Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 18 Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления (по материалам Парламентских слушаний, состоявшихся в ГД ФС РФ 2 июня 2009 года)


II. РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления

     Одной из современных и актуальных задач, которая должна быть решена при проведении реформы местного самоуправления - это задача эффективного участия жителей в органах местного общественного самоуправления. Важной особенностью реформы местного самоуправления является ее комплексность, которая предлагает структуризацию институтов местного самоуправления и решение самых актуальных задач местного развития. Главное же состоит в том, что преобразования направлены на расширение непосредственного прямого участия граждан во всех сферах местной жизни, на рост влияния и усиление контроля жителей той или иной территории за действиями избранной ими муниципальной власти. Активная гражданская позиция жителей способствует улучшению ситуации в муниципальных образованиях.
    Заслушав и обсудив выступления, участники парламентских слушаний отмечают, что во многих муниципальных образованиях взаимодействие населения и местных властей становится повседневной практикой, осуществляется большая работа по вовлечению жителей в решение важнейших вопросов муниципальных образований, создаются многочисленные институты, способствующие повышению гражданской активности и ответственности жителей. Созданы и активно работают общественные (координационные) советы, способствующие широкому и гласному обсуждению важнейших вопросов жизни муниципальных образований. Во многих субъектах Российской Федерации органы территориального общественного самоуправления вносят заметный вклад в социально-экономическое развитие муниципальных образований. В ряде муниципальных образований страны при поддержке местных администраций созданы Центры правовой поддержки различных инициатив. Развиваются другие формы общественной самоорганизации, способствующие конструктивному диалогу между местными властями и жителями поселений, их совместной работе по решению проблем своих городов и поселков.
    Среди различных форм самоорганизации населения самой массовой является территориальное общественное самоуправление. Эта форма исключительно гибкая и максимально приближенная к населению. Она имеет ряд особенностей: возникает только там, где есть инициатива граждан; отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан); может иметь статус юридического лица. Основным направлением деятельности органов территориального общественного самоуправления является решение социально значимых для населения вопросов. Создание необходимых условий для успешного функционирования системы территориального общественного самоуправления стала во многих муниципальных образованиях приоритетной задачей.
     В то же время участники парламентских слушаний с сожалением констатируют, что ряд факторов препятствует развитию территориального общественного самоуправления.
    С одной стороны, это низкий уровень вовлечённости населения, его слабая информированность и как следствие нежелание и неумение участвовать в решении проблем своего города и села. Причинами этого являются недостаток информации и просветительских программ, формирующих у граждан правовые знания и опыт, решающих проблему недоверия жителей к органам местного самоуправления своих муниципальных образований; неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения; отсутствие в муниципалитетах необходимой материально-финансовой базы, лишающей муниципалитеты возможности поддерживать и развивать общественно-полезные инициативы.
    С другой стороны, это низкий уровень знаний и компетенции части местных чиновников, часто рассматривающих деятельность муниципальной общественности как угрозу собственной бесконтрольной власти. Или элементарно не владеющих современными методами социальной коммуникации и информационными технологиями.
    Еще одним фактором, препятствующим развитию территориального общественного самоуправления, является отсутствие и (или) несовершенство ряда нормативных правовых актов представительных органов, регламентирующих порядок предоставления органам территориального общественного самоуправления помещений, оргтехники, выделение бюджетных средств для их нормального функционирования и проведения публичных мероприятий (конференций, слушаний, систематических опросов) по вопросам местного значения.
    Многие органы местного самоуправления к созданию и развитию территориального общественного самоуправления подошли формально, порой с явным нежеланием учитывать интересы граждан и критику в свой адрес со стороны общественности. К сожалению, они оказались не готовы организовать свою работу так, чтобы само население микрорайона, поселка с помощью эффективно работающих органов территориального общественного самоуправления могло решать вопросы, связанные с улучшением санитарного состояния придомовых территорий, развитием спорта и пропагандой здорового образа жизни, духовно-нравственным воспитанием, сбережением зеленых насаждений, сохранением жилого фонда, организацией досуга детей и подростков, проведением праздников, с охраной общественного порядка.
    Ситуация осложняется еще и тем, что не везде еще созданы ассоциации территориального общественного самоуправления. Именно эти структуры должны представлять интересы органов территориального общественного самоуправления в органах местного самоуправления, аккумулировать и обрабатывать информацию, формировать обратную связь, распространять эффективный опыт и координировать их деятельность.
     Участники парламентских слушаний считают необходимым отметить, что Федеральным законом от 06 октября 2003 года 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон) круг полномочий органов территориального общественного самоуправления определен достаточно широко, и это правильно, т.к. сфера их пересечений очень широка, и сужать ее не следует. Однако в ряде муниципальных образований Федеральный закон читается буквально: во-первых, органам территориального общественного самоуправления разрешается делать только то, что указано в законе и ничего более; во-вторых, органы местного самоуправления начинают определять  сферу совместной компетенции. Но никакой совместной компетенции у этих органов быть не может в силу их различного характера.
     Кроме этого не определены формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень таких возможных форм взаимодействия шире.
     Статья 27 указанного Федерального закона предусматривает полномочия территориального общественного самоуправления, осуществляемые непосредственно населением или посредством созданных органов территориального общественного самоуправления. Однако нет ясности в том, каким образом должны соотноситься инициативы населения с планами и программами социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований. Кроме этого нормы представительства для проведения собраний и конференций по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления (участие не менее половины жителей) создает очевидные трудности в их создании.
     Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев представленные материалы, участники парламентских слушаний рекомендуют:
    Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

    1. Рассмотреть возможность внесения в Федеральный закон от 06 октября 2003 года 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации поправки, направленные на:
    - изменение в сторону уменьшения в необходимых и достаточных пределах существующей нормы представительства для проведения собраний и конференций по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления;
    - возможность проведения собрания граждан о выборе делегатов на конференцию по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления путем заочного голосования.
    2. Рассмотреть возможность создания информационного канала в Парламентском часе по актуальным вопросам и лучшим практикам деятельности территориального общественного самоуправления.
    Правительству Российской Федерации:
    1. Рассмотреть возможность включить в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наличие организаций территориального общественного самоуправления и показатели эффективности их деятельности.
    2. Организовать системное и массовое обучение должностных лиц местного самоуправления, направленное на освоение форм и методов взаимодействия с муниципальной общественностью; обучение активистов территориального общественного самоуправления.
    3. Рассмотреть возможность государственной поддержки программы развития гражданских институтов местного самоуправления (ТОСов и других юридически институциализированных форм территориальных сообществ - ТСЖ, ассоциаций ТОСов, ассоциаций ТСЖ и др.) на местном уровне.
    4. Рассмотреть возможность государственной поддержки программы развития садоводческого движения в России как одной из форм деятельности территориального сообщества.
    5. Создать сеть современных интерактивных Интернет-порталов, аккумулирующих эффективный опыт и экспертное знание развития форм территориального общественного самоуправления, формирующих обратную связь, создающих условия диктантного обучения.
    6. Рассмотреть возможность создания Российского центра изучения и поддержки территориального общественного самоуправления.
    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
    - разработать и утвердить целевые программы по развитию институтов участия населения в местном самоуправлении, и прежде всего по развитию территориального общественного самоуправления;
    - организовать информационную, методическую и методологическую поддержку органам местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения;
    - способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения, через создание региональных тематических интерактивных Интернет-порталов и через средства массовой информации;
    - вовлекать в работу по формированию положительной обратной связи с населением региональные сети массовых коммуникаций - мобильные телесистемы, Интернет-провайдеров, кабельные сети телекоммуникаций.
    Органам местного самоуправления:
    - оказывать всестороннее содействие организации территориального общественного самоуправления и ассоциаций территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
    - разработать планы работ по организации и становлению территориального общественного самоуправления, укреплению их материально-технической базы, а также по созданию необходимых условий для взаимодействия актива населения, актива территории с органами местного самоуправления и бизнес-структурами, как основы развития гражданских инициатив по вопросам местного значения;
    - разработать нормативно-правовые акты и соответствующую документацию для заключения договоров между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления при выполнении работ по социально-значимым проблемам с выделением необходимых средств для этих целей, а также предоставлению органам территориального общественного самоуправления помещений для их работы;
    - проанализировать принятые нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность территориального общественного самоуправления, на их соответствие федеральному и региональному законодательству;
    - проводить постоянную работу, направленную на повышение интереса населения к жизнедеятельности территории, включения его в процессы развития муниципального образования;
    - проводить регулярный мониторинг развития гражданского общества в муниципальном образовании через формирование современных тематических информационных ресурсов;
    - вовлекать в информационную работу с жильцами кабельные Интернет- сети домов и муниципальные информационные сети в целом.
    - организовывать в муниципальных образованиях специальные семинары и тренинги, стимулирующие появление групп муниципальных активистов;
     - организовывать и проводить работу по правовому просвещению населения (разъяснение положений о возможных формах гражданского участия в местном самоуправлении, предусмотренных Федеральным законом от 06 октября 2003 года 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации );
    - через средства массовой информации информировать население муниципального образования о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
    - организовать на территории муниципального образования обучение активистов органов территориального общественного самоуправления;
    - создавать муниципальные центры поддержки гражданских инициатив; шире привлекать органы территориального общественного самоуправления к разработке и осуществлению комплексных планов социально-экономического развития и реализации инвестиционных проектов в муниципальных образованиях.
    Объединениям муниципальных образований, общественным организациям, работающим в сфере местного самоуправления:
    - способствовать распространению положительного опыта работы органов местного самоуправления по вовлечению населения в решение вопросов местного значения, по созданию и деятельности ТОС;
     - осуществлять образовательную деятельность (подготовку методической литературы, проведение семинаров, круглых столов, совещаний) для распространения знаний о формах и методах участия населения в решении вопросов местного значения, деятельности ТОС среди должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальной общественности;
     - разрабатывать и реализовывать, в том числе через СМИ, акции, направленные на повышение доверия населения к местному самоуправлению как публично-властной и общественной форме участия населения в устройстве пространственной среды своего обитания.
    Направить настоящие рекомендации Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Общероссийский Конгресс муниципальных образований, Всероссийский совет местного самоуправления, а также в Российскую газету , Парламентскую газету для опубликования.