Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров


Тенденции развития лесного законодательства
(Шуплецова Ю.И, зав. отделом ИЗиСП при Правительстве РФ, к.ю.н.)

      Лесное законодательство в нашей стране имеет большую историю. В советский период леса были национализированы наряду с другими природными объектами. Законодательство о лесах формировалось в рамках Основ лесного законодательства Союза ССР и Лесных кодексов союзных республик. В настоящее время вопросы лесного права рассматриваются в работах коллектива авторов Института, О.И. Крассова.
_________________________
     См., например: Фалеев Н.И. Лесное право: Пособие. Лесная собственность. Лесные нарушения. М., 1912.
     Полянская Г.Н. Правовые вопросы кодификации лесного законодательства. М., 1966; Актуальные вопросы лесного законодательства. М., 1985; Гусев Р.К. Правовое обеспечение рационального использования и охраны лесов по новому лесному законодательству: состояние и перспективы развития // Правовые проблемы охраны окружающей среды. М., 1998. С. 47-67; Комментарий к Лесному кодексу РФ (рук. авт. колл. С.А. Боголюбов). М., 1997; Комментарий к лесному кодексу РФ. Постатейный / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008; Крассов О.И. Правовой режим земель государственного лесного фонда: Монография. М., 1985; Право лесопользования в СССР: Монография. М., 1990; Природные ресурсы России. Комментарии законодательства. М., 2002.

     С введением в действие ЛК РФ не удалось решить все проблемы, и для эффективного применения его положений необходимо принятие множества нормативных правовых актов.
     Одним из главных вопросов, которые был призван решить ЛК РФ, является вопрос о собственности на леса. Согласно ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются земельным законодательством.
     С принятием ЛК РФ решение вопросов собственности на леса несколько осложнилось. Как отмечают многие авторы, право частной собственности на лесные участки вовсе не исключено. Это следует прежде всего из нормы ст. 8 ЛК РФ, в которой предусмотрена возможность любой формы собственности на лесные участки, расположенные на землях иных, чем земли лесного фонда, категориях земель. Таким образом, если в соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте, они могут быть объектами частной собственности.
_________________________
См., например: Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. 1.
      Прежде всего это касается лесов, расположенных на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и особо охраняемых территорий, за исключением заповедников и национальных парков. При этом в соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
_________________________
См. также: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. 15355/06 по делу А62-1807/2006 // СПС КонсультантПлюс .
     Кроме того, расширяется включение лесных участков в гражданский оборот и распространение на них полноценного правового режима имущества. Так, в Концепции развития законодательства о вещном праве (проект рекомендован Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) особенности права владения и пользования лесными участками должно будет регулироваться Гражданским кодексом РФ как ограниченное вещное право.
_________________________
Вестник ВАС РФ. 2009. 4. С. 105.
     Причем помимо существующих на сегодняшний день вещных прав предлагается также ввести право постоянного владения и пользования земельным участком (эмфитевзис) и право застройки земельного участка. Поскольку в соответствии со ст. 5 ЛК РФ лесные участки являются земельными участками, указанные выше права, видимо, могут распространяться и на лесные участки.
     Подобное включение природных объектов в гражданский оборот без учета их особенностей может повлечь негативные экологические и социальные последствия.
     За прошедшее с момента принятия ЛК время было принято около десяти федеральных законов, вносящих в него изменения и дополнения. В основном причиной принятия таких законов являются поспешность подготовки указанного Кодекса, недостаточно проработанные формулировки и не просчитанные последствия введения ряда норм. В результате реализация таких законодательных инициатив приводит к дезорганизации субъектов правоприменительной деятельности, к ущемлению прав лесопользователей.
     В частности, не достаточно четкое регулирование вопросов проведения аукционов на право аренды лесных участков привело к нарушению прав физических и юридических лиц, участников аукционов, интересов охраны окружающей среды. В результате земли лесного фонда передаются в аренду по исключительно низкой цене арендаторам, которые в ближайшем будущем планируют вырубку значительных лесных массивов.
     Негативным примером может служить и введение нормы, в соответствии с которой объектом договора аренды лесного участка может быть только участок, прошедший государственный кадастровый учет. В течение полугода договоры аренды практически не заключались, поскольку на землях лесного фонда кадастровый учет практически не проводился. По Федеральному закону от 24.07.2007 г. 217-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации до 1 января 2010 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
_________________________
Федеральный закон от 04.12.2006 г. 201-ФЗ О введении в действие Лесного кодекса РФ // СЗ РФ. 2006. 50. Ст. 5279. СЗ РФ. 2007. 31. Ст. 4014.
     Наличие указанных и иных юридических дефектов актуализирует необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования лесных отношений посредством оптимизации законотворческой и правоприменительной деятельности.
      Непростой проблемой стало и реформирование системы органов управления лесным хозяйством, предусмотренное в ЛК РФ. В соответствии со ст. 11 Федерального закона О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации до 1 января 2008 г. должно было произойти преобразование лесхозов и формирование территориальных единиц управления, лесного контроля и надзора - лесничеств. Лесничества и лесопарки должны были стать полноценными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
      Решение указанных организационно-правовых задач не терпит промедления. События с лесными пожарами, произошедшие в Центральной России, проявили дефекты функционирующей в стране системы управления лесным хозяйством, показали профессиональную беспомощность государственных и муниципальных служащих в решении вопросов обеспечения безопасности населения страны от лесных пожаров.
      В сложившейся ситуации необходимо прежде всего активизировать деятельность по реализации приоритетных направлений развития лесного комплекса, концептуально обозначенных в ЛК РФ и конкретизированных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года . Создание эффективной системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов; стимулирование структурных преобразований в лесопромышленном комплексе на основе создания крупных интегрированных структур; улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины; создание эффективной системы превентивных лесоохранных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения угрозы наступления чрезвычайных ситуаций в будущем - основополагающие задачи в сфере реформирования лесного хозяйства.
_________________________
СЗ РФ. 2008. 47. Ст. 5489.