Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

2016г. № 1 весенняя сессия

Политическая система

Федеральный закон от 9 марта 2016 года № 66-ФЗ (законопроект № 957628-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам регулирования комплекса отношений, связанных с уточнением процедур организации и проведения выборов и референдумов в Российской Федерации)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Д.Ф.Вяткиным, З.А.Муцоевым, П.И.Пимашковым и В.В.Ивановым в декабре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 22 января т.г., во втором и третьем – 26 февраля т.г.

I. Основные положения закона

В преддверии выборов депутаты приняли закон, направленный на усовершенствование процессов агитации и голосования. Принятые изменения призваны обеспечить единое правовое поле для проведения выборов депутатов в Государственную Думу, которые в 2016 году будут совмещены с региональными и муниципальными выборами, также изменения направлены на устранение противоречий в избирательном законодательстве.

Во-первых, закон вносит множество изменений в процедуру выдвижения кандидата, например, обозначен новый пакет документов, необходимых для выдвижения; унифицированы названия избирательных объединений, а также порядок наименования кандидатов.

Изменения коснулись финансового обеспечения предвыборной компании: кандидат более не обязан предоставлять финансовые отчеты, в случае если не создавал избирательный фонд; размер избирательного фонда для одномандатного кандидата увеличен с 15 до 40 млн. руб.

Во-вторых, изменения коснулись предвыборной агитации: создан единый реестр государственных и муниципальных СМИ; на электронные (сетевые) СМИ теперь также распространяется общие правила – агитационные материалы размещаются не ранее 28 дней до дня голосования.

Помимо этого, в целях повышения публичности и открытости избирательного процесса будет создан единый портал для освещения деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов, более того, теперь именно на нем будет размещаться информация о расходовании кандидатами средств из избирательных фондов.

В-третьих, был принят ряд поправок, вызвавших яркие споры и возражения – была установлена ответственность граждан за порчу агитационных и информационных материалов в период избирательной компании. Более того, закон закрепляет административную ответственность граждан за вмешательство в работу избирательной комиссии.

В-четвертых, более точно урегулирована процедура голосования – введены единые требования к данным, вносимым в избирательный бюллетень, а также более строго регламентирован порядок подачи жалоб на решения избирательной комиссии (комиссии референдума).

В-пятых, закреплены меры, обеспечивающие доступность голосования для лиц с ограниченными возможностями.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

91

0

1

СР

0

60

0

4

ЛДПР

4

51

0

1

III. Мнения депутатов

Тарнавский А.Г., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (третье чтение)

По действующему законодательству в работе избирательной комиссии нельзя участвовать лицам, находящимся в непосредственном подчинении у кандидатов. Мы предложили, чтобы на местном уровне лица, находящиеся в непосредственном подчинении чиновников, муниципальных, региональных, вообще не могли участвовать в работе избирательных комиссий. Мы идём к большей гласности, мы идём к большей независимости и на каком-то этапе, как говорит Дмитрий Фёдорович Вяткин, когда все парламентские партии смогут обеспечить наполняемость избирательных комиссий, придём к тому, что формировать избирательные комиссии будут партии. Однако эта поправка не была поддержана, более того, мы увидели, что прошла поправка, касающаяся ограничения возможности работы журналистов при подведении итогов избирательными комиссиями, поэтому мы ужесточаем нашу позицию и проголосуем, к сожалению, против.

Иванов С.В., фракция ЛДПР (третье чтение)

Вводится новая административная статья — о вмешательстве в деятельность избирательных комиссий, и наказывается это вмешательство штрафом для граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а для должностных лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. То есть теперь любой сознательный гражданин, который спросит, мол, почему, собственно, вы каким-то товарищам выдаёте бюллетени, если они уже десять раз проголосовали, будет тут же обвинён во вмешательстве в действия избирательной комиссии и оштрафован.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 года № 92-ФЗ (законопроект № 957567-6) «О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и статьи 62 и 68 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в части регулирования порядка использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами В.В.Жириновским, И.В.Лебедевым и Я.Е.Ниловым в декабре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 18 января т.г., во втором и третьем – 22 марта т.г.

I. Основные положения закона

В преддверии выборов депутаты приняли пакет законов, направленных на совершенствование избирательного законодательства, в частности этот, урегулировавший использование изображений физических лиц в агитационных материалах.

Закон запретил привлекать к участию в агитации несовершеннолетних, в том числе использовать их изображения. Также установлено, что использование изображения любого физического лица допускается лишь с его письменного разрешения, исключение – использование изображения выдвинутого кандидата его избирательным объединением.

Расширены перечни обстоятельств, при которых запрещается печать и распространение агитационных материалов.

В целом закон призван повысить узнаваемость кандидатов и увеличить их активность в предвыборной агитации.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

0

2

КПРФ

3

84

0

5

СР

54

0

0

10

ЛДПР

55

0

0

1

III. Мнения депутатов

Нилов Я.Е., фракция ЛДПР (первое чтение)

Фракцией ЛДПР внесён проект закона, который, с одной стороны, уточняет избирательное законодательство, вводит ряд ограничений, а с другой стороны, даёт ряд послаблений для участников избирательного процесса.

Что касается ограничений. В поправках предлагается ограничить возможность использования в агитационных материалах — фото-, видео- и других — изображений тех лиц, которые не являются зарегистрированными кандидатами, и одновременно с этим запрещается использовать образы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Поневежский В.А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Полагаем, что эти изменения повысят ответственность избирательных объединений и кандидатов за подготовку агитационных материалов, послужат повышению активности кандидатов и избирательных объединений в работе с населением и в состязательной борьбе за голоса избирателей, поскольку они уточняют требования, предъявляемые к агитационным материалам, и упорядочивают использование изображений и высказываний физических лиц в целях проведения агитационных мероприятий.

Тарнавский А.Г., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект, поскольку он выдержан в духе тех документов и высказываний, которые мы в последнее время видим и слышим, в частности последнего законопроекта, который мы проголосовали, о том, что дебаты должны проводиться лично участниками.

Федоткин В.Н., фракция КПРФ (первое чтение)

Уважаемые коллеги, закон, конечно, важный, мы давно говорим: последние двадцать пять лет выборов в России, по сути дела, не было. Фактически идёт формальное назначение кандидатов, которые согласованы на определённом уровне — то ли в Кремле, то ли на уровне правительства и губернатора области, — а остальное уже дело техники. Это большая беда для России, отсюда много проблем, и, я думаю, продвигаться в том направлении, чтобы выборы действительно были выборами, очень важно и нужно.

Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 179-ФЗ (законопроект № 1000884-6) «О внесении изменений в пункт 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части уточнения понятия политической деятельности»

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы депутатами Д.Ф.Вяткиным, В.Н.Плигиным, В.А.Поневежским и другими в феврале 2016 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 20 апреля т.г., во втором и третьем – 20 мая т.г.

I. Основные положения закона

Закон был разработан в целях уточнения понятия «политическая деятельность НКО»; закрепление этого понятия и его содержания позволит избежать неопределенности в толковании, а также поспособствует единообразию в правоприменительной практике.

Так, закрепляется перечень сфер, в которых деятельность НКО признается политической, например: правоохранительная деятельность, оборона страны, обеспечение суверенитета РФ.

Также закрепляется закрытый перечень способов осуществления политической деятельности.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

234

0

0

4

КПРФ

91

0

0

1

СР

53

3

0

7

ЛДПР

49

0

0

7

III. Мнения депутатов

Маркелов М.Ю., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Закон не носит репрессивного характера, он просто, ещё раз подчёркиваю, обязывает тем организациям, которые получают финансирование из-за рубежа и занимаются политикой, регистрироваться в качестве иностранных агентов. Но, подчёркиваю, уточнения, которые были внесены в законодательство, облегчат работу многим некоммерческим организациям в нашей стране.

Федеральный закон от 3 мая 2016 года № 140-ФЗ (законопроект № 829642-6) «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу установления дополнительного основания досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации)»

Инициаторами рассмотрения законопроекта выступили депутаты С.М.Миронов, М.В.Емельянов, О.А.Нилов и др. Законопроект был рассмотрен и принят в первом чтении 18 марта 2016 года, а во втором и сразу в третьем – 22 апреля 2016 года.

I. Основные положения закона

Обязанность участвовать в законотворческом процессе – одна из основных для каждого депутата, однако никаких санкций за ее неисполнение нет. При обсуждении законопроекта среди депутатов разгорелись яркие споры.

Народных избранников, которые не исполняют свои основные обязанности в течение 30 и более дней, т.е. не посещают пленарные заседания Думы и не участвуют в законодательном процессе, предлагается лишать мандатов. При этом инициатором исключения должна выступать фракция такого депутата, а окончательное решение примет Государственная Дума.

Ко второму чтению комитеты Государственной Думы также наделили правом инициировать этот вопрос.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

237

0

0

1

КПРФ

0

90

0

2

СР

52

6

0

6

ЛДПР

54

0

0

2

III. Мнения депутатов

Нилов О.А., фракция «Справедливая Россия» (первое чтение)

Мы вообще выступали и выступаем за полную отмену депутатской неприкосновенности, но только это пока не устраивает большинство. Мы начинаем с элементарного — с борьбы с прогульщиками и бездельниками, которые пришли в Государственную Думу под флагами и лозунгами борьбы за счастье народное, а сами занимаются только своими вопросами, только своей персоной, и причём нагло и цинично! Многие из них — вы их фамилии прекрасно знаете, хотя может быть, никогда их не видели, но знаете, во фракциях есть эта информация, — не появлялись в этом зале ни одного раза, не внесли ни одного законопроекта, не приняли ни одного избирателя!

Плигин В.Н., фракция «Единая Россия» (первое чтение)

Мы имеем дело с конституционным предметом — с деятельностью депутатов Государственной Думы, которая является многообразной, но тем не менее депутаты Государственной Думы должны заниматься этой деятельностью, и если она полностью отсутствует, то должна быть формула реагирования. К сожалению, практика работы Государственной Думы показывает, что такого рода примеры — примеры полного игнорирования деятельности — имеются, поэтому давайте обсуждать предложение и его редактировать.

Куликов А.Д., фракция КПРФ (первое чтение)

Вы отдаёте себе отчёт в том, что ваш законопроект не просто направлен на нарушение Конституции, он направлен на дальнейшее свёртывание прав и свобод депутатов Государственной Думы, а значит, на лишение свободы слова в том числе тех людей, которых депутат представляет, ведь согласно закону, на который вы ссылаетесь, он представляет сегодня весь народ Российской Федерации?

Федеральный закон от 9 марта 2016 года № 61-ФЗ (законопроект № 886966-6) «О внесении изменений в статьи 2 и 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части расширения форм проведения публичных мероприятий)

Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в сентябре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 16 февраля т.г., во втором и третьем – 26 февраля т.г.

I. Основные положения закона

Закон призван устранить неопределенность статуса автопробегов и «палаточных городков», расположенных в общественных местах. В частности, автопробег приравнивается к демонстрации, а установление палаток в общественных местах – к пикетированию.

Ко второму чтению в законопроект было добавлено еще одно положение – порядок подачи уведомления о предстоящем пикетировании.

II . Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

238

0

0

0

КПРФ

0

90

0

2

СР

0

57

3

4

ЛДПР

0

52

0

4

III. Мнения депутатов

Гудков Д.Г., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

Вот вы уверены, что не будет злоупотреблений, что мы потом не узнаем, например, о том, что разгоняют свадебные и похоронные кортежи? Уверены ли вы, что не найдутся сотрудники правоохранительных органов особо креативные, которые начнут разгонять студенческие палаточные лагеря или какой-нибудь Грушинский фестиваль? Не боитесь ли вы, что будут вот такие злоупотребления? Я уж не говорю про выборы. Вот правильно депутаты фракции КПРФ сказали: три каких-нибудь автомобиля, которые развозят газету во время выборов, — это уже будет трактоваться как нарушение закона и тех правил, которые вы предлагаете.

Шерин А.Н., фракция ЛДПР (первое чтение)

Что такое легковозводимая конструкция? Это палатка, которую я в том числе, как депутат Государственной Думы, разбиваю в районном центре, потому что там нет помещения для того, чтобы мне организовать приёмную депутата Госдумы, — я депутат от фракции ЛДПР, я просто выступаю в интересах жителей Российской Федерации, как и все мои коллеги по фракции ЛДПР. Что, теперь я буду приезжать и спрашивать разрешение разбить мне палатку?

Коломейцев Н. В., фракция КПРФ (первое чтение)

Вот если вы его откроете, то насчитаете здесь всего десять слов, которые вносятся в действующий закон, но, с моей точки зрения, слова эти внесены людьми, которые в принципе перепутали все понятия. Нельзя демонстрацию сравнивать с автопробегом — это совершенно разные мероприятия!

<…> приравняв в данном законопроекте автопробег к демонстрации, вы в принципе усугубляете ситуацию, не давая ответа на вопросы по проведению цивилизованного мероприятия.

Федеральный закон от 2 июня 2016 года № 158-ФЗ (законопроект № 1055875-6) «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части сроков внесения и рассмотрения в 2016 году проектов федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)

Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатом А.М.Макаровым. Обсуждение и принятие в первом чтении состоялось 11 мая т.г., во втором – 18 мая т.г., в третьем – 20 мая т.г.

I. Основные положения закона

Закон переносит дату рассмотрения Государственной Думой проекта федерального бюджета на более поздний срок, изменение призвано позволить депутатам нового созыва сориентироваться в непростом вопросе и принять более взвешенное решение.

Также закон приостанавливает до конца текущего года действие некоторых «бюджетных правил».

До ноября 2016 года приостанавливается действие нормы, позволяющей Правительству РФ и Минфину России осуществлять финансовые заимствования с превышением верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга РФ. Также расширены полномочия Правительства РФ по изменению сводной бюджетной росписи, регламентирован порядок их реализации. Кроме того, закреплено право Правительства РФ определять, в каких случаях субсидирование юридических лиц осуществляется без казначейского сопровождения.

До 2020 года доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния будут направляться на решение текущих экономических вопросов.

90% прибыли Банка России по итогам 2016 года будет перечислено в федеральный бюджет.

II. Результаты голосования: принят

Фракция

За

Против

Воздержались

Не голосовали

ЕР

236

0

2

0

КПРФ

1

0

0

91

СР

1

53

0

9

ЛДПР

0

0

0

56

III. Мнения депутатов

Макаров А.М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)

<…> перенос рассмотрения бюджета на один месяц обеспечит работу важнейшего механизма, позволит Государственной Думе всё это сделать так, чтобы это не превратилось в пустую формальность. Если мы сохраним срок внесения проекта бюджета 1 октября, то рекомендации нового парламента просто физически нельзя учесть в том проекте бюджета, который будет вноситься, а это бюджет-трёхлетка на 2017—2019 годы. Таким образом, данный законопроект направлен в первую очередь не просто на сохранение действенного парламентского контроля, а на то, чтобы этот механизм начал действовать с первых дней работы Государственной Думы седьмого созыва.

Коломейцев Н.В., фракция КПРФ (первое чтение)

Мы не будем голосовать за этот законопроект, потому что убеждены, что в данной ситуации депутаты никакого парламентского контроля не осуществляют, а просто выполняют волю правительства, которое навязывает нам её постоянно.

Ищенко А.А., фракция ЛДПР (второе чтение)

Суть предлагаемых поправок сводится к тому, чтобы лишить Государственную Думу в 2016 году возможности влиять на принятие решений об изменении бюджета на 2016 год.

<…> нам сегодня предлагается путём внесения изменений уже в Бюджетный кодекс создать механизм, который позволяет фактически дать все полномочия именно правительству вносить любые изменения в бюджет уже в этом, текущем году, даже в весеннюю сессию.

Предусматривается возможность заменить внешние займы, которые заложены в бюджете на 2016 год, внутренними займами. Казалось бы, элементарный вопрос, достаточно простой в решении: правительству даётся возможность привлекать средства на внутреннем рынке, но это может очень серьёзно повлиять на всю нашу экономику. Мы таким образом даём возможность изымать из оборота излишнюю ликвидность, а этой излишней ликвидности в России нет.