АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы
Особой законодательной поддержкой пользуются в России категории населения, причисляемые к коренным малочисленным народам. Соответствующим статусом наделены 45 этнических категорий. Формально под понятие законодательной защиты подпадают 47 языков и диалектов, в той или иной мере используемых коренными малочисленными народами. В реальности обеспечение поддержки этих языков осуществляется выборочно, прежде всего, в тех условиях, где существуют соответствующие возможности, и имеется желание самих коренных малочисленных народов (см. табл. 6).
К категории коренных малочисленных народов (КМН) в основном отнесены те сообщества, которые проживают в трудных экологических условиях Севера. Их общая численность превышает 250 тыс. человек, но из-за сложностей статистического учета и специфики прошлой советской политики только часть, а именно 223 тыс. обладает официальным статусом КМН.
Важным государственным шагом в деле защиты прав малочисленных народов стало расширение правительственного списка коренных малочисленных народов Севера с 27 (сформирован в период СССР) до 40 названий (см. табл. 2), что обеспечило правовую защиту интересов еще 30 тыс. человек. Важно и то, что список был расширен за счет таких этнических групп, существование которых ранее не признавалось государством. В настоящее время эти группы и их языки находятся под законодательной защитой.
Согласно закону в Российской Федерации малочисленным является народ, численность которого насчитывает менее 50 тысяч человек, представители которого ведут традиционный образ жизни (занимаются оленеводством, охотой, рыболовством, морским промыслом). Этот статус по закону и в соответствии с международными правовыми нормами предоставляет коренным малочисленным народам государственные гарантии защиты коллективных прав, традиционного образа жизни, культуры, среды обитания и, естественно, языка.
Некоторые регионы, такие, как Республика Саха (Якутия), выработали собственные списки коренных малочисленных народов для осуществления более полной защиты уникальных культур (в Якутии особым статусом наделены русские старожилы Севера).
Устойчивое существование и развитие таких групп в значительной степени зависит от деятельности государства. Важнейшим инструментом политики является государственный статистический учет, который, наряду с экономической помощью, был организован еще в 20-е годы прошлого века. Разработка каждой государственной программы для северных территорий всегда связана с использованием статистики, на основании которой региональные власти выдвигают предложения федеральному правительству о введении новых программ развития. Часть таких программ действует на федеральном уровне и десятки - на региональном. Практически все программы, ориентированные на культурную поддержку и развитие коренных малочисленных народов, содержат правовые и финансовые инструменты по защите соответствующих языков.