АВ 2009г. Выпуск 18 Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления (по материалам Парламентских слушаний, состоявшихся в ГД ФС РФ 2 июня 2009 года)
1. Информация об организации территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Российской Федерации (материал Минрегионразвития)
По данным субъектов Российской Федерации, территориальное общественное самоуправление в той или иной степени осуществляется в 64 субъектах Российской Федерации (зарегистрирован устав как минимум 1 территориального общественного самоуправления). При этом по данным органов исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации как Курская область, Московская область, Республики Коми, Калмыкия, Дагестан, Башкортостан, Мордовия, Тыва, Саха (Якутия), Пензенская область, Магаданская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ ТОС не развивается - не зарегистрировано ни одного устава.
Всего на территории Российской Федерации по данным на 1 марта 2009 года зарегистрировано 15888 уставов ТОС, при этом наибольшее их количество в абсолютном выражении зарегистрировано в Краснодарском крае (4219 или 26.5% от всех ТОСов), Волгоградской области (1901), Тверской области (1812), Республике Марий Эл (1557), Костромской области (1009).
Вместе с тем ТОСы редко регистрируются в качестве юридического лица. В среднем по Российской Федерации в качестве юридических лиц зарегистрировано 1916 ТОСов (12% от их общего количества). По данному показателю максимальное значение относится к регионам Сибирского федерального округа (65.3% или 672 из 1029 ТОСов), а минимальное -к регионам Центрального федерального округа - 4% или 178 из 4458 ТОСов.
ТОСы вправе вносить проекты муниципальных правовых актов. По данным субъектов Российской Федерации, в 2006 году ТОСами было внесено 95 проектов муниципальных правовых актов, в 2007 году - 133 проекта, в 2008 году - 169 проектов муниципальных правовых актов, что говорит об усилении роли ТОС в организации местного самоуправления и их активизации.
Стоит отметить, что, как правило, проекты муниципальных правовых актов, внесенные ТОСами, принимаются органами местного самоуправления. С 2006 по 2008 годы всего было отклонено 29 из 397 проектов или 7%, что показывает достаточно хороший уровень правовой подготовки граждан, участвующих в ТОС.
Вместе с тем только в 19 субъектах Российской Федерации из 64, в которых зарегистрированы уставы ТОС, реализуется право на внесение проектов муниципальных правовых актов. По данному показателю можно выделить организацию деятельности ТОС в Костромской и Волгоградской областях - ежегодно вносится порядка 30 проектов муниципальных правовых актов (максимальные показатели по Российской Федерации).
субъектах Российской Федерации
Костромская область: на территории муниципальных образований Костромской области проводится большая работа по развитию территориального общественного самоуправления. 12 февраля 2008 года состоялась I конференция органов ТОС Костромской области. На конференции были подведены итоги работы муниципальных образований, органов ТОС за 2007 год, приняты Резолюция конференции, Обращение участников конференции к жителям области. Были подведены итоги областного конкурса. Победители - лучшие муниципальные образования и органы ТОС получили премии, дипломы, ценные подарки. Участвовало 585 человек. Подготовлен и выпущен информационный бюллетень по материалам конференции и выступлениям ее участников. В апреле 2009 года планируется провести II конференцию органов ТОС.
В целом за 2008 год количество органов ТОС увеличилось с 849 до 1009. Силами ТОСов благоустраиваются дворы, детские и спортивные площадки, проводятся праздничные мероприятия, организуются рейды по пресечению правонарушений и т.д. Большую роль органы ТОС оказывают при реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года 185-ФЗ О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства . Население контролирует работу подрядных организаций и управляющих компаний.
Алтайский край: в большинстве муниципальных образований Алтайского края приняты Положения о территориальном общественном самоуправлении в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 6 октября 2003 года 131-ФЗ. На 1 ноября 2008 года зарегистрировано 194 устава ТОС, из них 37 ТОСов, являются юридическими лицами.
Однако на практике указанная статья закона реализуется недостаточно. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в основном в городах - Барнауле, Рубцовске, Камень-на-Оби, Славгороде и некоторых районах - Бурлинском, Кытмановском, Смоленском, Усть-Пристанском. Основной причиной такого положения является пассивность основной части населения.
Новгородская область: в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ комитетом государственной гражданской службы Новгородской области совместно с исполнительным аппаратом Ассоциации Совет муниципальных образований Новгородской области осуществляется работа по оказанию методической и организационной помощи органам местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, в том числе по организации деятельности ТОСов.
Чувашская Республика: в Чувашской Республике ежегодно проводится конкурс - Лучший организатор ТОС .
Тюменская область: в Тюменской области разработан модельный муниципальный правовой акт - Положение о порядке внесения органами ТОС предложений в органы местного самоуправления муниципального образования по вопросам участия населения в территориальном общественном самоуправлении.
Вологодская область: в Вологодской области наблюдается низкая активность населения и органов местного самоуправления по вопросу участия в территориальном общественном самоуправлении. Для решения данных проблем необходимо создавать условия для участия общественности в принятии и реализации решений органов местного самоуправления, создавать общественные советы, оказывать содействие и разрабатывать программы, направленные на поддержку и развитие ТОС.
Новосибирская область: в Новосибирской области в отношении организации территориального общественного самоуправления постоянно оказывается методическая помощь органам местного самоуправления в части формирования территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Новосибирской области. Были разработаны и направлены главам муниципальных образований учебно-методические пособия по организации территориального общественного самоуправления. Положения о территориальном общественно самоуправлении приняты во всех муниципальных образованиях 2 муниципальных районов области, в остальных идет активное формирование нормативной базы в этой сфере. Органы территориального общественного самоуправления начинают действовать активно не только в г. Новосибирске, где внедрена система муниципальных грантов на благоустройство городской территории, но и в других городских округах и городских поселениях. В сельской местности инициативы создания территориального общественного самоуправления проявляются лишь в отдельных поселениях. В основном данный факт объясняется наличием иных успешно действующих общественных формирований (женсоветы, советы старейшин, уличные комитеты) на территории поселений.
Волгоградская область: на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 02 августа 2007 г. в Волгоградской области ежегодно проводится областной конкурс Лучшее территориальное общественное самоуправление года , а также областной смотр-конкурс за право носить почетные звания Волгоградской области Образцовое территориальное общественное самоуправление , Лидер территориального общественного самоуправления .
Конкурс проводится в целях повышения эффективности работы территориального общественного самоуправления в поселениях. К числу его основных задач организаторы относят повышение активности и профессионального уровня органов ТОС; привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления к их проблемам; распространение передового опыта работы территорий, добившихся наилучших результатов в самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения. Конкурс проходит по девяти номинациям: социальное партнёрство; программно-целевая деятельность; патриотическое воспитание и работа с молодёжью; санитарное состояние, благоустройство территории, сфера жилищно-коммунального хозяйства и строительства; сфера торговли, потребительской кооперации, бытового обслуживания населения; сфера здравоохранения, социального обеспечения и социальной защиты населения; сфера образования и физкультурно-оздоровительной работы; сфера культуры; состояние охраны общественного порядка. Участники разделены на три группы: сельские поселения, городские поселения в составе муниципальных районов, городские округа.