Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2009г. Выпуск 1 О практике применения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


Приветственное слово заместителя Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации В.А.Язева

     
     Уважаемые дамы и господа!
    Мы собрались сегодня для того, чтобы совместно обсудить актуальные проблемы и задачи, связанные с развитием системы местного самоуправления. Искренне рад нашей встрече именно в такой форме, в форме семинара-совещания, и в таком составе, представляющем все уровни власти, от местного до федерального. От нашей общей согласованной и конструктивной позиции, во-первых, зависит эффективное функционирование самого близкого к населению уровня власти - местного самоуправления, и его качественное взаимодействие с властью государственной. Важность местного самоуправления трудно переоценить. Прежде всего, от степени его развитости и качества работы во многом зависит управляемость всего государства.
    Во-вторых, как я уже сказал, местное самоуправление - самая близкая к людям власть, по которой они судят о власти в стране в целом.
    И, наконец, в-третьих, именно местное самоуправление может лучше других узнать и понять потребности и чаяния граждан, обеспечить обратную связь между обществом и властью.
    По мнению многих экспертов, процесс реформирования, связанный с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации", это самая глубокая, после земской реформы 1864 года, по своему преобразованию муниципальная реформа, затрагивающая все стороны местного самоуправления, начиная с территориальных основ и заканчивая вопросами финансово-экономического обеспечения его деятельности. И я тоже соглашусь с такой оценкой.
    Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131 вступает в силу с 1 января 2009 года практически на всей территории Российской Федерации, за исключением Ингушской и Чеченской республик. Можно сказать, что таким образом завершается этап, связанный с наведением порядка в системе власти посредством разграничения прав, обязанностей, ответственности и ресурсов. О его итогах подробнее будут говорить наши основные докладчики.
     Я же хочу отметить, что, пройдя через довольно сложное становление, местное самоуправление сумело заявить о себе, как о серьёзном ресурсе развития страны. И это подтверждает правильность выбранного курса на укрепление самостоятельности и повышения ответственности местной власти. Сейчас, опираясь на уже созданное, нам предстоит двигаться дальше. Решать задачи по дальнейшему укреплению правовых и экономических основ местного самоуправления. Усиливать его имущественные, финансовые и кадровые основы.
     Полагаю, все присутствующие хорошо знают основные проблемы, которые стоят перед местным самоуправлением. Региональная и федеральная власти в части муниципальной реформы. Обсуждение путей решения каждой из них и посвящено сегодняшнее мероприятия.
     Первый блок вопросов: территориальное планирование. Другая группа проблем, требующих решения, связана с формированием материальной базы муниципальных образований, адекватные закреплённые за ними полномочия. Здесь можно выделить три аспекта: вопрос бюджета, межбюджетные отношения и обеспечение определённых полномочий соответствующими деньгами. Укрепление налоговой базы местного самоуправления. Формирование имущественной базы муниципалитетов. Задача: в каждом муниципальном образовании определить необходимое соотношение между объёмом услуг, предоставляемых органами местного самоуправления населению, потребности в муниципальном имуществе и объёмом средств местных бюджетов.
     Ещё один вопрос кадровый, а именно более активное использование созданной Правительством Российской Федерации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов местного самоуправления. И, наконец, органам местной власти всех уровней нужно учиться конструктивней взаимодействовать между собой и с другими уровнями власти, с гражданами. Учиться правильно оценивать качество своей работы - то, что касается практических задач.
     Перед нами стоит также и серьёзная задача разработки концептуальной основы следующего этапа развития российской государственности, которая позволит муниципалитетам, субъектам Федерации и России в целом перейти на режим комплексного и устойчивого социально-экономического развития. Действующие документы, регулирующие процесс разработки реализации программ комплексного социально-экономического развития, таких как Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", принятый ещё в 1995 году, очевидно, не отвечает новым вызовам.
     В этом направлении уже сделаны определённые шаги.
     Завершается процесс разработки стратегии развития России до 2020 года. Соответствующими министерствами подготовлены проекты концепции долгосрочного социально-экономического развития и концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации. Идёт разработка стратегии социально-экономического развития и в ряде субъектов. Ключевой вопрос: как всё это будет сведено воедино, и насколько воедино будет воплощаться в жизнь?
     Вот примерный перечень проблем, который требует нашего обсуждения сегодня, и выработки согласованных подходов таких решений. Придя к единой позиции, мы должны дать соответствующие рекомендации в адрес Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, региональных и местных властей. Состав участников нашего семинара-совещания позволяет рассчитывать на плодотворную и интересную дискуссию. Вот это я хотел бы сказать в качестве вступления.