Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2010г. Выпуск 19 Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров


Предложения Красноярского края к парламентским слушаниям
Развитие системы правового обеспечения охраны лесов от пожаров

п/п
Нормативный акт, в который предлагаются изменения
Части и статьи нормативного акта
Обоснование
  
  
Действующая редакция
Текст поправки
(предложения)

  
1.
200-ФЗ от 04.12.2006 Внесение изменения в Лесной кодекс РФ
Статья 53 часть 3
Указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Указанные в части 1 настоящей статьи меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов за счет собственных средств.
В целях конкретизации обязанностей по охране арендованного участка от лесных пожаров и усиления ответственности арендаторов за непринятие мер по тушению лесных пожаров.
2.
200-ФЗ от 04.12.2006 Внесение изменения в Лесной кодекс РФ

 
 

Статья 19 часть 2
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") за исключением работ по обслуживанию и тушению лесных пожаров, которые выполняются специализированными предприятиями (учреждениями) на основе прямого сметного финансирования.
При организации работ по тушению лесных пожаров имеются трудности с исполнением требований Федерального законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд .
3.
Правила пожарной безопасности в лесах, утверждены постановлением правительства РФ 417 от 30.06.2007
Раздел 1, пункт 5
Указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 3 настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Указанные в пункте 3 настоящих Правил меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов за счет собственных средств.
В целях конкретизации обязанностей по охране арендованного участка от лесных пожаров и усиления ответственности арендаторов за непринятие мер по тушению лесных пожаров.
4.

Правила пожарной безопасности в лесах, утверждены постановлением правительства РФ 417 от 30.06.2007

Пункт 13
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
г) тушить лесные пожары, возникшие по их вине
Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны:
г) тушить, лесные пожары на всем арендованном участке лесного фонда независимо от установления виновника лесного пожара за счёт собственных средств
В целях конкретизации обязанностей по охране арендованного участка от лесных пожаров и усиления ответственности арендаторов за непринятие мер по тушению лесных пожаров.
5.
Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 273 Об исчислении размера, вреда причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства .
Внесение дополнения в
 
Дополнить Приложением 5
Порядок определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем
При определении ущерба от лесных пожаров использовать Порядок определения ущерба, причиненного уничтожением или повреждением леса в результате поджога или небрежного обращения с огнем "Инструкция о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства" (утв. Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 N 1)
В настоящее время, расчет ущерба от лесных пожаров осуществляется с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 273 Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства , приказа Рослесхоза от 03.04.1998 53 Об утверждении инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами , а также приложения 1 к Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 1.
При этом Постановлением Гослесхоза СССР от 22.04.1986 1 и приказ Рослесхоза от 03.04.1998 53 не были зарегистрированы Минюстом РФ и не опубликованы.
В силу пункта 10 Указа Президента Российской федерации от 23.05.1996 763 О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Таким образом, при установлении виновника лесного пожара, привлечь его к ответственности и взыскать ущерб, причиненный лесам не представляется возможным.
6.

Методика распределения между субъектам РФ субвенций из федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений , утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.12.06 838

пункт 7
Коэффициент класса пожарной опасности по условиям погоды, отражающий оценку климатических условий (температура и уровень осадков) в субъекте Российской Федерации и составляющий, по данным гидрометеорологической службы, в отношении:
- субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Сибирского федерального округа, - 1,3;
Коэффициент рекреационной нагрузки, отражающий влияние плотности населения в субъекте Российской Федерации на количество возникающих в этом субъекте пожаров (Красноярский край - 0,258)
Коэффициент класса пожарной опасности по условиям погоды, отражающий оценку климатических условий (температура и уровень осадков) в субъекте Российской Федерации и составляющий, по данным гидрометеорологической службы устанавливается с учетом фактической природной пожарной опасности для субъекта.
Коэффициент рекреационной нагрузки, отражающий влияние плотности населения в субъекте Российской Федерации на количество возникающих в этом субъекте пожаров устанавливается с учетом фактической рекреационной нагрузки
Общая площадь лесов Красноярского края составляет 158 691 031га. В 2010 году из средств федерального бюджета на охрану лесов от пожаров предусмотрено 181251 тыс. рублей, что составляет 1,14 рублей на 1 гектар лесной площади, что недостаточно для обнаружения и тушения лесных пожаров.