Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 18 Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления (по материалам Парламентских слушаний, состоявшихся в ГД ФС РФ 2 июня 2009 года)


2. О территориальном общественном самоуправлении (ТОС) как ресурсе местного развития на селе (информационный материал Института экономики переходного периода)
_________________________
Данная работа представляет собой часть научного отчета автора по теме Пинежский муниципальный район на фоне муниципальной реформы: социокультурное пространство , выполненный в 2008 году при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта Исследование социокультурных ресурсов территории в рамках муниципальной реформы: институциональный подход , 07-03-00393а.
     За время архангельской экспедиции в 2008 году по проекту РГНФ удалось побывать в ряде сельских поселений, где созданы и работают органы ТОС. Далее приводится обзор полученной информации. Целью обзора является анализ динамики становления института ТОС  как социокультурного ресурса местного развития.
         Сурское сельское поселение включает 16 населенных пунктов, в двух из которых действуют органы ТОС - в поселке Шуйга и в деревне Засурье. Обе структуры созданы и работают на разных принципах. Эта разница связана с особенностями самих поселений, в частности, с разной историей появления и развития населенного места и, конечно, с разным менталитетом живущих там людей.
         Деревня Засурье - исторически сложившее очень красивое место прямо на берегу реки, где в настоящее время компактно живет всего 56 человек, среди которых 19 детей, т.е. в основном там живут молодые люди. Именно они решили объединиться, чтобы самим заняться дорогами и благоустройством деревни. Раньше на решение этих вопросов они просто скидывались деньгами и своим трудовым вкладом (без формирования структуры ТОС). После того, как начали проводиться областные конкурсы Сельская инициатива , жители Засурья создали орган ТОС и начали писать заявки на участие в проектах. В рамках первого выигранного проекта была построена детская площадка. Кроме денег, полученных для этих целей с областного уровня, из районного бюджета в качестве софинансирования было выделено 9000 руб.  Второй выигранный проект называется Семья в истории деревни . По этому проекту предполагается создать в Засурье краеведческий музей. В качестве здания музея уже обустроен дом (принадлежит школьнику, живущему в Суре). Представляется, что в данном случае можно говорить об использовании системы ТОС в качестве ресурса местного развития деревни Засурье.
          Поселок Шуйга в Сурском сельском поселении выглядит не слишком привлекательно, поскольку состоит в основном из однотипных домов на две семьи, хотя эти дома  достаточно удобные для сельской местности. В поселке 760 жителей, занимающихся в основном личными подсобными хозяйствами. Вокруг, как и везде на Пинежье, богатые дарами леса, реки и озера. Возник рабочий поселок, в отличие от деревни Засурье, искусственно - как место проживания работников созданного в советское время Леспромхоза. В настоящее время на базе Леспромхоза создано ООО, которое не использует труд местных жителей. Поэтому какая-либо производственная инфраструктура (впрочем как и в Засурье) отсутствует. Коммунальная система поселка также пришла в упадок: вышли из строя котельная, водонапорная башня.
_________________________
Причины такой ситуации оказалось две. Во-первых, в силу того, что квалифицированных кадров в поселке почти не осталось, во-вторых, частной структуре экономически выгоднее организовать вахтенный метод и возить рабочих из других сел часто без оформления трудовых договоров. Тем самым, легче уйти от налогов или просто не доплачивать временным рабочим.  
          Средний возраст остающихся в поселке жителей быстро повышается, население стареет. К тому же, в отличие от жителей Засурья, здесь еще сохраняется менталитет людей, постоянно надеющихся на государство. Глава Сурского поселения долго уговаривала их создать в поселке ТОС, чтобы получить дополнительные деньги из областного бюджета по конкурсу Сельская инициатива и заняться восстановлением коммунальной системы. Сейчас в поселке есть ТОС, силами которого совместно с поселенческой властью построена водонапорная колонка (из районного бюджета в рамках софинансирования выделено 75000 руб.), началось восстановление котельной и планируется строительство спортивной площадки. Но говорить в этом случае о работе ТОС как инструмента развития поселка вряд ли возможно. Пока речь идет об использовании средств регионального и районного бюджетов на дополнительное дотирование местного бюджета поселения с целью восстановления разрушенной коммунальной инфраструктуры. ТОС в данном случае занимается решением вопросов местного значения, привлекая для этого также трудовой вклад жителей.
          Веркольское сельское поселение включает 5 населенных пунктов, в которых проживает в сумме 460 жителей. В одном из них - деревне Верколе в 2007 году был создан Комитет ТОС. Идея создания ТОСа и его первого проекта принадлежит заведующей сельской библиотеки, которая захотела создать в рамках областного проекта Сельская инициатива своеобразную лавку ремесел, через которую местные жители смогли бы реализовывать продукцию народных промыслов туристам.
          Сама идея наладить сбыт сувенирной продукции и, тем самым, поддержать местных жителей в деревне Верколе, где жил писатель Федор Абрамов и создан его музей, очевидно не плоха, поскольку через эту деревню и музей проходит примерно 2000 туристов в год (в основном это школьники в весенние и летние каникулы). Кроме того, в деревне есть гостевой дом предпринимателя Т.Седуновой, где часто останавливаются туристы. Но после того, как проект был поддержан на конкурсе, на него выделены деньги из областного и районного бюджетов, отремонтирован так называемый дом ремесел и некоторые жители стали приносить туда свои поделки, деятельность Комитета ТОС зашла в тупик.
          Очевидно ни сами инициаторы ТОС, ни те, кто поддержал предложенную инициативу, не продумали до конца механизм реализации подобного проекта. Возникшее противоречие состояло в том, любая структура ТОС имеет общественную, т.е. некоммерческую природу. Иметь на счету финансовые средства (заработанные, спонсорские и т.п.) можно только в случае приобретения статуса юридического лица. Тратить же эти средства можно только на цели, зафиксированные в уставе ТОС. В данном случае у Комитета ТОС даже не было статуса юридического лица. В то же время организация продажи туристам сувениров, сделанных руками жителей, имеет другую природу - коммерческую. Тем более, что естественным является оставлять некоторый процент от продаж на развитие ТОС, в частности, на отопление дома ремёсел , на его ремонт и пр. В основе слабости веркольского ТОСа, по нашему мнению, лежит две причины. Первая связана с непродуманностью проекта в целом. Это вызвано, очевидно, элементарным отсутствием знаний и опыта у тосовцев, которые фактически оказались без конкретной поддержки районной или областной власти, работа которой ограничилась выделением финансовых средств по конкурсу. Никто не подсказал и не предостерег от потенциальной проблеме на этапе разработки такого проекта.        
_________________________
Заметим при этом, что с принятием в 2003 г. Федерального закона 131-ФЗ необходимость проходить этап государственной регистрации для получения органом ТОС статуса юридического лица потеряла свою значимость. В настоящее время органы ТОС считают достаточным зарегистрировать устав ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Это так называемая муниципальная регистрация (ст. 27 упомянутого закона).  С аналогичной проблемой мы столкнулись в Каргопольском муниципальном районе. В деревне Лядины участниками ТОС стали люди, которые раньше этим не занимались. Они написали и выиграли (?) проект Постоялый двор - Лядинская трапеза . Идея проекта возможно и хороша - построить рядом с храмом своего рода гостиницу - постоялый двор. Но ведь после того, как будут истрачены областные (100000 руб.) и районные (51850 руб.) деньги на само строительство, участникам ТОС оказывается неясно, как будет функционировать эта гостиница. Как она будет отапливаться? Кто и за счет каких средств будет оплачивать за электричество, уборку? Если сами постояльцы, то куда они будут печислять эти деньги, если ТОС не прошел стадию государственной регистрации юридического лица? обучением тосовцев, а тем более не ведут серьезный мониторинг организованного ими процесса поддержки ТОС.
         Вторая причина состоит в отсутствии налаженного социального партнерства органов местного самоуправления Веркольского сельского поселения, активистов ТОС, сотрудников музея и предпринимателя Т.Седуновой. Всё это свидетельствует об отсутствии в Верколе местного сообщества, создание  которого есть одно из основных задач выборной муниципальной власти. Если все участники, озабоченные развитием этой территории, не объединятся и не найдут конструктивных механизмов взаимодействия и равноправного сотрудничества, судьба ТОС в деревне Верколе, равно как и перспективы развития, даже при наличии имеющегося там потенциала,  не внушает оптимизма.
         Карпогорское сельское поселение включает 7 населенных пунктов. Структуры ТОС созданы в двух деревнях Шотова и Ваймуша с 2002 года. Это означает, что в отличие от описанных выше ТОСов, эти структуры создавались, получая организационную поддержку ИОГИ. Как сами деревни, так и функционирование в них ТОС сильно отличаются.
         В деревне Шотова живет 450 человек. Расположена она на высоком красивом берегу Пинеги. Раньше эта деревня была усадьбой совхоза, в ней имелась вся необходимая для жизни и работы инфраструктура. Люди не привыкли заниматься обустройством своей территории сами, поэтому, когда совхоза не стало, всё пришло в упадок.
         Недалеко от деревни - небольшое кладбище и здание каменного храма Пресвятой Богородицы, построенного в 1909 году купцом Северьяном Кыргаловым. Храм был освящен, но после революции стал недействующим, разрушающимся. В годы войны в нем хранили зерно, а потом не стало даже крыши. Здание в данный момент бесхозяйное, что требует от органов местного самоуправления поселения по действующему Гражданскому кодексу РФ ставить его на учет как объект недвижимости. В чьей собственности окажется храм, пока неизвестно.
         Тем не менее, у некоторых жителей деревни Шотова возникла идея если не восстановить, то хотя бы законсервировать храм, построив крышу, заделав оконные рамы, починив стены. С 2003 года возник ТОС-проект   Дорога к храму , на который из областного бюджета было получено 29000 руб., примерно столько же было собрано в виде пожертвований. На эти деньги были закуплены только материалы, люди трудились бесплатно, оборудуя ограду кладбища и пожарный водоем. С 2004 года начались работы по консервации храма. В 2008 году предполагается завершающий этап, на который  выделено из бюджетов области - 100000 руб., района - 35000 руб., сельского поселения - 15000 руб. Проблем у руководителя ТОС и основного идеолога и реализатора этой работы немало, и, по его мнению, работа ТОС идет к развалу.
         Во-первых, бюджетные деньги приходят осенью, а работы можно делать только летом, когда позволяет погода. Кстати подобного рода проблемы испытывают многие участники ТОС-движения во всей Архангельской области, что требует особого рассмотрения этого вопроса на областном уровне.
          Во-вторых, по его мнению, основная часть жителей деревни охладела к начатой работе. На субботники приходят не более 10-ти самых активных, а через службу занятости на эти виды опасных работ брать нельзя.
          Сам руководитель - человек очень активный и преданный начатому делу, но в деревне уже возникают конфликтные отношения, поскольку данный проект продолжает осуществляться против желания большинства деревенских жителей. Они спрашивают у руководителя ТОС, почему деньги тратятся на храм, а в деревне нет спортплощадки. Представляется, что подобные работы по восстановлению или консервации храмов целесообразнее осуществлять созданной церковной общиной, а не территориальным общественным самоуправлением.
          Деревня Ваймуша оставила очень светлое впечатление не столько самим местом (Ваймуша означает луг заливной и считается центром одного из двух магнитных полей земли), сколько людьми, живущими там (около 800 человек). Перед входом в  общественный музей нас встретили пинежскими песнями, шанежками и очень вкусным квасом местного производства. Собранной экспозиции музея становится тесно в деревенском доме, создатель музея заворожила рассказами о живших здесь людях и социальном устройстве деревни Ваймуши в прошлом.
         Деятельность здешнего ТОС в отличие от ТОСа в деревне Шотова строится на программе малых дел и помощи органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения на территории своей деревни - заняться уличным освещением, починить тротуар и спуск к реке, привести в порядок кладбище и стадион, построить детскую площадку. Организуют эту работу комитет ТОС из 9 человек - 4 мужчины и 5 женщин, причем только одна из пенсии, остальные работают. В деревне распространена система самообложения. Например, на сельском сходе было принято решение собрать по 100 руб. со двора  и построить пожарный водоем. Техника для строительства предоставлялась органами сельского поселения. Таким же способом было построено место для полоскания белья на реке. Выпускается стенгазета Деревенька . Каждую весну проходят субботники по благоустройству. Можно сделать вывод, что в Ваймуше сформировано местное сообщество, а его сердцем и душой является Комитет ТОС.
         Жители Ваймуши настроены оптимистично в отношении будущего своей деревни. При этом, конечно, сказывается близость районного центра. Но немалое значение имеет и их менталитет. Так, они считают, что больше всего местному развитию мешает сознание людей, но оно, к сожалению, формируется с телевизионных экранов, откуда рождается мода на городские стереотипы жизни, не соответствующие сельской культуре. Если же больше уделять внимание своеобразию и прелести поморской культуры, формировать новую систему ценностей в изменившихся условиях российского социума, то можно найти и точки роста во многих архангельских деревнях.   
          Кушкопальское сельское поселение включает деревню Кушкопала (административный центр селького поселения), поселок Пачиха  и деревню Ёркино (население сейчас около 300 чел.) ТОС создано в одной из них - в деревне Ёркино. Проследить динамику становления ТОС было особенно интересно именно здесь, т.к. на примере Ёркино Глеб Тюрин показал в своей книге Опыт позитивного отношения у жизни. Взгляд из Нью-Ёркино , написанной в 2003 году, пример развития сельской инициативы. Предисловие книги содержит её цель - показать как деревня стала понемногу отвечать за себя, как постепенно люди учились управлять своей судьбой и судьбой своей деревни . Забегая вперед, можно сразу сказать: Пока не научилась ... . Но почему?
          За ответом на этот вопрос мы и приехали в Ёркино. А приехав, ... влюбились. Да и как остаться равнодушными к этим местам: высокий красного цвета (особые мергелевые породы) берег Пинеги, огромные сосны, а на противоположном берегу - уютная северная деревушка. Чтобы в неё попасть, нужно сначала докричаться (мобильная связь там отсутствует), причем очень громко, т.к. река достаточно широкая - За реку-у-у!!! . А потом дождаться лодки. Долбленка с шестом выглядит очень экзотично. Путь в Еркино оказался незабываемым. Сама деревня тоже покорила какой-то особой планировкой и энергетикой места.
          В Ёркино мы расположились в знаменитом Марфином доме и стали беседовать с теми, кто начинал здесь развивать ТОС под патронажем ИОГИ и продолжает что-то делать сейчас. Пришли - Марина Кликунова, бывшая руководителем ТОС в 2002 году, а сейчас сотрудник администрации в Пинежском районе, и еще две женщины. Полученная от них информация - это взгляд изнутри на произошедшие и происходящие сейчас перемены.
     Разговоры о ТОС начались в деревне с 1999 года, когда туда приехал Г. Тюрин и начал проводить деловые игры. Люди поначалу не понимали, о чем идет речь, смеялись, не воспринимали звучавшие идеи, крутили у виска пальцами . Были и такие, которые подозревали девчонок в обогащении . На пути становления непривычного дела случались взлеты и падения .
          Первый проект Летний лагерь (он же Пленэр в Ёркино ) в 2001 году был очень успешным. Бюджетное финансирование было минимальным, а трудовой вклад жителей - значителен. В проект были вовлечены взрослые и дети. Две недели городские и сельские (ёркинские) ребята обучались не только по программе серьезной художественной школы, но и традиционным ремеслам - ткать на станке, валять валенки, плести из бересты, вязать варежки с северными узорами. Мастер-классы квалифицированно вели местные жители. Тосовцы организовывали для детей интересные походы, поездки и экскурсии. Подготовка к лагерю потребовала косметического ремонта дома бабушки Марфы и другой работы по приему городских детей, в которой участвовали многие жители села, и это, пожалуй, было самое важное для становления ТОС. В него начали  верить. В этот же год посадили и убрали картошку, выручив какие-то, пусть небольшие, деньги.
         Второй проект частично финансировался областной властью и был реализован совместно с проектом ИОГИ Берегиня при поддержке  Европейского сообщества. Его результатом был капитально отремонтированный Дом ремёсел - Марфин дом, который стал основным центром и визитной карточкой Ёркинского ТОСа. Успешным делом была также работа по ремонту моста, в которую тосовцы вовлекли деревенских мужиков, что было непросто. Но осень 2002 года оказалась неудачной, т.к. посадили, но не успели до морозов и снега убрать картошку. К тому же внутренние конфликты обострились настолько, что решили распуститься . Пришедшие на собрание жители деревни, а их оказалось немало, не позволили это сделать. Люди увидели реальную пользу от ТОС. После собрания его состав изменился и увеличился: было 7 человек, стало 13. Кроме молодых появились и пожилые люди, которые и сейчас составляют основной костяк. Корпоративную поддержку своей коллеге (М. Кликунова была учителем в школе) оказали школьные учителя, став членами ТОС.
         Оглядываясь назад, участницы ТОС отмечали свои ошибки, которые они  исправляли.  Например, на каком-то этапе их деятельность стала закрытой для селян, т.к. им было хорошо и комфортно просто собраться вместе, чтобы поговорить по душам, попеть, занимаясь рукоделием. А когда заметили, что люди стали завидовать ( там поют и пляшут, значит их деньгами завалили ), в Марфином доме начали устраиваться дни открытых дверей.
          В первые времена работы в новом составе тосовцы собирались каждый день. Кроме того, что сажали картошку - для экономики и занимались ткачеством  - для души , они построили овощехранилище для школы, сделали пожарный водоем, уличное освещение, каждый год помогали старикам с заготовкой дров и проч. Стоит при этом отметить, что в тот момент (и до 2003 г.) нынешняя муниципальная реформа не началась и в Пинежском районе существовало одноуровневое местное самоуправление: статус муниципального образования имел только район. В сельсоветах действовали местные администрации, а в деревне Ёркино работал староста. Выполняемая ёркинским ТОСом работа фактически относится к решению вопросом местного значения, поэтому получается, что ТОС фактически брал на себя, причем достаточно эффективно,  часть полномочий муниципальной власти.
    Почему же деревня не стала отвечать за себя, а люди так и не научились управлять своей судьбой? Ответом на этот вопрос является целый комплекс связанных друг с другом причин. Они были сформулированы совместно участниками разговорами в Марфином доме .
         Самая главная из причин - продолжающийся общий упадок российской деревни, в результате которого в деревне стало меньше социального ресурса : многие молодые и активные уехали за это время.
         Вторая не менее важная причина - отсутствие лидера. Прежний лидер ТОС - Марина Кликунова уехала в районный центр, а нового не появилось. При этом Марина призналась, что видит, насколько она нужна здесь людям, но веские объективные обстоятельства не позволяют вернуться в деревню насовсем. Заметим, что в настоящее время позитивные практики организации жизнеустройства на местном уровне (муниципальное управление или общественное территориальное самоуправление) встречаются весьма редко. Но если они возникают, то держатся исключительно на лидере, который работает грамотно, творчески и самоотверженно в системе местного самоуправления - главой района или поселения, депутатом или председателем представительного органа, старостой в деревне,  руководителем органа ТОС, иногда руководителем общественного объединения.  
_________________________
Вот пример работы старосты А.Александрова в подмосковной деревне Борисовка. За 5 лет его работы все деревенские дома свежеокрашены. Приветливо выглядывает футбольное поле. Новый супермаркет дороговат, но изобилен. Никаких свалок на территории поселения и в помине нет. И вся эта благодать устроена старостой на бедные деньги. Все дружбой, связями, на идеологических технологиях. Борисовка объявлена территорией добра! Андрей Андреевич уверен, что низовое самоуправление будет быстрее развиваться, если постоянно привлекать к деревне доброжелательное внимание. Он приглашает в деревню гостей! У него есть баня и биллиардная комната. В гостях у Александрова побывали: районные мусорщики (в качестве ответной услуги налажен регулярный вывоз мусора); офицеры из соседнего летного гарнизона (пожертвованы аэродромные плиты для фундамента строящейся церквушки); сотрудники ближайшей ГРЭС (деревне пожалованы футбольные ворота), сотрудники же местного  ДРСУ (мусорные контейнеры). И каждому гостю мудрый хозяин говорит: Помочь маленькой русской деревне - святое дело. Согласен? Что на это может ответить пьяный русский офицер? Согласен, конечно.
Жителям Борисовки, безусловно, повезло. Все востребованы в деревне - никто не заброшен. Ровно в семь часов вечера проводится ежедневная планерка, обязательная для всех обитателей Борисовки. Жители - все 18 человек - собираются на берегу Оки и рассказывают, как провели день. Иногда староста зажигает костер, и тепло дружественности тогда осеняет докладчиков. Бездельников староста Андрей Александров не любит - пожилые селяне вяжут веники на продажу и для представительских нужд (все в общую копилку!), остальные патрулируют кладбище . Цит. по Е.Пищикова. Сельский мир. Деревенское самоуправление: искусственное и естественное. http://www.rulife.ru/index.php?mode=article&artID=670

         Вывод, сделанный в Ёркино - нужны заводилы, инвесторы с материальными и социальными инвестициями, т.е. с идеями . При этом было отмечено, что ёркинцы сейчас не стали бы отторгать чужого, как раньше.
         Среди причин, негативно влияющие на общественные настроения в Ёркино,  обсуждались также следующие:
         поменялась система власти, в которой ТОС не очень понимает свое место ( с Федеральным законом 131-ФЗ стало хуже, органы местного самоуправления поселений бесправны, у них нет ни техники, ни денег, депутатам работать тяжело, они стали снимать с себя полномочия );   
          поменялась сама власть ( главой Кушкопальского поселения выбрали не того );
         очень трудно стало оплачивать свет и отопление ( если раньше денег от проданной картошки хватало заплатить истопнику, то теперь с новыми тарифами - не хватает );
         раньше делянку для заготовки дров можно было купить по льготной цене, а теперь из-за нового законодательства будут проблемы, а у частника машина дров строит 3000 руб., что ТОСу не по карману ,  поэтому когда кончатся заготовленные впрок дрова отапливать Марфин дом станет просто нечем.
         Если же от конкретного ёркинского ТОС вернуться к развитию территориального общественного самоуправления во всем Пинежском районе, то мы увидим увеличение как количества органов ТОС, так и их финансирования:

Объем финансирования деятельности органов ТОС Пинежского района
Год
Областной конкурс
Сельская инициатива
Районный конкурс Сельское развитие Пинежского района
Мероприятия по развитию ТОС (конференции, семинары и пр.)
2003

20 000 руб.

                  -

       -

2004

20 000 руб.

  10 000 руб.

2000

2005
  

  34 000 руб.

     -

2006

50 000 руб.

  20 000 руб.

     -

2007

60 000 руб.

   20 000 руб.

     30 000 руб.

2008

100 000 руб.

 70 000 руб.

134 000 руб.


Данные представлены администрацией Пинежского района

          При этом никем не подвергается сомнению сама идея и дальше развивать этот вид общественной активности, который безусловно является одним из важнейших механизмов формирования местных сообществ и, как следствие, всей системы местного самоуправления. Но чтобы подобное развитие ТОС происходило, важным представляется организация, очевидно, на областном уровне постоянно действующей системы консультаций, семинаров, площадок, где возможен обмен идеями и опытом. Необходимо вести мониторинг становления ТОС. Другими словами поддерживать систему ТОС не только финансово, но и организационно.
          В заключение обсуждения нынешнего состояния ТОС в Архангельской области и Пинежском районе в частности, можно привести мнение главы Карпогорского сельского поселения:
           Развитие территориального общественного самоуправления - это один из способов налаживания жизни в деревнях. Говорить об этом стали много, число ТОСов растет, да и деньги выделяются под это дело, но...  не покидает меня ощущение, что  вместо удочки опять дают рыбу и эта рыбка настолько мала, что ею никого не накормишь.
        Да, на сегодня областной конкурс Сельская инициатива превратился в дополнительный источник получения областных средств на благоустройство населенных пунктов, а ТОСы - просто выполняют функции ЖКХ. Понятно, денег в бюджетах поселений на все не хватает, и, может быть, реализация таких проектов - это единственный способ отремонтировать колодец, засыпать дорогу, сделать автобусную остановку, оборудовать музей, убрать свалку. Только это, все-таки, функции государственной и муниципальной власти.
     Может кому-то покажется, что я ругаю ТОСы, это не так. Могу с уверенностью сказать, что органы ТОС на сегодня - это та основа, опора в деревнях, которая задаёт тон жизни деревенского населения. Сделано и реализовано ими очень много. Хочу сказать им огромное спасибо за поддержку и понимание, за желание идти на контакт, за сотрудничество, за то, что берут на себя решение местных, деревенских проблем.
         Развитие поселения, района, региона надо начинать разрабатывать с деревни. Нужно, прежде всего, определить имеющийся в деревне потенциал, ее скрытые возможности, помочь определить перспективные направления так называемые точки роста , чтобы люди, проживающие на территории, по другому взглянули на свой дом, свою деревню, свой край. Чтобы люди научились не только работать, а, воспользовавшись окружающим его ресурсом, еще и зарабатывать, не выживать, а полноценно жить, растить своих детей и быть уверенными в их завтрашнем дне. Если в этом направлении развивать работу ТОСов, сельских, районных и областной властей, то полагаю, дефициты бюджетов начнут постепенно сокращаться, а уровень жизни расти. Нужна единая стратегия развития и не та, которая будет лежать мертвым грузом на полках в больших кабинетах, а та, которая будет работать, и начинаться она должна с ДЕРЕВНИ!
_________________________
Мансурова Т.А. Как сделать шаг вперед? ТОСы и проблемы развития сельских территорий. // Волна 22 января 2008 года 2(1115).

      Для справки:

     Архангельская область является, пожалуй, единственным субъектом РФ, где предусмотрена финансовая поддержка региональной властью ТОС в сельской местности в виде грантовых проектов. Эта поддержка активизировались с началом муниципальной реформы, что демонстрирует следующая таблица:


2006
2007
2008
2009
Субсидии областного бюджета на проекты ТОС в архангельских деревнях (тыс. руб.)
1800
3500
6000
6504

Н.Миронова