положения законопроекта
Закон дает право субъектам РФ освобождать пенсионеров старше 80 лет от обязанности платить за капитальный ремонт и снижать размер взносов на 50% для людей, достигших 70 лет, а также для инвалидов первой и второй групп.
Закон решает задачу повышения социальной защищенности наиболее пожилой категории пенсионеров.
II . Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
236 |
0 |
0 |
2 |
КПРФ |
91 |
0 |
0 |
1 |
СР |
55 |
0 |
0 |
9 |
ЛДПР |
55 |
0 |
0 |
1 |
III. Мнения депутатов
Хованская Г.П., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 04.12.2015 года
Сегодня вам представляется законопроект. Я бы его, знаете, как назвала? Добрый, человеческий. Вот мы много очень с вами говорили о детях войны, так вот, мы предлагаем сейчас тех стариков, которые перешагнули 80-летний рубеж, освободить от уплаты взноса на капитальный ремонт, полностью освободить. Сейчас совсем непростая ситуация в стране, кризис, и особенно тяжело воспринимается этой категорией граждан дополнительная нагрузка. И мы ко второму чтению предложим также новацию для инвалидов. Это тоже очень уязвимая, социально незащищенная категория и они сейчас тоже, как собственники не имеют право на пятидесятипроцентную скидку.
Ищенко А.А., фракция ЛДПР (первое чтение) 04.12.2015 года
Я бы просил всё-таки к этому вопросу ко второму чтению как-то подойти более тщательно, что ли. Я не понимаю, почему 72-летний человек, это большое счастье, что он дожил в эти годы до этого возраста, не имеет никаких здесь не льгот даже сказать, а послаблений в этой оплате? А вот семидесятидевятилетний то же самое не имеет, а вот с восьмидесяти лет почему-то решили, что мы теперь, да если они ещё и одни живут, да ещё, если они там одинокие, да, если ещё и так далее, и так далее.