Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2015г. № 2 осенняя сессия

АРБИТРАЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Принятые законы

Федеральный закон от 29 декабря ноября 2015 года № 382-ФЗ (законопроект № 788111-6) «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в мае 2015 года. Рассмотрение и принятие на пленарном заседании Думы состоялось в первом чтении 1 июля, во втором 1 декабря, а в третьем - 15 декабря 2015 года.

Законопроект рассматривался совместно с законопроектом № 788159-6.

I. Основные положения закона

Законопроект заменяет ныне действующий федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».

Законопроект регламентирует концептуальное обновление института третейских судов. Определяются общие требования к процедуре арбитража и к лицам, выступающим в качестве арбитров, регулируют вопросы заключения арбитражного соглашения.

Теперь третейские суды будут создаваться только при некоммерческих организациях. Для этого необходимо получить разрешение Правительства, которое будет выдаваться только учреждениям, отвечающим определенным критериям.

Дополнениями второго чтения было установлено, что для получения разрешения необходима рекомендация Совета по совершенствованию третейского разбирательства, который создается при уполномоченном ФОИВе.

Без специального разрешения в качестве третейских судов на постоянной основе смогут функционировать Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России.

Третейское разбирательство для предпринимателей обладает явными преимуществами перед федеральными государственными судами – арбитражными судами и судами общей юрисдикции, основные из которых - более краткие сроки рассмотрения спора и дешевизна разбирательства.

Авторы законопроекта стремились снизить риски злоупотреблений, которые так часто возникают при обращениях за разрешением спора в третейские суды. Так нововведения касаются порядка образования третейских судов, который будет значительно усложнен и подконтролен специально созданному органу. Также изменены требования к квалификации третейских судей и изменен порядок их назначения.

Одна из главных новелл – значительное увеличение срока рассмотрения спора третейским судом.

Изменения коснулись и порядка обжалования решений третейских судей.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

4

1

0

87

СР

3

0

0

61

ЛДПР

0

0

0

56

Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 409-ФЗ (законопроект № 788159-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в мае 2015 года. Рассмотрение и принятие на пленарном заседании Думы в первом чтении состоялось 1 июля, во втором 1 декабря, а в третьем – 15 декабря 2015 года.

Проект закона был разработан для согласования действующего законодательства с законопроектом № 788111-6.

I. Основные положения закона

Закон определяет компетенцию третейского суда и устанавливает, какие споры могут быть переданы на его рассмотрение, а какие в любом случае рассматриваются федеральными судами.

В свою очередь внесены существенные изменения в действующие процедуры: изменен порядок содействия третейским судам и контроля над его деятельностью, изменился порядок обращения в федеральные суды для обжалования решения третейского суда, а также основания отмены таких решений.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

2

КПРФ

0

1

0

91

СР

3

0

0

61

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов (обсуждение двух законопроектов)

Крашенинников П.В., фракция «Единая Россия» (первое чтение) 01.07.2015 года

Нам представляется, что законопроекты очень важные. И конечно, то, что у нас появляется чёткая, прозрачная процедура по альтернативному рассмотрению... альтернативному государственным судам рассмотрению экономических споров. Это достаточно важно для того, чтобы экономические субъекты не уходили в иностранную юрисдикцию и для того, чтобы эффективно решать соответствующие споры.

Синельщиков Ю.П., фракция КПРФ (первое чтение) 01.07.2015 года

Авторы законопроекта, судя по пояснительно записке, заявили о необходимости решения двух задач. Первое - это регламентация процедура третейского разбирательства. И второе - регулирование процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений. Однако, на наш взгляд, первая задача фактически не решена. Идею законопроекта о третейском разбирательстве в Российской Федерации, который внесён правительством, фракция поддерживает. Однако представленный материал фракция поддержать не может и, прежде всего, потому, что законопроекта в нём, строго говоря, нет.

Сухарев И.К., фракция ЛДПР (первое чтение) 01.07.2015 года

И в отличие от коммунистов мы решили всё-таки огласить список основных претензий и дополнить претензии комитета, наверное, к данному законопроекту. А именно, есть мнение, что законодательное закрепление зависимости третейских судов от органов федеральной исполнительной власти может вызвать недоверие к российским третейским судам, как российских предпринимателей, так и иностранных партнёров, которые будут настаивать на включении во внутренние и внешнеэкономические контракты оговорок о разрешении споров за границей, в зарубежных арбитражах, и решения которых по конкретным делам могут быть политически мотивированы.