Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 2 осенняя сессия

ТРУДОВОЕ И ПЕНСИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Принятые законы

Федеральный закон от 14 декабря 2015 года № 371-ФЗ (законопроект № 911761-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона «О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством и др. в ноябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 13 ноября, во втором 2 декабря, а в третьем – 4 декабря 2015 года.

I. Основные положения закона

Заморозка индексации зарплат чиновников, военных и судей продляется до 1 января 2017 года. При этом субъектам дается право самим решать, приостанавливать индексацию работникам местных органов власти или нет.

Оптимизация бюджетных расходов – вынужденная мера, связанная с ухудшением макроэкономической ситуации в стране.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

2

КПРФ

0

86

1

6

СР

0

51

0

13

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Москалькова Т.Н., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение) 13.11. 2015 года

Фракция «Справедливая Россия» считает законопроект, замораживающий денежное содержание военнослужащих, сотрудников и государственных гражданских служащих МВД, МЧС, ФСКН, ФСИН и других правоохранительных органов, судей и прокуроров, несправедливым, противоречащим майским указам президента, и антинародным.

Шерин А.Н., фракция ЛДПР (первое чтение) 13.11. 2015 года

Фракция ЛДПР голосовать естественно не будет, я объясню почему. Хочу всех проинформировать или напомнить, что военнослужащим в крайний раз поднималась заработная плата в 2012 году, после этого никаких повышений, индексаций не было. Эти люди будут служить своему Отечеству и, к сожалению, их служба сопряжена, в том числе, с риском для жизни. Вот давайте им в то время, пока они живы и здоровы, конечно, мы им всем желаем долгих лет жизни, чувствовали заботу государства.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ (законопроект № 911767-6) «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством и др. в ноябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось на пленарном заседании Думы 13 ноября, во втором 4 декабря, а в третьем – 15 декабря 2015 года.

I. Основные положения закона

Закон приостанавливает индексацию пенсий для работающих пенсионеров до 1 января 2017 года. При этом предусматривается, что в случае прекращения пенсионером работы страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются без каких-либо ограничений. Неработающими на 1 февраля 2016 года признаются пенсионеры, которые в 2015 году работали шесть и менее месяцев.

Вводится ежемесячный контроль работающих пенсионеров. Для этого работодатель должен предоставить каждый месяц в контролирующие органы отчет по упрощенной форме. За нарушение этих правил работодатель может быть оштрафован на 500 руб. на каждого пенсионера в пользу Пенсионного фонда РФ – эта норма была введена корректировками второго чтения.

Также будут проиндексированы социальные и страховые пенсии на 4%: с апреля и, соответственно, с февраля 2016 года. При этом повторная индексация может быть проведена во втором полугодии, исходя из текущих возможностей федерального бюджета.

Данные меры – вынужденные, и связаны с нарастанием ограничений федерального бюджета и ухудшением макроэкономической ситуации в стране.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

4

88

1

0

СР

0

56

0

8

ЛДПР

0

0

0

56

III . Мнения депутатов

Соколова И.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 13.11. 2015 года

Индексацию страховых и социальных пенсий в следующем году предлагается провести в два этапа. Первый этап - индексация страховых пенсий на 4 процента с 1 февраля и социальных пенсий на 4 процента с 1 апреля. Второй этап - это дополнительная индексация. Во втором полугодии 2016 года исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда по результатам их исполнения за первое полугодие 2016 года. Согласно законопроекту с 2016 года не будут индексироваться страховые пенсии работающим пенсионерам в период их работы.

Законопроект № 918468-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством в октябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта состоялось на пленарном заседании Думы в первом чтении 18 декабря 2015 года.

Данная законодательная инициатива, вызвавшая критику экспертного сообщества и ставшая одной из самых резонансных в этой парламентской сессии, была предложена Председателем Правительства в октябре 2015 года. На ее обсуждение в Думе были приглашены 9 непарламентских партий, во время которого разгорелась непростая дискуссия.

I. Основные положения законопроекта

Предусматривается постепенное увеличение пенсионного возраста для государственных служащих с 2016 года с 60 до 65 лет - ежегодно по полгода - и рост минимального стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, с 15 до 20 лет. Соответственно, предельный возраст нахождения на госслужбе также увеличивается с 60 до 65 лет.

При этом устанавливаются единые правила выхода на пенсию для федеральных, гражданских и муниципальных служащих - не менее 20 лет госслужбы. До этого единых требований к такому стажу не было, и каждый субъект устанавливал его самостоятельно.

Меняются условия получения повышенной пенсии депутатам и сенаторам: увеличивается минимальная продолжительность исполнения их полномочий для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55% с 1 года до 5 лет. А для получения ее в повышенном размере - 75% - срок исполнения полномочий повышается c 3 лет до 10.

II . Результаты голосования: принят в первом чтении

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

1

0

0

КПРФ

0

90

0

2

СР

3

0

0

61

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Голов А.Г., партия «Яблоко»

Мы считаем, что и законопроект, и сама система отдельных пенсий для государственных служащих противоречит Конституции. В нарушение Конституции в России три пенсионные системы: для обычных людей, для людей государевых и для вас, господа депутаты. Это нарушение Конституции, дискриминация по роду работы. Мы считаем, что недопустимо повышать пенсионный возраст, пока будет непонятная работникам пенсионная система, полузадушенная экономика, задавленный налогами бизнес и недееспособное в трудовой сфере государство. Правительство декларирует две цели: достойные пенсии и сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. А реально делается всё, чтобы именно пенсионеры заплатили за кризис.

Глотов С.А., партия «Патриоты России»

Экономия мизерная. Потрясения значительные. 1 миллион человек задействован в этой драме жизненной, которая развернётся. Кадровый застой, о котором говорят: его не будет, на самом деле он будет. И интересная возникает ещё целая серия вопросов: а что эта служба государственная гражданская или муниципальная служба так легка, что надо 65 лет находиться на этой службе. Понимаете, нет в обществе ответа на этот вопрос.

Шайхутдинов Р.Г. партия «Гражданская платформа»

По сути, этот законопроект не даёт никакой экономической и социально-политической эффективности. По сути, нам правительство снова предлагает сокращение издержки и то, чтобы залезть в накопления наших граждан, а нам нужно развитие, а не стагнация для того, чтобы сохранить наш экономический суверенитет и выполнить те задачи, которые ставит президент перед правительством и перед, в том числе, и Государственной Думой.

Семерикова Е. Г., партия «Женский диалог»

Должны приниматься во внимание и те обстоятельства, когда человек хочет, может и ощущает свою способность трудиться и после 60 лет. Действующим законодательством предусмотрены нормы предоставить возможность находиться на государственной службе до 65 лет. Это решение зависит как от добровольного волеизъявления государственного служащего, так и от воли работодателей, выраженной необходимостью исполнения полномочий по конкретной должности конкретным лицом.

Коломейцев Н. В., фракция КПРФ

Вы поймите, вы парализуете государственную власть. Любой умный человек понимает, что от работы государственного аппарата, аппарата муниципалитетов зависит качество решений. Если вы загнали страну в стагнацию, значит, неправильное решение, значит, нет мотивации привлечения умных людей. <…> Поэтому, уважаемые коллеги, вот этот закон, его главная политическая цель - запустить механизм поднятия пенсионного возраста. Причём, обратите внимание, женщинам сразу на 10 лет, понимаете, да?

Катасонов С.М., фракция ЛДПР

Вот скажите, какой экономический смысл решения данного вопроса, когда он, практически, ничтожен не только на уровне, скажем так, федерального бюджета, но и на уровне зарплаты топ-менеджера? Вы можете нам предлагать различные варианты и по увеличению возраста приходите, доказывайте, но сначала определитесь с теми, кто получает сверхдоходы, защитите государственных служащих и потом, пожалуйста, вот вместе, в комплексе мы готовы рассматривать ваш пакет и если вы докажете Государственной Думе, что это будет благо для государства, тогда мы готовы вас поддерживать.

Руденко А.В., фракция «Справедливая Россия»

Закон чисто политический. Смешали всё в кучу. Нас, депутатов, хотят выставить в чёрном цвете. Посмотрите как: вот депутаты не голосуют за данный законопроект. Почему? А когда повышали зарплату депутатам, нас спросили об этом? Это было повышено указами президента правительству, аппарату, администрации президента. Мы по закону с вами приравнены. Нас об этом не спрашивали. Когда повышали зарплату правительству, кто-нибудь считал, кто-нибудь просчитывал все эти вещи?

Исаев А.К., фракция «Единая Россия»

Хочу обратить ваше внимание, что хотя вроде бы это конституционно не ограничивает право человека на государственную службу, но мы, сталкивавшись с этим на практике, знаем, что это такое. Эта проблема решается. Люди могут спокойно работать до 65-ти лет. Это очень важно, в первую очередь, для невысоко оплачиваемых специалистов государства среднего звена. <…> Но я хотел бы сказать, что государственная служба - это особая служба, это служение обществу. И те, кто идёт на эту службу, так же, как и военнослужащие рискуют своей жизнью и здоровьем, должны понимать, что они несут определённые издержки.