АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров
Совершенствование нормативно-правовой базы .
(Ковалев Н.А., начальник ФГУ Авиалесохрана )
В настоящее время авиалесоохранные работы на территории Российской Федерации проводятся на площади около 505,9 млн.га базами авиационной охраны лесов субъектов Российской Федерации.
Наряду с ежегодным сокращением площадей авиационного мониторинга (в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом) снижаются и показатели работы авиационных служб в связи с сокращением объемов финансирования на эти работы, количество привлекаемых воздушных судов.
Пожароопасный сезон 2010 года выявил недостаточный уровень подготовки и борьбы с лесными пожарами в чрезвычайных условиях всех субъектов, где она возникала. Значительно в этих регионах выросла доля выгоревшей огнем площади. Основными причинами ослабления авиационной охраны лесов стала ликвидация единой системы и недостаточное выделение средств на авиалесоохрану субъектами Российской Федерации, что в настоящее время привело к следующим негативным последствиям:
- Ликвидация сил и средств федерального резерва, что крайне негативно сказалось на оперативности принимаемых мер Период наращивания сил должен составлять не более 2-х суток, в противном случае большинство пожаров переходят в крупные. Однако в настоящее время, на преодоление обязательных бюрократических и законодательных барьеров, оформления запросов требуется не менее 10 дней;
- Сокращение числа работников авиапожарной службы (менее 50 % к уровню 2006 года); произошло значительное сокращение специалистов авиапожарных команд (АПК) в большинстве субъектов Российской Федерации (например Иркутская область и Республика Саха (Якутия) в 2 раза, Новосибирская область в 5 раз, Республике Коми и Томской области и т.д.). Полностью сокращены парашютисты-пожарные в Нижегородской и Костромской области, т.е. сложившаяся тенденция ведет к ликвидации парашютно-пожарной службы в Российской Федерации. Ежегодно сокращается количество работников парашютной и десантно-пожарной службы. В 2010 году их численность составила 2278 человек, нормативная же численность - не менее 8,2 тыс. человек.
- Отсутствие развития и применения современных технологий пожаротушения с воздуха, в том числе искусственного вызывания осадков.
- Отсутствие высококвалифицированных специалистов. Социальная незащищенность и низкий уровень заработной платы профессиональных работников, занятых в тушении лесных пожаров, спровоцировала массовый уход высококвалифицированных. В частности, летчиков-наблюдателей - уникальных специалистов по организации тушения пожаров - осталось всего около 500 на всю Россию при том, что более 80 % оставшихся работников уже достигли пенсионного возраста. Подготовка такого специалиста может осуществляться только централизованно и обязательно по авиационным нормам Минтранса России, требованиям Минобразования и Рослесхоза.
Следствием указанных причин стало увеличение в 2010 году количества пожаров, обнаруживаемых в поздней стадии, когда пожары действовали на значительных площадях. Снижение оперативности тушения и увеличение доли крупных лесных пожаров, особенно в европейской части России с традиционных 2-3 % до 15-20 % (в Рязанской области увеличение в три раза до 17,7 %, во Владимирской в 29 раз до 4,2 %, в Нижегородской в 31 раз до 4,5 %). Для примера, доля крупных пожаров в Республике Бурятия - 21 % , Приморском крае - 21,4 %, Амурской области - 25 %, т.е. показатели доли крупных пожаров европейской части России, Сибири и Дальнего Востока сравнялись, что ранее было невозможно. По статистике же, на тушение крупных пожаров расходуется до 95 % всех затраченных финансовых средств.
Для стабилизации лесопожарной обстановки целесообразно:
1. Создать трехуровневую систему по использованию ресурсов пожаротушения:
- муниципальный уровень - задействуются силы и средства местного уровня, авиаотделений, а также волонтеры (крупные лесопользователи, а также силы и средства, привлеченные по оперативным планам тушения);
- региональный уровень - задействуются силы и средства субъекта Российской Федерации ( Авиационный лесопожарный центр - в районах применения авиационных сил и средств пожаротушения или Лесопожарный центр - в районах наземной охраны лесов при возникновении чрезвычайных ситуаций районного и межрайонного уровня;
- федеральный уровень - под руководством Федерального координационного лесопожарного центра привлекаются ресурсы Федерального резерва сил и средств пожаротушения.
В рамках этой системы создать Федеральный координационный лесопожарный центр с федеральным резервом сил и средств пожаротушения и Авиационные лесопожарные центры в субъектах Российской Федерации.
2. Обеспечить совершенствование организации системы мониторинга пожарной опасности на землях лесного фонда наземными и авиационными силами и средствами с целью повышения эффективности системы обнаружения лесных пожаров, своевременной их ликвидации на малых площадях и оперативное наращивание ресурсов пожаротушения, для чего необходимо:
- выполнять авиационное и наземное патрулирование в соответствии с утвержденными нормативами ;
- совершенствовать систему дистанционного мониторинга лесопожарной обстановки;
- выработать и обеспечить порядок и регламентацию привлечения сил и средств пожарных формирований районов с указанием времени доставки техники в закрепленный район;
- закрепить в качестве обязанности органов местного самоуправления участие в организации профилактики и тушения лесных пожаров на их территории, согласно ст. 11 Федерального закона от 21 12. 1994 г. 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- повысить эффективность порядка выявления и привлечения к ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров с внесением необходимых изменений в нормативно-правовую базу. Ужесточить административную и уголовную ответственность граждан и юридических лиц, виновных в нарушении правил пожарной безопасности;
- обеспечить ведение государственного пожарного надзора в лесах на землях лесного фонда;
- в целях исключения травматизма или гибели личного состава на пожарах исключить участие в тушении пожаров неподготовленных работников.
Для осуществления указанных рекомендаций необходимо внести изменения в Лесной кодекс Российской Федерации:
(ст.81) - в части наделения полномочий Федеральному органу исполнительной власти по созданию Федерального резерва сил и средств пожаротушения и их применения для оказания помощи субъектам Российской Федерации в условиях высокой степени пожарной опасности.
ст. 19 - предусмотреть прямое сметное финансирование на круглогодичной основе учреждений в субъектах Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по профилактике и тушению лесных пожаров.
Предусмотреть условия оплаты за гарантированный налет часов авиакомпаниям, участвующим в лесоавиационных работах с целью привлечения современной авиационной техники.