АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы
В условиях России важную роль в защите языков играет специальный правовой инструмент - национально-культурная автономия. Большинство федеральных систем в Европе не предусматривает защиту так называемых новых меньшинств, возникших в результате современных миграций. В этом отношении российский опыт выгодно отличается тем, что действующие в отдельных регионах с 1991 года и по всей Российской Федерации с 1995 года нормы предусматривают реализацию права любого дисперсного этнического сообщества на экстерриториальную автономию, что, прежде всего предусматривает реализацию языковых прав. Этот правовой институт предназначен для защиты этнокультурных и языковых интересов любых групп, обладающих культурно-языковой спецификой.
С 1993 по 1996 год около десяти регионов издали нормативные правовые акты, которые содержали нормы о национально-культурной автономии. Положения этих документов легли затем в основу федеральных норм. В сентябре 1994 г. Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первый вариант проекта федерального закона Российской Федерации О национально-культурной автономии , через два года закон был принят. Затем последовало принятие соответствующих нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации. На сегодняшний день федеральное законодательство включает около двух десятков нормативно-правовых документов на тему автономии, главными из которых являются Федеральный закон О национально-культурной автономии , Об общественных объединениях (1995), О некоммерческих организациях (1996), О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств (1998).
Федеральный закон О национально-культурной автономии был принят Государственной Думой в 1996 году, практически одновременно с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации. Он отразил понимание обстановки и тактику государственного управления на тот период. Недостатки закона состоят в том, что, во-первых, культурная автономия не позволяет этническим сообществам равноправно с титульными группами участвовать в государственном управлении, и это автоматически уменьшает возможности развития соответствующих языков. Во-вторых, сама система национально-культурной автономии, как она представлена в российском законодательстве, имеет существенные противоречия.
Различно понимание сути национально-культурной автономии. Власти российских республик настаивают на том, что национально-культурная автономия является вспомогательной формой развития гражданского общества. ...Именно национально - государственные образования выступают в качестве основных гарантов сохранения и развития культурно-языковой целостности наиболее многочисленных российских народов. А экстерриториальная национально-культурная автономия... является лишь дополнительным, вспомогательным средством решения национальных проблем . Иная точка зрения у властей административных субъектов федерации. Они, как правило, рассматривают НКА в качестве приоритетной формы этнической политики. Такая позиция особенно характерна для сложносоставных субъектов федерации, в подчинении которых находится национальный регион. В правовом документе Тюменской области читаем: Становление современного гражданского общества предполагает перенос акцента в сфере национальной политики с национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни, позволяющий всем народам, принадлежащим к национальным меньшинствам, ... получить самые широкие возможности для сохранения и развития своей самобытности... в рамках экстерриториальной культурно-национальной автономии .
_________________________
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан О государственной программе Народы Башкортостана на 2003-2012 годы от 31 декабря 2002 г. N 388. Концепция национальной политики в Тюменской области на период 1999 - 2005 годов, утверждена постановлением Администрации Тюменской области 6 ноября 1998 г. N 185 от 6 ноября 1998 г. N 185.
Точка зрения федерального центра по этому поводу четко не определена. До середины 1990-х годов - в период наибольшей самостоятельности регионов - согласие Центра по поводу укрепления именно национально-административной системы было очевидным, поскольку в тот период возобладала идущая вразрез с российской Конституцией система договорных отношений с регионами. Не случайно во второй половине десятилетия появились нормативно-правовые акты, определившие статус НКА в качестве второстепенной формы этнического развития. Более того, фокус регулирования этнических отношений, посредством нового правового инструмента, был намеренно смещен в культурную сферу. Тем самым законодательно закрепилась диспропорция, установившаяся с советских времен, согласно которой только представители титульных национальностей вправе удовлетворять свои национальные (этнокультурные) потребности во всех сферах - политической, экономической, культурной. В то же время нетитульные этнические категории могут рассчитывать только на удовлетворение культурных прав, что приводит к сокращению внимания со стороны государства к языкам таких сообществ.
_________________________
Т.е. обладающие своими национально-административными территориями .
По мере изменения общественно-политических условий, закон о национально-культурной автономии неоднократно подвергался коррекции, но и в настоящее время его положения требуют совершенствования. Особое внимание следует уделить подходу, согласно которому национально-культурная автономия рассматривается не только как форма самоорганизации населения, но и как инструмент реализации прав на этнокультурное развитие, на сохранение и развитие недоминирующих языков. Такие поправки становятся особенно актуальными в свете возможной имплементации Хартии региональных языков.