Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 2 осенняя сессия

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

Принятые законы

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ (законопроект № 911768-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципов адресности и нуждаемости»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством и др. в октябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 13 ноября, во втором 4 декабря, а в третьем – 15 декабря 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон устанавливает новые принципы социальной поддержки, исходя из принципов адресности и нуждаемости. Идея адресности заключается в отказе от индексаций выплат по категориям получателей - адресное решение принимается индивидуально по каждому нуждающемуся.

Социальные выплаты переводятся с федерального на региональный уровень, и будут производятся за счет средств региональных бюджетов – это ежемесячное пособие на ребенка, дополнительные меры соцподдержки медицинских и фармацевтических работников, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогам, проживающим в сельской местности, компенсацию платы за детский сад.

И если первоначально регионы должны были сами определить критерии нуждаемости, на основании которых будут производиться выплаты, то ко второму чтению было решено, что этим должен заниматься Минтруд. Это позволит выработать единые подходы в определении критериев нуждаемости для всех субъектов и избежать возможных перегибов в оценке нуждаемости на местах.

А для систематизации всей информации о мерах социальной поддержки к 1 января 2018 года будет создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Закон меняет требования к сроку постоянного проживания граждан в чернобыльской зоне для получения соответствующих социальных выплат. Они будут предоставлены гражданам при условии постоянного проживания в зоне отселения 1 год, в зоне с правом на отселение - 3 года, в зоне с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.

Также корректируется требования к присвоению звания «Ветеран труда» - стаж работы в отрасли должен быть не менее 15 лет.

Данные изменения позволят регионам перераспределять освободившиеся средства на социальную поддержку наиболее нуждающихся граждан, увеличив объем и размер выплат.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

0

0

4

КПРФ

92

0

0

0

СР

0

0

0

64

ЛДПР

0

1

0

55

III . Мнения депутатов

Тарасенко М.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 13.11. 2015 года

Прежде всего хочу подчеркнуть, что в целом поддерживая направленность законопроекта на необходимость соблюдения принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки с целью более эффективного использования бюджетных средств, комитет в то же время считает крайне важным, чтобы высвобождаемые при этом средства направлялись именно на цели социальной политики соответствующих субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 433-ФЗ (законопроект № 951136-6) «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в октябре 2015 года. Рассмотрение и принятие документа в первом чтении и в целом состоялось на пленарном заседании Думы 18 декабря 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон продляет действие программы материнского капитала на два года - до конца 2018 года.

Его цель - сохранение позитивных демографических тенденций в стране. Об этом говорил Президент в Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

91

0

0

1

СР

57

0

0

7

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Епифанова О.Н., фракция «Справедливая Россия»

Мы, конечно, с воодушевлением восприняли законопроект о продлении действия материнского капитала, внесённый Правительством Российской Федерации. Решение о поддержке этого законопроекта было принято членами нашего комитета единогласно.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 348-ФЗ (законопроект № 881257-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в январе 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 20 октября, а во втором и сразу в третьем – 18 ноября 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон предоставляет возможность родителям тратить средства материнского капитала для социальной адаптации своих детей-инвалидов. Деньги могут быть потрачены на товары, технические средства и реабилитационные мероприятия, которые государство не может предоставить бесплатно, и которые родителям приходится приобретать или за свой счет, или за счет благотворителей.

Ко второму чтению документа были приняты поправки, определяющие порядок использования средств маткапитала.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

90

1

0

1

СР

59

0

0

5

ЛДПР

55

0

0

1

III . Мнения депутатов

Борзова О. Г., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.10. 2015 года

Новое направление использования средств материнского капитала, первая новация, - это компенсация затрат на приобретённые товары и услуги для социальной адаптации и интеграции ребёнка-инвалида в общество, и это очень важно. Вторая новация - семьи, имеющие детей-инвалидов, могут воспользоваться средствами материнского капитала до того, как ребёнку исполнится три года. Это связано с тем, что оказывать помощь детям-инвалидам, которые в этом. Актуальность данного законопроекта обусловлена тем, что мы даём право семьям с детьми-инвалидами пользоваться услугами и приобретать товары, которые не входят в этот перечень, в соответствии с индивидуальными программами.

Решульский С.Н., фракция КПРФ (первое чтение) 20.10. 2015 года

Меня всё больше и больше настораживает то, что за правильными идеями и предложениями отсутствует, вообще-то, государственный подход, подход тщательный, просчитанный. Я ведь не зря задал вопрос о том, что же это за медицинские услуги такие, а также реабилитационные мероприятия, технические средства и услуги, которые не предусмотрены 184-м законом, где определён перечень всех этих услуг, технических средств, мероприятий для этих семей, для этих детишек, которые финансируются за счёт федерального бюджета, но, кроме общих цифр, я ничего не услышал.

Федеральный закон от 23 ноября 2015 года № 317-ФЗ (законопроект 828659-6 ) «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект был внесен в Думу группой депутатов Государственной Думы С.И.Неверовым, В.А.Васильевым, А.М.Макаровым и др. 1 июля 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 20 октября, во втором – 11 ноября и в третьем чтении 13 ноября 2015 года.

I . Основные положения закона

Предлагается увеличить с 1 января 2016 года налоговые вычеты на детей-инвалидов для родителей и усыновителей в 4 раза (с 3 000 до 12 000 рублей), а опекунам, попечителям и приемным родителям – в 2 раза (с 3 000 до 6 000 рублей), а также увеличить на 25% (с 280 до 350 тыс. рублей) предельный уровень дохода, до которого предоставляется налоговый вычет.

При этом согласно поправке, внесенной ко второму чтению законопроекта, налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей по их выбору (если второй родитель отказался от получения налогового вычета).

В условиях напряженной экономической ситуации предлагаемые законопроектом изменения станут одной из значимых антикризисных мер, направленных на повышение социальной защищенности семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Это также послужит дополнительным мотивом для граждан при принятии решения об усыновлении или взятии под опеку оставшихся без попечения родителей детей-инвалидов.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

84

0

0

8

СР

58

0

0

6

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Кармазина Р. В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 20.10.2015 года

Я хочу отметить, что предлагаемые в законопроекте меры будут способствовать реализации положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства и инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Комитет поддерживает данную законодательную инициативу и просит вас всех тоже её поддержать. Хочу сказать, что у нас не в интернатных учреждениях, то есть в семьях, проживают 566 тысяч детей-инвалидов, - представляете, какая это поддержка для таких семей! Мы должны принимать все меры для того, чтобы дети были в семьях, а не в интернатных учреждениях.