Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Опыт строительства союзного государства Белоруссии и России для развития евразийской интеграции

4.4 Нормотворческий опыт деятельности Парламентского Собрания Белоруссии и России

На сегодняшний день нормативно-правовая база Союз­ного государства расширяется большей частью за счет межгосударственных соглашений и договоров. Так, дей­ствует межгосударственное соглашение об обеспечении равных прав гражданам Беларуси и России. Однако для того, чтобы оно действительно работало, необходимо изъять из перечня иностранных граждан в российских нор­мативных актах белорусов, а в белорусских - россиян.

Нормативно-правовые акты Союзного государства, определяющие права граждан Беларуси и России

- Договор между Российской Федерацией и Республи­кой Беларусь о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года вступил в силу 22 июля 1999 года;

- Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 года. В соответствии с Соглашением каждая из подписавших его сторон предоставляет прибывающим на постоянное жительство на ее территорию гражданам другой стороны право приобрести гражданство в упрощенном порядке;

- Соглашение между Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации и Государственным высшим аттестационным комитетом Республики Беларусь о механизме взаимного признания установления эквивалентности документов об ученых степенях от 29 сентября 1999 года.

Миграционная политика. Под регулированием, миграционных процессов принято понимать комплекс административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов, созда­ние условий для их перемещения в направлениях, отве­чающих потребностям страны, улучшение демографичес­кой ситуации и сохранение территориальной целостнос­ти государства.

Регулирование миграционных процессов в Союзном го­сударстве основывается на следующих принципах и при­оритетах:

- соблюдение и зашита прав мигрантов недопустимость их дискриминации по признаку пола, расы, националь­ности, языка и убеждений;

- обеспечение баланса прав и законных интересов мест­ного населения и мигрантов, в том числе лиц, ищущих убежища на территории Союзного государства;

- зашита национального рынка груда, протекционизм в отношении граждан Союзного государства;

- создание необходимых экономических условии для со­кращения эмиграционного оттока и сохранения науч­но-технического, интеллектуального и творческого по­тенциала Союзного государства.

Нормативно-правовая база. 30 ноября 2000 года в Минске было подписано Соглашение между правительствами Республики Беларусь, Республи­ки Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджи­кистан и Российской Федерации о взаимных безвизовых поездках граждан [1]. Соглашение вступило в силу 7 июня 2002 года. Отдельные аспекты проведения согласованной миг­рационной политики предусмотрены Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызс­кой Республикой и Российской Федерацией об упрошенном порядке приобретения гражданства[2], обмен жилыми помещениями между гражданами Республики Беларусь и Российской Федерации, переселя­ющимися из Беларуси в Россию или обратно, осуществля­ется беспрепятственно.

Задачи Союзного государства

1. В области международных отношений:

- укрепление приграничного сотрудничества;

- разработка основных принципов сотрудничества Союз­ного государства с другими государствами в целях пре­дотвращения или мирного разрешения межнациональных конфликтов;

- заключение международных договоров по вопросам ре­гулирования миграционных процессов и обмена информа­цией со странами исхода мигрантов в целях предотвра­щения и пресечения незаконной миграции.

2. В социально-экономической сфере:

- формирование и ведение единой автоматизированной оперативной информационной базы данных о демографи­ческой и миграционной ситуации и о региональных рын­ках труда;

- выработка единых подходов по обеспечению сбаланси­рованности рынков труда в субъектах Союзного государ­ства и отдельных муниципальных образованиях;

- взаимодействие с общественными организациями, ока­зывающими помощь вынужденным мигрантам.

3. В области законодательства основной задачей явля­ется совершенствование и унификация законодатель­ства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам:

- обеспечения свободы передвижения, выбора места жи­тельства и пребывания мигрантов;

- регламентирования иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства, пресечения незаконной миграции;

- обеспечения государственной поддержки отдельных категорий граждан.

Система согласованных мер по воспроизводству, распре­делению, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства призвана обеспе­чить увеличение занятости населения, снижение безра­ботицы и повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Приоритетами политики на общем рынке труда Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации являются:

- выработка единых подходов по достижению сбаланси­рованности спроса и предложения рабочей силы;

- формирование системы комплексной подготовки кад­ров на основе единых образовательных стандартов;

- формирование и введение межгосударственной авто­матизированной системы банка данных о наличии сво­бодных рабочих мест, условиях и оплате труда, жилищно-бытовых условиях на основе тесного сотрудничества миграционных служб и служб занятости;

- защита национальных и общего рынков труда, содей­ствие возвращению высококвалифицированных специ­алистов из других стран.

Для решения поставленных задач требуется унификация нормативно-правовых актов в области занятости населе­ния и введение единых стандартов социальной зашиты.

Нормативно-правовая база.

В рамках Программы совместной деятельности по уни­фикации законодательств в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Бе­ларуси и России подготовлено более 30 проектов законов: «Об охране труда», «О страховании от несчастных случа­ев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения»[3]. Также выработана единая ме­тодика оценки сложности труда. Среди первостепенных задач - унификация Трудовых кодексов России и Белару­си. Как показали экспертные оценки, ряд положений ко­дексов имеет различия, в частности статьи, касающиеся прав профсоюзов. Требуется внесение в законодательство о труде обоих государств статей, предусматривающих со­здание единой системы трудоустройства и льгот для граж­дан, особо нуждающихся в социальной защите, а также гарантии социальной поддержки граждан, потерявших ра­боту в связи с ликвидацией или реорганизацией предпри­ятий и организаций, сокращением штата работников. Не­обходимо разработать Классификатор занятий, адаптиро­ванный к международным стандартам, и Межгосударственный классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Задачи Союзного государства.

1. Формирование единых подходов к установлению ус­ловий и механизмов оплаты труда, доходов и уровня жизни:

- повышение минимальных социально-трудовых стандар­тов, их приближение к нормативам, характеризующим сто­имость жизни и ее динамику;

- формирование в реальном секторе экономики рыноч­ных механизмов организации оплаты труда, основанных на социальном партнерстве, перенос центра тяжести с пря­мых ограничений в этой области на налогово-бюджетные рычаги;

- содействие увеличению доходов населения от самоза­нятости и предпринимательской деятельности;

- обеспечение опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

2. Разработка комплексной нормативно-правовой базы по охране труда:

- установление единых нормативных требований в облас­ти безопасности и гигиены труда;

- разработка унифицированных требований по изготовле­нию средств индивидуальной зашиты, их сертификации и обеспечению ими работников;

- разработка унифицированного положения о рассле­довании несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний, методики расчета экономичес­ких потерь в связи с травматизмом и заболеваемостью на производстве;

- установление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.

Пенсионное обеспечение. Министерством труда и социальной зашиты Республики, Беларусь разработан проект соглашения между Республи­кой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения. Согласно этому проекту стороны будут обязаны предоставлять на своей террито­рии постоянно проживающим или работающим гражданам другой стороны, а также членам их семей одинаковые пра­ва со своими гражданами - как в отношении распростране­ния на них законодательства, так и в отношении права на пенсионное обеспечение.

В 1999 году в постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положе­ния о порядке корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий и повышения пенсий, исчисленных в мини­мальном размере, в связи с ростом средней заработной платы» внесены поправки «в целях совер­шенствования механизма исчисления размеров трудовых пенсий и реализации положений Дого­вора о создании Союзного государства от 8 декаб­ря 1999 года в части обеспечения равных прав в области пенсионного обеспечения граждан России и Беларуси».

На основании проведенного анализа условий и норм пенсионного обеспечения инвалидов и участников Ве­ликой Отечественной войны были разработаны пред­ложения, которые учтены в Декрете Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 года «О дополни­тельных мерах по повышению уровня материального обеспечения инвалидов, участников Великой Отече­ственной войны и некоторых других категорий граждан». Тем самым размеры повышений пенсий максимально приближены к надбавкам, выплачиваемым аналогичным категориям пенсионеров в РФ.

Задачи Союзного государства в области пенсионного обеспечения.

1. Формирование и реализация правовых норм и органи­зационных мероприятий, направленных на введение на­копительного компонента финансирования пенсий;

2. создание профессиональных пенсионных систем, в рам­ках которых будут формироваться пенсионные права работников, занятых на рабочих местах с неблагопри­ятными условиями труда;

3. создание единой системы регистрации прав застрахован­ных лиц, работающих по найму, и самозанятого населения;

4. содействие развитию дополнительных пенсионных про­грамм, формируемых за счет добровольных взносов ра­ботников и их работодателей;

5. В использование единого механизма индексации пенсий;

6. применение единого подхода к определению базы (сос­тава заработка) для исчисления страховых взносов и пенсий;

7. приведение уровня пенсионного обеспечения в соответ­ствие с объемом участия работника в финансировании пенсионной системы, учитывая прожиточный минимум пенсионера;

8. развитие системы обеспечения нетрудоспособных, не участвующих в пенсионном страховании, за счет общих налогов и других источников.

Несмотря на десятилетие независимого развития и реа­лизацию в государствах - участниках Союзного государ­ства различных моделей финансирования, основные на­правления реформирования отрасли в обоих государ­ствах идентичны. Целью сотрудничества являются согласованные действия органов власти, направленные на охрану территории Союзного государства от распространения инфекционных заболеваний, обеспе­чение интеграции систем здравоохранения в области орга­низации лечебно-профилактической помощи, подготов­ки и переподготовки кадров.

Главные направления реформ - переход от лечения забо­леваний к их более широкой профилактике и к возможно более раннему выявлению, от стационарной медицинской помощи - к амбулаторной, в том числе к первичной, от экстенсивного роста объемов ресурсов - к более эффек­тивному и качественному их использованию. Государственный характер реформ означает ведущую роль государства как собственника, работодателя и регулятора системы здравоохранения и подразумевает сохра­нение доступности и бесплатности медицинской помощи населению. Платные услуги рассматриваются как вынуж­денная мера на современном этапе развития отрасли. Представляется необходимым определить для каждого лечебного учреждения границу платной и бесплатной меди­цинской помощи, стандартизировать процесс ценообразо­вания на медицинские услуги.

Задачи Союзного государства в области медицинского обеспечения.

1. Повышение реальной доступности медицинской помощи:

- обеспечение сбалансированности объемов государствен­ных гарантий предоставления населению бесплатной ме­дицинской помощи с финансовыми возможностями госу­дарства;

- реформирование системы финансирования здравоохра­нения, предусматривающее возможность введения в Бе­ларуси обязательного медицинского страхования;

- изменение подходов к организации и оплате груда ме­дицинских работников;

- создание рациональной системы государственных гаран­тий лекарственного обеспечения населения;

- развитие научных исследований и технологических раз­работок для улучшения качества предоставляемых меди­цинских услуг и лекарственных средств;

- укрепление институтов защиты прав пациентов и меди­цинских работников.

2. Создание условий и стимулов для увеличения средств, инвестируемых гражданами и работодателями в улуч­шение состояния здоровья.

3. Предотвращение заболеваний и травматизма населе­ния путем формирования экономико-правовых усло­вий для сокращения негативных техногенных воздей­ствий на состояние здоровья человека.

Нормативно-правовая база.

1. Постановление Исполнительного Комитета Сообще­ства Беларуси и России от 16 мая 1996 года «О вза­имном предоставлении гражданам Беларуси и России, равных прав в получении всесторонней меди­цинской помощи»[4].

В соответствии с этим документом взаиморасчеты между государствами-участниками за оказание скорой и неот­ложной медицинской помощи и лечение социально значи­мых заболеваний не производятся.

2. «Положение о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учрежде­ниях здравоохранения Российской Федерации и граж­данам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь». Утверждено Испол­нительным Комитетом Сообщества Беларуси и России (Протокол от 18 декабря 1996 года).

На основании этого документа скорая и неотложная медицинская помощь для всех граждан Сообщества оказывается бесплатно, а плановая медицинская по­мощь - на платной основе, за исключением отдельных категорий лиц.

Развитие образовательного пространства Союзного государств.

Под единым образовательным пространством Союзного государства понимается сфера отношений между субъек­тами образования Беларуси и России, формируемая на ос­нове согласованных норм законодательства, единого пони­мания целей, задач и механизмов развития национальных систем образования. Обе системы образования имеют еди­ные исторические корни, однако десятилетие раздельного существования привело к появлению расхождений в тре­бованиях к содержанию образования и уровню подготовки выпускников учебных заведений, в перечнях профессий и специальностей. Снизился уровень доступности образо­вания, уменьшились возможности обмена опытом, совмест­ного использования накопленного научно-педагогического потенциала. Целью формирования единого образователь­ного пространства является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Реформированная система призвана, в свою очередь, обе­спечить развитие единого культурного и научно-техноло­гического пространства, а также сохранить культурную идентичность славянской цивилизации.

Нормативно-правовая база.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 года «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования» [5]. Постановление утвердило порядок приема иностранных граждан в образовательные учреждения высшего и сред­него профессионального образования Российской Феде­рации и обучения в них, а также порядок командирова­ния российских преподавателей для работы в зарубежных учебных заведениях по контрактам и соглашениям.

Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Российской Федерации «О вза­имном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях»[6] от 27 фев­раля 1996 года. В соответствии с соглашением указанные документы при­знаются в обоих государствах и эквивалентны при продолжении получения образования, поступлении на работу в соответствии с указанной в этих документах специаль­ностью и квалификацией, если периоды обучения сопо­ставимы и специальности аналогичны.

Приказ Министерства образования Российской Феде­рации от 14 января 2003 года № 50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования Российской Федерации, учрежденный федеральными органами испол­нительной власти» [7].

В соответствии с этим документом в государственные выс­шие учебные заведения Российской Федерации принима­ются граждане Российской Федерации, иностранные граждане.

Задачи Союзного государства.

- Создание механизма принятия согласованных решений министерств по модернизации национальных систем образования и установление единых требований к подготовке выпускников образовательных учреждений и качеству образования;

- Совместная подготовка нормативных документов определяющих ступени и уровни образования, требования к документам об образовании государственного образца, номенклатуре специальностей и квалификаций;

- Создание согласованной нормативной базы, регламентирующей вопросы лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учреждений образования;

- Информационное и научно-методическое обеспечение, позволяющее учебным заведениям Белоруссии и России предоставлять гражданам Союзного государства совместные программы обучения с использованием передовых информационных и коммуникационных технологий;

- Развитие дистанционного образования;

- Увеличение объемов внебюджетного финансирования ведущих образовательных учреждений;

- Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами-участниками СНГ, развитие экспорта образовательных услуг образовательными учреждениями Союзного государства.

Природные комплексы и экологические системы суще­ствуют и развиваются в соответствии с природно-географическими особенностями территорий и существуют вне зависимости от административных или государственных границ. Хозяйственная и иная деятельность на террито­рии одного государства может принести ущерб природ­ной среде другого государства. Свидетельством тому является авария на ЧАЭС, вследствие которой пострада­ли Украина, Россия и Беларусь. Совместная российско-белорусская граница экологически значима не только из-за высокой освоенности территорий, но и по причине ее природных особенностей: перенос атмосферных потоков идет, как правило, с запада на восток, а водный сток на­правлен преимущественно с востока на запад. Необхо­димость обеспечения экологически безопасного и устой­чивого развития, разработки политики, направленной на предотвращение и снижение вредных воздействий на ок­ружающую среду, требует создания законодательной и нормативной базы, которая позволит эффективно осу­ществлять природоохранную деятельность.

Задачи Союзного государства.

1. Принятие нормативных правовых актов по вопросам:

- получения, хранения и распространения экологической информации;

- проведения общественной экологической экспертизы, аудита, страхования и экологического образования;

- охраны природных ландшафтов; возмещения ущерба, при­чиненного государству, физическим и юридическим лицам в результате вредного воздействия на окружающую среду; осуществления генно-инженерной деятельности.

2. Унификация нормативов и стандартов в области охра­ны окружающей среды с международными экологичес­кими стандартами, учитывая перспективу вступления в ВТО.

3. Подготовка и принятие Экологического кодекса на ос­нове концепции экологически ориентированного при­родопользования.

4. Реформирование системы платежей за природные ре­сурсы с дифференциацией ставок за сверхнорматив­ное потребление ресурсов субъектами хозяйствования в процессе их деятельности.

5. Совершенствование правовых вопросов приватизации в части экологических требований.

6. Учитывая положения Орхусской конвенции[8] по обес­печению права граждан на участие в принятии эколо­гически значимых решений, принять нормативные пра­вовые акты, позволяющие общественности на практи­ке реализовывать право на получение доступа к экологической информации и на участие в процеду­ре общественных слушаний по вопросам использова­ния природных ресурсов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Беларусь каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Исходя из этого, в Бе­ларуси и в России приняты основополагающие законы «Об охране окружающей среды». Однако в них есть некото­рые принципиальные различия: например, в вопросах соб­ственности на природные ресурсы. Одним из первых был принят Парламентским Собранием Союза Беларуси и Рос­сии нормативный правовой акт «О гидрометеорологичес­кой деятельности»[9]. В настоящее время комиссия Парла­ментского Собрания по вопросам экологии, природополь­зования и ликвидации последствий аварий продолжает работу над проектами основ законодательства Союзного государства «Об охране окружающей среды», «О соци­альной защите населения, пострадавшего вследствие ка­тастрофы на Чернобыльской АЭС», «О питьевом водоснаб­жении», и «Об экологическом образовании».



[1] Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан. (Совершено в г. Минске 30 ноября 2000 года).

[2] Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства. (Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 года).

[4] Постановление N 2 Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России «О взаимном предоставлении гражданам Беларуси и России равных прав в получении всесторонней медицинской помощи» (Принято 16.05.1996).

[5] Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 № 1039 «О развитии сотрудничества с зарубежными странами в области образования».

[6] Соглашение между Правительством Республики Бела­русь и Правительством Российской Федерации от 27.02.1996 «О вза­имном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях».

[7] Приказ Министерства образования Российской Феде­рации от 14.01.2003 года №50 «Порядок приема в государственные образовательные учреждения выс­шего профессионального образования Российской Фе­дерации, учрежденный федеральными органами испол­нительной власти».

[8] Орхусская конвенция. Конвенция была подписана 38 странами в г.Орхусе вДании25 июня 1998 г.

[9] Закон Республики Беларусь Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 9 января 2006 г. № 93-З «О гидрометеорологической деятельности».