Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

НИР Права человека в России: традиции, современное состояние, перспективы

РАЗДЕЛ 2. Анализ современной правовой основы содержания прав и свобод человека в России

Конституция РФ 1993 года провозгласила, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что стало основным постулатом и современной правовой основой содержания прав и свобод человека и гражданина в России.

Определяя содержание гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав Конституция РФ следует закрепленному во Всеобщей декларации прав человека положению, что категория этих прав стала основой свободы, справедливости, гуманизма и всеобщего мира. При этом введение государством каких-либо ограничений прав и свобод человека, согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года допускается только во время чрезвычайного положения, которое вводится в условиях, когда «жизнь нации находится под угрозой».

Конституция Российской Федерации содержит в себе ряд нормативных положений, которые составляют гарантии, а так же принципы правового государства, с четким определением приоритетов в пользу российских граждан, их прав и свобод. Одной из таких гарантий является право граждан на обращения в российские органы государственной власти, однако, наиболее острым в области защиты прав и свобод российских граждан является вопрос об обеспечении механизмов защиты прав и свобод граждан.

Остановимся на некоторых из них.

Личные права составляют фундамент правового статуса человека. По своей природе они являются правами человека и не связаны с принадлежностью к гражданству, не вытекают из него (кроме права беспрепятственно возвращаться в Россию, которое признается лишь за гражданами РФ). Личные права неотчуждаемы, то есть принадлежат каждому от рождения. Это значит, что признание и защита личных прав не зависит от усмотрения государства, оно обязано закрепить их в законе и защищать всеми имеющимися в его распоряжении средствами.

В Конституции РФ 1993 г. личные права и свободы закреплены в статьях от 20 до 28, и можно утверждать, что в настоящее время достигнута полнота конституционного закрепления перечня личных прав и свобод человека и гражданина в России.

Вместе с тем, механизм гарантий и реализации прав человека в Российской Федерации еще только формируется и, во многом, несовершенен. Поэтому признание в Конституции РФ демократическим государством следует рассматривать как продекларированную задачу, а не как утвердившуюся реальность. На этом пути Российская Федерация должна тесным образом взаимодействовать с международными организациями, в том числе и по защите прав и свобод человека.

Позитивным импульсом в формировании обращения российских граждан в межгосударственные органы являются не только нормы, содержащиеся в статьях 15, 17, 46 Конституции РФ, но и процесс со стороны Российской Федерации по принятию и ратификации множества международных актов, и договоров, касающихся вопросов защиты прав человека, оказания юридической помощи, признания вынесенных решений межгосударственных органов, а также юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Нужно помнить, что доступ российских граждан в международные учреждения является новым явлением для российского законодательства и правоприменительной практики. Сложность в формировании действенного и эффективного механизма обращения граждан России заключается в том, что имеется ряд проблем и трудностей. В первую очередь неразвитость основных институтов гражданского общества, коллизии, встречающиеся в действующем законодательстве, неэффективность проведенной судебной и административной реформы, отсутствие действенного контроля в области защиты и восстановления прав и свобод человека, и гражданина при обращениях индивида, коррупция. Современное российское государство является участником большинства международных договоров, которыми предусмотрены реальные механизмы защиты прав человека, как на глобальном уровне, так и в рамках регионального сотрудничества.

Конституционно-правовой институт обращения граждан Российской Федерации является универсальным механизмом, гарантированным в Конституции России, и действующим как в российском, так и в международном праве, имеющим цель защищать или восстанавливать нарушенное право граждан Российской Федерации. Обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека является самостоятельным конституционным субъективным правом, от которого зависит реализация возможности использовать все права, гарантированные государством.

Преодоление проблем, связанных с реализацией решений межгосударственных органов и обеспечением эффективных механизмов для обращения граждан России в соответствующие органы, возможно посредством следующих мероприятий, направленных на:

- усиление конституционной ответственности Российского государства за исполнение вынесенных решений в отношении России;

- развитие института персональной ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной, гражданской) должностных лиц в процессе исполнения решений межгосударственных органов в случае злоупотребления ими полномочий;

- устранение пробелов в законодательстве, а так же чрезмерных формальностей при обращении граждан в органы власти за исполнением вынесенного международного решения;

- изменение правовой базы норм исполнительного производства, принятие необходимых правовых актов в данной сфере;

- закрепление на законодательном уровне порядка устранения указанных международными межправительственными организациями системных ошибок законодателя и правоприменителя;

- закрепление процесса официального перевода и дальнейшего опубликования решений межгосударственных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, в официальных печатных изданиях Российской Федерации.

Другой не менее важной проблемой содержания прав и свобод человека и гражданина является право граждан участвовать в управлении делами государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст.32.). Указанное право относится к системе политических прав и свобод граждан. Все политические права и свободы имеют своим назначением обеспечение участия граждан в осуществлении государственной власти и местного самоуправления. Но они различаются по способу привлечения граждан к участию в ее осуществлении. В зависимости от этого в юридической литературе предложено все политические права и свободы разбить на две классификационные группы:

1. права, непосредственно обеспечивающие участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения;

2. права, способствующие развитию политической активности и самодеятельности граждан и обеспечивающие удовлетворение их многообразных политических интересов.[1]

3. многообразных политических интересов.[2]

Представляется, что непосредственное участие граждан в нормотворческом процессе возможно в двух формах. Во-первых, посредством участия в публичных обсуждениях законопроектов, во-вторых, путем участия в общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов.

Участие граждан РФ в проведении общественной экспертизы Российского законодательства, а также всенародное обсуждение проектов основных законов Российской Федерации относятся к первой группе прав, исходя из данной классификации.

Одним из важнейших направлений дальнейшего совершенствования законодательной деятельности является повышенное внимание законодателя к общественному мнению народа. Сугубо в организационном плане усиление роли общественного мнения в законотворчестве может рассматриваться как одна из важнейших форм укрепления взаимосвязи организационного и информационного факторов. Что касается содержательного фактора, то гражданская законодательная инициатива, существенно повышает уровень правового сознания и правовой культуры граждан, а также выступает мощной основой развития демократического государства и гражданского общества. Реальной мерой по повышению такой активности граждан может стать закрепление права законодательной инициативы за общественными организациями, которое открыла бы перед ними возможности, даже не имея представительства в парламенте, активно выступать выразителями воли народа в вопросах законотворчества.

В Российской Федерации нет как отлаженного механизма конституционно-правового регулирования деятельности негосударственных субъектов гражданского общества, так и их взаимодействия с органами государственной власти. В связи с этим посредством экспертной деятельности, а именно деятельности независимых экспертов, может быть налажен механизм участия общественности в законодательной деятельности органов государственной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Однако, на современном этапе развития российского законотворчества, осуществляемого как на федеральном, так и на региональном уровне мы наблюдаем довольно частые злоупотребления властью и использование недостаточно эффективных механизмов для реализации принимаемых законов. Обусловлено это, прежде всего, нестабильной правовой системой, использованием методов так называемого «нецивилизованного» лоббизма, нарушением баланса правовых стимулов и ограничений в режиме функционирования субъектов законотворческой деятельности, отсутствием обоснованной и легитимной стратегии государственного и муниципального строительства, а также мощными коррупционными факторами, характеризующими деятельности государственных и муниципальных органов. Эти и иные злоупотребления должны быть рассмотрены как серьезные институциональные искажения, не соответствующие функциональной природе и первоочередным целям деятельности структур публичной власти.

Для преодоления различного рода негативных явлений в законотворческом процессе Российской Федерации был создан институт правовой экспертизы российского законодательства, призванный сформировать эффективные барьеры для развития коррупционных проявлений во власти и иных негативных тенденций, мешающих эффективности законодательного процесса.

Одним из законов, содержащих положения об общественной экспертизе, является Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате РФ» [3].

Идея создания Общественной палаты Российской Федерации возникла в Послании 2004 г. Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации[4]. В нем говорилось о целесообразности использования для дальнейшего роста институтов гражданского общества накопленного в ряде регионов России опыта работы общественных палат. Как отметил Президент РФ, такие постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан.

Основа создания Общественной палаты построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Общественная палата – это новый общественный институт в Российской Федерации, который призван обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В п.3 статьи 2 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» отмечены шесть задач Общественной палаты РФ, среди них – проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления.

В п. 3 ч. 3 ст. 16 Закона установлено право Общественной палаты на общественную экспертизу проектов:

- законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ;

- федеральных конституционных законов и федеральных законов;

- нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;

- законов субъектов Российской Федерации;

- нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- правовых актов органов местного самоуправления.

Основаниями для проведения общественной экспертизы указанных правовых актов являются:

- решение совета Общественной палаты РФ;

- обращение Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ.

Из положений ст. 18 следует, что общественная экспертиза - это экспертиза проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления, проводимая Общественной палатой по решению совета Общественной палаты, либо в связи с обращением Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ в порядке, установленном указанным Законом[5].

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона, заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы. Таким образом, заключения Общественной палаты по данным объектам общественной экспертизы обладают признаком официальности, так как подлежат обязательному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

По результатам общественной экспертизы составляются заключения Общественной палаты, которые в соответствии с ч. 1 ст. 19 носят рекомендательный характер. Данное положение соответствует общему правилу ст. 17 Закона о том, что решения Общественной палаты, принимаемые в форме заключений, предложений и обращений, носят рекомендательный характер.

Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, a их признание, соблюдение и защита являются прямой обязанностью государства. Основной закон рассматривает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Установлено, то, что основные права и свободы человека неотчуждаемы, принадлежат каждому от рождения и их осуществление не должно нарушать прав и свобод других лиц. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, а также являются непосредственно действующими. [6]

В соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права в Конституции РФ закреплены следующие права и свободы:

- равенство перед законом и судом. Государство гарантирует равенство вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности, убеждений, а также иных обстоятельств, запрещаются любые формы ограничений по признакам расовой, национальной, религиозной, языковой или социальной принадлежности;

- право на жизнь. Его содержание заключается в том, что ни один человек не может быть намеренно лишен жизни. Согласно Конституции, в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления может быть установлена смертная казнь, однако с 1999 года Конституционным судом введен мораторий на применение смертной казни;

- достоинство личности. Никто не должен подвергаться пыткам или иному жестокому обращению, не может без добровольного согласия подвергать свою жизнь медицинским, научным или иным опытам;

- право на свободу и неприкосновенность имущества. Арест, злоключение под стражу и содержание под стражей допустимо только по решению суда. До решения суда физическое лицо может подвергаться задержанию на срок не более 48 часов;

- право на неприкосновенность частность жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждому гарантируется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Данные права могут быть ограничены только по решению суда;

- недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Лицу должна быть обеспечена возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

- неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании судейского заключения или в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

- возможность указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;

- свобода передвижения и выбора места проживания, в случае законного нахождения на территории Российской Федерации. Каждый может выезжать за пределы Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию;

- свобода совести, вероисповедания, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные взгляды и убеждения;

- свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них;

- право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется;

- право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

- право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

- право иметь частную собственность, охраняемую законом;

- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов других поступлений;

- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

- право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.[7]

В свою очередь, к определяющим содержание средств и механизмов, направленных на защиту нарушенных прав, относятся нормы Конституции РФ, определяющие:

- право человека самому защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

- гарантированная Конституцией РФ каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46);

- предусмотренное Конституцией РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53);

- положения Конституции РФ о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеют (запрет обратной силы закона - ст. 54);

- установленный в Конституции РФ запрет, обращенный к законодателю, не издавать законов, отменяющих или ущемляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55);

- в закрепление в Конституции РФ гарантий правосудия (ст. 49-51, 54 -см. ниже) и др.

Права человека являются неотъемлемой частью общественных отношений, социальной деятельности людей. По сути, они представляют собой нормативную форму, на основе которой люди взаимодействуют друг с другом. Они существуют с целью координации поступков и деятельности людей, исключения противоборства и противоречий, избежания конфликтов, основываясь на гармоничном сочетании реализации человеком своих свобод, свободами других людей и функционированием общества и государства.

Специфика прав и свобод человека, особенности их реализации и их особые юридические свойства состоят в следующем: [8]

- они составляют суть правового статуса личности. Права человека являются основой всех иных прав и свобод, которые закрепляются нормативными актами. К примеру, нормы, закрепленные в трудовом законодательстве, вытекают из конституционных норм о труде, а нормы, регулирующие вопросы среднего образования базируются на конституционных положениях о среднем образовании;

- она адресованы широкому кругу лиц, присущи каждому человеку и гражданину. Права, которые не являются основными, установленные не нормами Основного закона, зависят от обладания лицом особым статусом - собственника имущества, истца, ответчика и т.д.;

- являются всеобщими. Абсолютно для каждого гражданина Российской Федерации Государство признает определенное право основным и признает за всеми возможность его осуществления;

- для них существует отличный от других прав механизм реализации. Иные права и свободы могут быть приобретены лицом при совершении определенных действий.[9]

- особым образом закрепляются в нормативных актах. Данная категория прав закрепляется в Конституции;

- они обеспечены повышенной правовой охраной. Данные нормы могут быть изменены только с принятием новой Конституции.

Президент имеет право своим Указом вести ограничения прав и свобод в случаях объявления им чрезвычайного или военного положения. Данное право за Президентом закрепляется статьями 87, 88 Конституции РФ. При этом глава государства незамедлительно сообщить о введении чрезвычайного положения Совету Федерации и Государственной Думе. При этом Совет Федерации вправе не утвердить Указы Президента РФ о введении чрезвычайного или военного положения (п. "б", "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), а Государственная Дума наделена правом принимать законы о войне и мире (п. "е" ст. 106 Конституции РФ).

Основными позициями ученных по вопросу о соотношении правовой охраны и правовой защиты прав и свобод человека и гражданина могут быть объединены в три основные группы: 1. Отождествление «охраны» и «защиты» прав; 2. Признание охраны прав понятием более широким, включающим в себя защиту; 3. Понимание охраны прав как деятельности, осуществляемой до нарушения прав, направленной на их недопущение, под защитой – деятельность в связи с нарушением прав или его непосредственной угрозы.

Однако взаимоотношения правовой защиты и правовой охраны, как верно полагает А.С. Автономов, более сложное, чем просто соотношение видового и родового понятия. В различных институтах или групп прав человека могут наблюдаться элементы механизмов, как правозавиты, так и механизмов правоохраны прав человека, причем соотношение их может быть различным[10]. Таким образом, можно вести речь, о преобладании в той или иной категории прав человека либо правозащитных механизмов, либо правоохранительных начал в работе тех или иных органов при реализации прав человека. Так же возможно вести речь и об осуществлении в равной степени механизмов правозавиты и правоохраны в обеспечении прав человека.

Все уровни гарантий связаны между собой и тесно переплетены в рамках норм права, имеющих разную юридическую силу, установленными разными по статусу государственными органами, а исходные начала их определяются основными принципами международного права.

Профессор В.Д. Зорькин считает, что исполнение государством соответствующей обязанности подразумевает наличие определенных социально-экономических и политических предпосылок, содействующих обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает деятельность государственно-правового механизма определенным образом, с тем, чтобы обеспечить предупреждения нарушений в этой сфере и восстановления прав и свобод в случаях их нарушения. В Российской Федерации он создается, развивается, а в последствии действует, обеспечивая каждого возможностью прибегнуть к доступным ему средствам защиты прав и свобод. При этом механизм государственной защиты прав и свобод включает в себя не только деятельность собственно государственных органов и их должностных лиц[11].

Особенности развития отдельных правозащитных институтов в Российской Федерации обусловлены тем, что правоотношения в этой области относятся как к ведению российской Федерации, так и к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Немалая роль в процессе реализации данной гарантии отведена органам местного самоуправления. Согласно положениям Основного закона, они не входят в систему органов государственной власти, однако на местном уровне они наравне с органами государственной власти осуществляют полномочия по защите и охране прав и свобод гражданина.

Анализ норм Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет утверждать, что органы местного самоуправления также обладают полномочиями в области защиты и обеспечения жилищных, трудовых, социальных и многих других прав и свобод человека и гражданина. [12]

Также нельзя не брать во внимание то, какое воздействие на обеспечение прав и свобод человека и гражданина оказывают различные общественные объединения и международные организации. Естественно, они не являются элементом системы государственной защиты прав человека, однако в некоторых ситуациях они взаимодействуют с государством в своей деятельности и оказывают положительное влияние на правозащитную ситуацию.

Не стоит недооценивать влияние негосударственных институтов на государственные правозащитный механизм, поскольку государство формирует нормативную основу их деятельности и оказывает содействие исполнению ими правозащитных функций. К примеру, как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления имеют право в пределах своей компетенции оказывать финансовую поддержку некоммерческим организациям.

Между тем, международные и общественные правозащитные организации всё же занимают второстепенное место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Они не входят в систему органов государственной власти, их деятельность на территории Российской Федерации не является обязательной, а принимаемые решения не могут носить обязательный характер. Они лишь дополняют деятельность федеральных и региональных органов государственной власти в указанном направлении.

Важную роль в правозащитной системе играет Президент Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 80 Основного закона он является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Он обладает рядом полномочий, позволяющих ему осуществлять свои обязанности как гаранта Конституции: выступает с законодательной инициативой по наиболее важным вопросам защиты прав и свобод личности (п. "г" ст. 84); осуществляет право творческую деятельность, которая заключается в издании различных указов, в том числе и направленных на защиту как прав и свобод всего общества и отдельных социальных групп (ст. 90), уполномочен приостанавливать действие факторов органов исполнительной власти, нарушающих права и свободы (ч. 2 ст. 85) и т.д. [13]

Кроме того, существуют отдельные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания помощи и содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента Российской Федерации о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества.

Особое значение в конституционном механизме защиты прав человека и гражданина имеют органы законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов. Их задачей является создание современной правовой базы, нацеленной на конкретизацию, детализирование, а также формирование и развитие конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина, а также на укрепление принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина в качестве основополагающего в деятельности всей системы органов государственной власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Обязательство по реализации мер исполнительного характера, настроенных на реализацию государственных программ по обеспечению и защите прав граждан, возложена на Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти в Российской Федерации. Правительство через различные министерства, ведомства, службы и агентства осуществляет деятельность по практической реализации установленных норм права и норм по обеспечению законности. В случае нарушения прав, возможно задействование определенных механизмов с целью предотвращения нарушений и восстановления прав, либо передачи материалов в судебные органы.

Также исполнительные органы власти обладают полномочиями для обеспечения исполнения решений других государственных органов. К примеру, Федеральная Служба Судебных Приставов, подотчетная Министерству Юстиции РФ, обеспечивает исполнение решений, принятых судами.

Несомненно, основной механизм обеспечения прав и свобод граждан - правосудие, то есть разбирательство гражданских, уголовных и административных дел. Суду принадлежит решающее слово в определении правовых последствии нарушения политических, трудовых, авторских, избирательных, жилищных и других имущественных и не имущественных прав. Важность решений суда по различным вопросам, а также ценность их в процессе восстановления нарушенных прав состоит в том, что решения, принимаемые судом, носят обязательный характер.

Несмотря на существующие в судебной системе современной России изъяны, судебные органы всех уровней представляют собой действенное средство правовой защиты и обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд в некотором смысле выполняет роль посредника между государством и гражданином, либо между различными физическими и юридическими лицами.[14]

Важное место в укреплении судебной власти и всей российской судебной системы, а также в обеспечении конституционных гарантия прав и свобод личности, режима законности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации имеют Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов как основные звенья в системе обеспечения прав и свобод личности.

Среди институтов защиты прав человека ведущую роль играет Уполномоченный по правам человека. В основном в его задачи входит: восстановление нарушенного права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение и т.д. Популярность этого института защиты прав человека (во всяком случае, в западных странах) обусловлена независимостью и не подотчетностью государственным органам, несменяемостью в течение всего срока полномочии, открытостью и доступностью для населения, бесплатностью оказания помощи, отсутствием бюрократических процедур рассмотрения жалоб и т.п. [15]

Защита прав и свобод человека и гражданина, которая по Конституции РФ является обязанностью всех органов Российского государства и общества, в том числе правоохранительных и судебных, в конечном счете, замыкается на Конституционном Суде РФ, который, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ1", является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная задача Конституционного Суда РФ - это определение соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и ряда других правовых актов и документов. Дела в Конституционном Суде РФ возбуждаются по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

В то же время, в Конституционный Суд РФ могут обращаться и иные лица: граждане и организации. Возбуждение дела в Конституционном Суде РФ по обращениям граждан и по запросам судов может иметь место, согласно п. 4 ст. 125 Конституции РФ, в случаях, когда возникла необходимость проверки конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Это конституционное


положение развито и конкретизировано в ст. 96 Федерального закона "О Конституционном Суде РФ", согласно которой правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан.

Обращение в Конституционный Суд РФ допустимо, если закон, затрагивающий конституционные права и свободы граждан, применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

С возобновлением деятельности Конституционного Суда РФ в 1995 г на основе нового Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ 1994 г., защита конституционных прав и свобод граждан по индивидуальным и коллективным жалобам заняла в его деятельности одно из ведущих мест. Предметом его рассмотрения уже стали нормы Жилищного кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, законов РФ и Федеральных законов "О реабилитации жертв политических репрессий", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", "О милиции", "О государственной тайне", "О гражданстве РФ" и др., указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 125 Конституции РФ, акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения со стороны других органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 79 Закона о Конституционном Суде РФ). Это значит, что их исполнение не находится в зависимости от издания дополнительных нормативных правовых актов, а правоприменительные


органы должны неукоснительно исполнять предписания Конституционного Суда РФ. Тем самым, Конституционный Суд РФ выступает в роли своеобразного "негативного законодателя", выполняет важную правотворческую функцию, оказывая как прямое, так и косвенное влияние на деятельность законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации и ее субъектов.

Именно права и свободы человека и гражданина могут служить тем индикатором, который выявляет истинную ценность демократии в правовом государстве. Объем прав человека и гражданина и их реализация показывают истинные намерения государственной власти по реформированию различных сфер жизни общества.

Вместе с тем, система прав и свобод человека предполагает, что каждый человек должен не только знать свои права, но и соизмерять их с правами и свободами других членов общества, а также со своими обязанностями.

Ответственность за обеспечение и защиту конституционных прав и свобод возложена на государство. Конституция РФ провозгласила, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, также она обозначила институты, процедуры и методы обеспечения, конституционных прав человека и гражданина.



[1] См.: Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013., С. 221-223.

[2] См.: Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России: монография. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013., С. 221-223.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 15. – Ст. 1277.

[4] Российская газета. – 2004. 27 мая. – № 109.

[5] Комментарий к ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ под редакцией Борисова А. Н. // Справочно-поисковая система «Консультант Плюс». – Раздел «Комментарии законодательства». – Проверено 12.05.2005.

[6] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 25.12.1993 г.

[7] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 25.12.1993 г.

[8] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2013. С.253.

[9] Материалы конференции посвященной принципам прав человека http://www.prokuratura-kirov.ru/vopros/vrud/detail.php?ID=11391(дат.обр. 15.04 2009г.).

[10] Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2009. С. 36-39.

[11] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М.: Эксмо, 2010, с. 13.

[12] Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. - № 35. - Ст. 3506.

[13] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 25.12.1993 г.

[14] Гусева А.Л. Механизм защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ: к постановке проблемы // Грамота, 2010. № 1 (5).

[15] Орлова О. В. Социально–правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. No 7, с. 720