АВ 2010г. Выпуск 24 Языковое многообразие Российской Федерации: проблемы и перспективы
Конституция Российской Федерации устанавливает статус языков, функционирующих на территории Российской Федерации: государственный язык Российской Федерации, республиканские государственные языки, родные языки. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 ч. 1). Русский язык в многонациональной (многоэтничной) России выступает как основное средство массовой коммуникации в персональном и общественном развитии. Владение русским языком обеспечивает гражданину вне зависимости от его этнической идентичности на всей территории России социальную адаптированность и профессиональную конкурентоспособность, предоставляет возможности получения высшего образования и приобщения к общероссийским и мировым культурным ценностям.
Однако в законах, принятых в большинстве республик, русский язык определяется не как язык государства - Российской Федерации, а как государственный язык республики, занимая при этом вторую по значимости позицию. Так, в Законе Республики Татарстан О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан правовое положение языков определяется в статье 3: Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки . Аналогичные формулировки содержатся в законах республик Алтай, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия и др. Русский язык в республиканских законах не рассматривается в своем самостоятельном федеральном статусе и в таком толковании имеет статус республиканского государственного языка, имеющего вспомогательные функции.
Школьные учебники и учебно-методические пособия по русскому языку, изданные в республиках, часто не раскрывают богатое содержание и духовные ценности российской культуры, и это не способствует формированию положительного отношения к ней. Такие учебники сужают, минимизируют цели обучения русскому языку, ведут к упрощению духовного содержания русского языка и русской культуры. При таком подходе к обучению учащиеся не осознают исторически обусловленной консолидирующей роли русского языка и русской культуры в едином многонациональном государстве.
Ценность взаимообогащения культур народа Российской Федерации, о которой сказано в Федеральном Законе О государственном языке Российской Федерации , упускается составителями республиканских учебников. В учебниках обязательного использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений в ряде случаев отмечаются тексты произведений русской классики с некорректными высказываниями о национальной культуре, обычаях, традициях народов России. Практически с 5-го по 10-й класс в учебниках русской литературы встречаются выражения, задевающие национальное самосознание представителей различных этносов ( ворующие киргизы , жидовские побуждения , злы татаровья , незваный гость хуже татарина , свирепым татарином , татары или убьют, или уведут в горы , чтобы бусурманов били, и турков били, и татарву били бы , вонючая татарская спина и т.д.). Хотя татарва в XVIII - XIX веках и был собирательным образом, но на современном этапе развития общества это понятие ассоциируется с представителями татарского этноса. Все вышеописанные факты не способствуют формированию у обучающихся в общеобразовательных учреждениях с полиэтничным составом учащихся положительного отношения к русской культуре, русскому языку, консолидации полиэтничного общества.
_________________________
Федеральный Закон от 1 июня 2005 г. 53-ФЗ О государственном языке Российской Федерации . Приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. 349.
Конституция Российской Федерации признает за республиками Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68 ч. 2). Однако это не означает равноправия статуса государственных языков федерального и республиканского уровней. Федеральный Закон О языках народов Российской Федерации закрепляет только функциональное равноправие языков народов Российской Федерации в статусе родных языков, без подмены статуса государственного языка или исключения функций русского языка.
Государственный язык субъекта Российской Федерации - государственный язык республики в составе Российской Федерации. Статусом государственных языков в республиках Российской Федерации наделены 25 языков в 19 республиках (см. табл. 5). Их статус закреплен Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации и республиканскими законами о языках. Республиканские законы закрепляют равноправное положение и равноправное функционирование государственных языков (включая русский) на всей территории субъекта Российской Федерации. Республиканские законы уравнивают количество часов на преподавание русского языка и республиканского государственного языка, предполагая их функциональное равноправие.
_________________________
Кроме того, в Республике Карелия не имеют статуса государственного, но пользуются аналогичными преференциями (имеются программы поддержки и развития) карельский, вепсский, финский языки. В Республике Дагестан та же ситуация в отношении 14 наиболее крупных по количеству носителей языков.
Конституция Российской Федерации гарантирует также всем народам Российской Федерации право на сохранение родного, в том числе и русского, языка, создание условий для его изучения и развития (ст. 68 ч. 3). При этом конституционные основы правового статуса личности включают равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств, в том числе национальности, языка и места жительства (ст. 19 ч. 2). Кроме того, указаны право на пользование родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26 ч. 2).
Как видно, вопросы, касающиеся правового статуса государственных языков республик, затрагивают конституционные права как граждан - носителей соответствующего государственного языка республики, в том числе проживающих в Российской Федерации за пределами данной республики, так и граждан, проживающих в ней и не владеющих этим языком. Это, в первую очередь, конституционные права граждан в области общения, воспитания, обучения, творчества, изучения и развития родных языков, а также в сфере культуры, включая право на доступ к культурным ценностям (ст. 44 ч. 2 Конституции РФ).
Для снятия возможных противоречий Конституция Российской Федерации определяет предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, за пределами которого субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. К ведению Российской Федерации Конституция относит регулирование прав и свобод человека и гражданина, а значит, прав в языковой и образовательной сферах, и установление основ федеральной политики в области культурного и национального развития Российской Федерации, составной частью которой являются государственная языковая и образовательная политика (ст. 71 пп. в , е ), а защиту прав и свобод человека и гражданина и общие вопросы образования, культуры и языка как ее компоненты - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 пп. б , е ).
Таким образом, по смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации федеральный законодатель вправе устанавливать основы правового регулирования языков народов Российской Федерации, включая общие вопросы языковой политики, в том числе относящиеся к статусу государственных языков республик в его соотношении со статусом государственного языка Российской Федерации. Статус государственных языков республик Российской Федерации как затрагивающий статус государственного языка Российской Федерации, права и свободы её граждан в сфере образования и культуры не может быть предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации. В реальной практике все вопросы, связанные с правовым регулированием языков народов Российской Федерации, статуса государственных языков республик, отданы в компетенцию субъекта Российской Федерации.
С введением в 1992 году Закона РФ Об образовании , гарантировавшего всем гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6 п.2 Закона), роль родных языков в общеобразовательном процессе заметно возросла. В субъектах Российской Федерации понимание термина родной язык , как правило, толкуется как родной нерусский язык, вне зависимости от того, обладает ли он статусом государственного языка в данном субъекте. Таким образом, право получения образования на любом языке народов России предусмотрено федеральным законодательством.