2016г. № 1 весенняя сессия
Антитеррористическое законодательство
Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 375-ФЗ (законопроект № 1039101-6) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
В качестве субъектов законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы И.А.Яровая, А.К.Пушков, Н.В.Герасимова, а также член Совета Федерации В.А.Озеров. Рассмотрение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 13 мая т.г., во втором и третьем – 24 июня т.г.
I. Основные положения закона
Закон направлен на ужесточение ответственности за террористическую деятельность и предусматривает включение в Уголовный Кодекс РФ целого ряда новых статей.
Так, закрепляется угловое наказание за международный терроризм, подвергающий опасности граждан РФ или интересы РФ, а также за угрозу совершения подобного акта.
Любое содействие в экстремистской деятельности становится уголовно наказуемым.
Несообщение правоохранителям о готовящемся или совершенном террористическом акте предлагается наказывать вплоть до 3-х лет лишения свободы.
Ужесточается минимальное наказание за совершение террористического акта, не повлекшего тяжких последствий.
Уточнено понятие пособничества террористической деятельности.
Уточнены основания освобождения от уголовной ответственности за создание террористической организации и незаконного вооруженного формирования, а также за участие в них.
Усилено наказание за призывы к терроризму и за его оправдание, более того, впервые вводится уголовная ответственность за совершение таких действий в сети "Интернет".
Усиливается наказание за участие в террористической организации, а также за организацию незаконного вооруженного формирования.
Совершение таких преступлений, как возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества или экстремистской организации, финансирование экстремистской деятельности предлагается наказывать только лишением свободы, исключив все более мягкие виды наказания.
Расширен перечень преступлений, ответственность за которые наступает с 14 лет, добавлены: прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, участие в террористическом сообществе, несообщение о преступлении и прочие.
II. Результаты голосования: принят в третьем чтении
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
232 |
1 |
1 |
4 |
КПРФ |
0 |
89 |
0 |
3 |
СР |
45 |
6 |
0 |
13 |
ЛДПР |
0 |
52 |
0 |
4 |
III. Мнения депутатов
Яровая И.А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
В российском законодательстве уже существует ответственность с четырнадцати лет за совершение террористического акта и, как вы знаете, за целый ряд других преступлений, менее тяжких, но существует и пробел в законодательстве, связанный с тем, что для этой категории лиц отсутствует ответственность за обучение как раз в специальных лагерях по подготовке боевиков и террористов; к сожалению, отсутствует ответственность и за участие в террористических организациях. Мы не только восполняем этот пробел, но и создаём дополнительные возможности для упреждения, оперативного реагирования и пресечения преступной деятельности, несущий не потенциальную, а реальную угрозу жизни и безопасности граждан.
Синельщиков Ю.П., фракция КПРФ (первое чтение)
В законопроекте предлагается распространить уголовную ответственность на детей, достигших возраста четырнадцати лет. Сегодня эти лица несут уголовную ответственность по двадцати двум составам преступлений, а в законопроекте предлагается увеличить этот перечень до тридцати двух составов <…>. Законопроект содержит многочисленные перекосы по предлагаемым санкциям по сравнению с действующим законодательством.
Тарнавский А.Г., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
А суть простая, пока в этих документах написано главное: расширены возможности борьбы с терроризмом. Речь идёт о наказании за содействие экстремистской деятельности, речь идёт о наказании за несообщение о преступлении, речь идёт о том, что мы, Россия, великая страна, сейчас не просто поднимаемся, мы поднялись и стали в ряд тех стран, которые однозначно говорят: мы будем наказывать террористов и за рубежом, если там они нанесли вред нашим гражданам (вспомните хотя бы трагедию в Египте с нашим лайнером).
Диденко А.Н., фракция ЛДПР (второе чтение)
Фракция ЛДПР уже на протяжении многих и долгих лет выступала за отмену статьи 282 Уголовного кодекса <…> И мы сегодня по 282-й статье наших молодых, в основном русских, ребят можем привлечь к ответственности за то, что они сделали перепост какой-то картинки, какого-то высказывания. Что мы видим в этом проекте закона? Что наоборот ответственность усиливается.
Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ (законопроект № 1039149-6) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»
В качестве субъектов законодательной инициативы выступили депутаты Государственной Думы И.А.Яровая, А.К.Пушков, Н.В.Герасимова, а также член Совета Федерации В.А. Озеров. Рассмотрение и принятие законопроекта в первом чтении состоялось 13 мая т.г., во втором и третьем– 24 июня т.г.
I. Основные положения закона
Вследствие рассмотрения проекта, ужесточающего уголовное наказание за террористическую деятельность, депутатами был рассмотрен законопроект, закрепляющий корреспондирующие изменения в иные нормативные акты.
Так, уточняются основания проведения контртеррористической операции. Уточняется статус решений антитеррористических комиссий в субъектах РФ, конкретизированы полномочия органов МСУ. Закреплен полный запрет на производство оружия из боевого ручного стрелкового оружия.
Отдельные изменения коснулись законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности – установлена обязанность экспедитора устанавливать личность клиента, а также соответствие груза, за несоблюдение этого требования вводится административная ответственность.
Внесены изменения, запрещающие гражданским служащим заниматься деятельностью, оплачиваемой иностранными государствами, организациями и физическими лицами.
Россияне, создавшие условия для террористического акта и получившие предостережение, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за террористическую или экстремистскую деятельность, не смогут покинуть РФ.
Установлено ограничение в приобретении гражданства РФ в отношении лиц, осужденных за терроризм или экстремизм.
Наиболее резонансными стали изменения, коснувшиеся операторов мобильной связи, в отношении которых предусматривается обязанность в течение трех лет хранить информацию о фактах приема и передачи абонентом данных, а саму информацию, передаваемую по каналам связи, хранить в течение полугода и предоставлять ее гос. органам по соответствующему запросу. При этом порядок, сроки и объем хранения информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подобные требования установлены и в отношении интернет провайдеров.
II. Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
235 |
1 |
1 |
1 |
КПРФ |
0 |
90 |
0 |
2 |
СР |
51 |
6 |
0 |
7 |
ЛДПР |
1 |
50 |
0 |
5 |
III. Мнения депутатов
Потапов А.В., фракция КПРФ (первое чтение)
<…> существует целый ряд аналитических работ по законопроекту, из которых ясно, что возникает опасение угрозы нарушения прав различных категорий граждан, не имеющих отношения к терроризму, с которой мы все, безусловно, намерены бороться.
Яровая И.А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
Ни одна из предлагаемых норм не касается ограничения прав и свобод, речь идёт о мерах безопасности, о мерах ответственности, о мерах профилактики, которые применяются прежде всего к лицам, совершающим преступления. Вообще, уголовное законодательство репрессивно по отношению к преступникам, а по отношению к законопослушным гражданам России оно носит абсолютно охранительный характер.
Гудков Д.Г., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (первое чтение)
Уважаемые коллеги, вы знаете, нам сегодня под соусом борьбы с терроризмом предлагают создание системы такого «большого брата», описанной знаменитым классиком Оруэллом.
Диденко А.Н. фракция ЛДПР (второе чтение)
Нас люди об этих законах не просили, наоборот, как раз под занавес мы и принимаем комплекс поправок, который вторгается в частную жизнь наших с вами избирателей. <…> самое удивительное, и сами органы об этом не просили, у нас с вами создана самая лучшая в мире Росгвардия (национальная гвардия), будет создано министерство госбезопасности, поэтому они должны внушать ужас террористам всего мира.
Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 215-ФЗ (законопроект № 965365-6) «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Законопроект был внесен на рассмотрение Думы Правительством РФ в декабре 2015 года. Обсуждение и принятие законопроекта состоялось в первом чтении 16 марта т.г., во втором и третьем – 7 июня т.г.
I. Основные положения законопроекта
Законопроект разработан в целях реализации ряда положений Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию реальных собственников.
Компании обязуются хранить не менее 5 лет и соответственно обновлять информацию о своих собственниках.
За нарушение требования устанавливается штраф – 30-40 тыс. рублей для руководителей компаний, 100-500 тыс. рублей для самих компаний.
Инициатива направлена на увеличение прозрачности деятельности компаний, а также призвана воспрепятствовать финансированию терроризма.
II. Результаты голосования: принят
Фракция |
За |
Против |
Воздержались |
Не голосовали |
ЕР |
237 |
0 |
0 |
1 |
КПРФ |
66 |
0 |
0 |
26 |
СР |
2 |
0 |
0 |
62 |
ЛДПР |
2 |
0 |
0 |
54 |
III. Мнения депутатов
Щепинов М.А., фракция ЛДПР (первое чтение)
Этот законопроект направлен на получение информации о конечных бенефициарах. Мне хотелось бы узнать следующее. Скажем, мы получили информацию о том, что конечный бенефициар находится в офшоре – а дальше-то что? <…>