Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров


О ситуации в Вологодской области и предложения по совершенствованию лесного законодательства.
Грачев В.В., заместитель Губернатора Вологодской области, начальник Департамента лесного комплекса Вологодской области

     Выполняя требования действующего лесного законодательства, в нашей области мы создали структуру государственных лесничеств в виде районных отделов областного Департамента лесного комплекса общей численностью 467 человек. Эти подразделения выполняют только государственные функции, в том числе и функции государственного пожарного надзора.
     За счет оптимизации структуры государственного управления мы сэкономили значительные финансовые средства и направили их на полное оснащение лесничеств автомобилями, вездеходами, инструментом и оборудованием на самом современном уровне. Только автомобилей типа Нива и УАЗ приобретено 150 единиц.
     Для обеспечения охраны лесов от пожаров и выполнения лесозащитных и лесовосстановительных мероприятий мы сохранили действующие лесхозы в виде областных государственных учреждений, изъяв у них управленческие функции и объединив их в Областное лесохозяйственное объединение , а также создали специализированное государственное учреждение Авиалесоохрана .
    Таким образом, на территории области было полностью сохранено специализированное федеральное имущество, переданное в собственность региона, а также высококвалифицированные кадры.
    Для укрепления материальной базы лесхозов за два года было выделено из областного бюджета 327 млн. рублей. За счет этого приобретались лесохозяйственная и лесопожарная техника, финский лесосеменной комплекс по производству саженцев с закрытой корневой системой.
    К пожароопасному периоду 2010 года мы готовились заблаговременно.
     В феврале-марте были разработаны и приняты все нормативно-распорядительные документы, проведены торги, согласно федеральному закону 94-ФЗ по выполнению лесохозяйственных работ, тушению пожаров и авиапатрулированию. В целом на противопожарные мероприятия было выделено 59,5 млн. рублей, что в 2,5 раза больше прошлого года. Приобретено 28 единиц лесопожарной техники (трактора, автомобили, водораздатчики).
     Сформированная областная база Авиалесоохраны на период начала пожароопасного сезона располагала численностью 35 человек, в том числе двумя группами парашютистов-пожарных численностью 15 человек, а также двумя самолетами и двумя вертолетами.
     Как показала практика, Авиалесоохрана является эффективным средством в борьбе с лесными пожарами. Она не только оперативно обнаруживала очаги пожаров в труднодоступных и удаленных местах, не давая возможности развиться огню, но и участвовала в тушении возгораний. Достаточно сказать, что с начала пожароопасного периода авиацией было выполнено 230 вылетов (это 4 - 5 вылетов в день), парашютистами было совершено 125 боевых прыжков и самостоятельно погашено 28 лесных пожаров.
    Все арендаторы-лесопользователи в рамках условий договоров аренды сформировали мобильные лесопожарные группы численностью от 6 до 8 человек, укомплектованные лесопожарной техникой и противопожарным инвентарем. Еще в апреле - мае 2010 года сотрудниками лесничеств были проведены осмотры пунктов сосредоточения противопожарных средств, принадлежащих арендаторов и при необходимости выданы соответствующие предписания.
    К 1 июня в области была сформирована группировка сил и средств Департамента лесного комплекса, МЧС и УВД общей численностью 12,5 тысяч человек, 4500 единиц техники.
     В целях обеспечения взаимодействия с областными структурами МЧС, УВД, природоохранными, дорожными ведомствами, а также с органами местного самоуправления были проведены специальные областные учения по тушению лесных и торфяных пожаров.
     Учитывая усиление пожарной опасности в лесах области, 7 июля был издан приказ Департамента лесного комплекса О введении мер регулирования посещаемости лесов населением , в соответствии с которым ограничивалось пребывание граждан в лесах и вводился запрет на разведение костров на землях лесного фонда и прилегающих к ним территориях.
     Лесничества области были переведены на особый режим работы: круглосуточное дежурство и скользящий график в выходные дни.
     12 июля на областной КЧС было принято решение Об объявлении режима чрезвычайной ситуации на территории Вологодской области в связи с массовой гибелью лесов .
     16 июля распоряжением Губернатора области был создан постоянно действующий штаб по охране лесов от пожаров.
     30 июля принято постановление областного Правительства 855 О введении особого противопожарного режима на территории Вологодской области.
     В связи с осложнением лесопожарной обстановки на территории области приказом начальника Главного управления МЧС России по Вологодской области от 31 июля 2010 года Главное управление приведено в готовность 1 с 10 часов 31 июля текущего года до особого распоряжения. Данным приказом создан сводный отряд численностью 30 человек за счет штатной численности Главного управления и ГУ Противопожарная служба Вологодской области , организовано круглосуточное дежурство из числа руководящего состава Главного управления, отозван из очередных отпусков личный состав, привлекаемый к тушению пожаров.
     Для предупреждения и своевременного выявления загораний на торфяниках подразделениями Главного управления и противопожарной службы области организовано патрулирование наиболее крупных месторождений торфа. Всего совершено более 180 выездов подразделениями пожарной охраны, задействовано 11 подразделений, 35 человек личного состава и 11 единиц техники.
     Государственной инспекцией по маломерным судам Вологодской области организованы патрулирования на водоемах области с целью пресечения разведения костров на берегах в период действия пожароопасного периода. Патрулирования проводились совместно с представителями УВД, СМИ, работниками лесного хозяйства. В ходе проводимых патрулирований также проводилась разъяснительная и профилактическая работа.
     Особое внимание было уделено профилактической работе по предотвращению пожаров: разъяснительная работа с населением, организация добровольных пожарных дружин в каждом муниципальном поселении (всего действовало в области в этот период 328 ДПД), постоянные совместные рейды лесных инспекторов, госпожнадзора, МЧС, УВД и ГИБДД.
     В нашей области была сформирована схема взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам предотвращения и тушения лесных и торфяных пожаров на землях лесного фонда. В соответствии с данной схемой региональные власти осуществляли непосредственно тушение лесных пожаров, их выявление, локализацию, координацию деятельности по предотвращению и тушению пожаров между федеральными органами и муниципалитетами. Федеральные органы в лице пожарной охраны и МЧС принимали участие в тушении крупных лесных пожаров и пожаров, действующих вблизи населенных пунктов, выявляли виновников лесных пожаров и привлекали их к ответственности. Муниципалитеты формировали добровольные пожарные дружины, проводили разъяснительную работу с населением, контролировали пожарную обстановку в соответствующем муниципальном образовании.
     Перечисленные мною меры полностью оправдали себя в пожароопасный период 2010 года, поскольку позволили обеспечить тушение лесных и торфяных пожаров с минимальными потерями.
    За период с мая по август 2010 года произошло 264 лесных пожара, лесная площадь, поврежденная огнем, составила 811,9 га, затраты на тушение пожаров - 12 млн. рублей.
     Если сравнить с пожароопасным периодом 1999 года, когда погодные условия в Вологодской области были даже немногим лучше 2010 года, площадь пожаров составила 37,5 тыс. га, затраты на тушение - более 100,0 млн. рублей.
    Однако следует признать, что практика реализации положений действующего лесного законодательства Российской Федерации, в особенности в текущем году, выявила ряд правовых недостатков, не позволяющих должным образом воздействовать на ситуацию в сфере охраны лесов от пожаров.
     В целях развития и совершенствования системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров, а также поддержания необходимого уровня пожарной безопасности в лесах, предлагаем следующее.
    1. Практика применения нового лесного законодательства показывает, что производство работ по защите и воспроизводству лесов на основании размещаемых в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд государственных и муниципальных заказов себя не оправдывает.
    Во первую очередь, это касается заказов на производство работ по тушению лесных пожаров. Деятельность по тушению лесных пожаров предполагает не только наличие специальных технических средств, но и содержание, и подготовку этих средств, профессиональную подготовку персонала. Ни одна коммерческая организация не возьмет на себя расходы по содержанию имущества и работников, которые заняты и приносят доход только 3-4 месяца в году.
    Следовательно, такие организации, осуществляющие работы по защите и воспроизводству лесов, должны быть специализированными и только государственными, то есть государство должно взять на себя их финансирование, отказавшись при этом от размещения заказов на основании Федерального закона 94-ФЗ.
    На примере нашей области могу сказать, что такими специализированными организациями могли бы стать сохраненные в свое время лесхозы. В связи с этим предлагаем в Лесной кодекс внести дополнения, которыми разрешить финансирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без размещения при этом государственных заказов и предусмотреть возможность создания для этой цели специализированных государственных учреждений.
    2. Сформировать систему централизованного обеспечения лесопожарной техникой и оборудованием на федеральном уровне.
     Не смотря на применяемые в настоящее время на уровне нашей области меры лесопожарная техника и оборудование в лесохозяйственных учреждениях, занимающихся тушением лесных пожаров, имеется в недостаточном количестве, и преобладающая ее часть имеет высокую степень износа. Федеральное финансирование позволит обеспечить формирование и поддержание сил и средств пожаротушения на должном уровне, оперативно и качественно решать вопросы тушения лесных пожаров.
    3. Сформировать региональные центры по охране лесов от пожаров в федеральных округах Российской Федерации. Формирование региональных центров по охране лесов от пожаров позволит координировать совместные действия по борьбе с лесными пожарами и оперативно принимать соответствующие меры для оказания помощи субъектам Российской Федерации в случае необходимости.
     4. Создать систему централизованной авиационной охраны лесов от пожаров. Единая система позволить осуществлять маневрирование силами и средствами между субъектами Российской Федерации с целью наиболее эффективного их использования в условиях неравномерной пожарной опасности в различных регионах.
     5. Предусмотреть возможность проведения ежегодных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в порядке государственного пожарного надзора в лесах. В этих целях внести изменения в законодательство, в частности, в Федеральный закон от 26.12.2008 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля . В настоящее время плановые проверки разрешены Федеральным законом не чаще, чем один раз в три года.
     6. Создать систему добровольных пожарных дружин из числа жителей городов и поселков, вводимых в действие для тушения лесных пожаров при угрозе поражения огнем населенных пунктов. Необходимо предусмотреть финансовое обеспечение функционирования этих дружин и оснащения их противопожарным оборудованием, инвентарем.
     7. Ужесточить меры воздействия за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.
     В настоящее время согласно ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие размер штрафа за нарушение правил пожарной безопасности в лесах:
     - для граждан - от 1 до 1,5 тыс. рублей;
     - для должностных лиц - от 2 до 3 тыс. рублей;
     - для юридических лиц - от 20 до 30 тыс. рублей.
     Учитывая, что более 90 % лесных пожаров происходят вследствие человеческого фактора, предлагаем внести поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях по увеличению применяемых санкций:
     - для граждан - от 2 до 3 тыс. рублей;
     - для должностных лиц - от 4 до 5 тыс. рублей;
     - для юридических лиц - от 40 до 50 тыс. рублей.
     Данная мера позволит повысить чувство ответственности у граждан и должностных лиц за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах.