Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 8 Проблемы финансового обеспечения муниципальных образований и пути их решения на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления


Информация
о результатах мониторинга Министерством финансов Российской Федерации местных бюджетов Российской Федерации
по состоянию на 1 января и на 1 апреля 2008 года


     Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2005 года АЖ-П16-59пр,  а также во исполнение плана мероприятий по реализации концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. 467-р,  подготовило информацию по результатам мониторинга местных бюджетов за 12 месяцев 2007 года.     
     

Доходы местных бюджетов

     Согласно данным официальной отчетности по состоянию на 1 января 2008 года общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 1 948,8 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 28,1% или 427,1 млрд. рублей.
     Собственные доходы местных бюджетов, направляемые муниципальными образованиями на решение вопросов местного значения, увеличились в 2007 году по сравнению с предыдущим годом на 303,0 млрд. рублей или 27,9% и составили 1387,2 млрд. рублей. За два истекших года рост собственных доходов в относительном и абсолютном выражении составил 63,4% и 538,5 млрд. рублей соответственно.
     В местных бюджетах 55 субъектов Российской Федерации по 6 федеральным округам рост собственных доходов составил выше среднего уровня по Российской Федерации и достигает в Центральном федеральном округе - 41,1%, Южном федеральном округе - 40,5%, Сибирском федеральном округе - 31,3%, Приволжском федеральном округе - 31,1%, Северо-Западном федеральном округе - 30,6%, Дальневосточном федеральном округе - 28,3 %. Самый низкий уровень  указанного показателя отмечается в субъектах Российской Федерации Уральского федерального округа  - 5,3%.
    Самые высокие темпы роста собственных доходов отмечаются в местных бюджетах следующих субъектов Российской Федерации:

Таблица 1
(млн. руб.)

Наименование субъекта РФ

Исполнение

Темп роста
2007/2006

  
2006 год (факт)
2007 год
(факт)
  
Кабардино-Балкарская Республика
2036,8
3649,1
79,2%
Республика Калмыкия
1231,1
1987,9
61,5%
Ненецкий автономный округ
2587,3
4171,7
61,2%
Волгоградская область
14153,0
21892,6
54,7%
Курская область
4568,1
7022,8
53,7%
Ставропольский край
12778,8
19638,0
53,7%
Чувашская Республика
6548,9
9978,6
52,4%
Тульская область
8967,8
13510,3
50,7%

Распределение собственных доходов по типам муниципальных образований составило: бюджеты городских округов - 761,1 млрд. рублей (54,9%), бюджеты муниципальных районов - 513,6 млрд. рублей (37,0%), бюджеты поселений - 112,5 млрд. рублей (8,1%).
Рост доходов позволил перевыполнить первоначально запланированные показатели местных бюджетов 2007 года по собственным доходам на 20,9%.

     
     По субъектам Российской Федерации исполнение плана собственных доходов местных бюджетов сложилось следующим образом:     
     

     В общем объеме поступивших в 2007 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 59,1% (819,2 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций из фондов компенсаций) - 40,9 %  (568,0 млрд. рублей).
    При этом налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2007 году в сумме 579,5 млрд. рублей, то есть с перевыполнением первоначального плана поступлений на 24,2 % или 62,5 млрд. рублей. В структуре собственных доходов местных бюджетов налоговые доходы занимают 41,8% в среднем по Российской Федерации.
     Данное соотношение в разрезе федеральных округов представлено на следующей диаграмме:
    

     В 36 субъектах Российской Федерации удельный вес налоговых доходов в общем объеме собственных доходов превысил вышеуказанное среднее значение, в 48 субъектах Российской Федерации - ниже среднего уровня по Российской Федерации.

Таблица 2

Субъекты РФ с наибольшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах
%
Субъекты РФ с наименьшим удельным весом налоговых доходов в собственных доходах
%

Тюменская область

78,0%

Корякский автономный округ

12,6%

Республика Хакасия

56,9%

Агинский Бурятский автономный округ

14,4%

Калужская область

56,2%

Республика Тыва

24,1%

Приморский край

56,0%

Республика Дагестан

26,0%

Самарская область

54,4%

Сахалинская область

27,7%

Курская область

53,6%

Кабардино-Балкарская Республика

27,8%

Липецкая область

53,5%

Ивановская область

27,9%

Архангельская область

51,8%

Чукотский автономный округ

28,3%

Волгоградская область

51,2%

Ленинградская область

29,0%


          По сравнению с 2006 годом темп роста налоговых доходов, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, и переданные субъектами Российской Федерации дополнительно по единым и дифференцированным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в рамках формализованных методик распределения дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), составляет 24,2 процента.
     Перевыполнение годовых плановых показателей налоговых доходов местных бюджетов достигнуто по всем типам муниципальных образований.
    

Таблица 3
(млрд. руб.)

Виды доходов
Городские округа
Муниципальные районы
Поселения
Всего
  
План
Факт
% испол-нения

План

Факт
% испол-нения
План
Факт
% испол-нения
План
Факт
% испол-нения
Налоговые доходы, всего
338,0
373,4
110,5%
151,7
174,5
115,0%
27,3
31,6
115,4%
517,0
579,5
112,1%
из них:
НДФЛ  
219,5
243,3
110,8%
109,5
126,6
115,6%
15,9
18,8
117,6%
344,9
388,7
112,7%
Налог на имущество физических лиц
3,5
4,4
125,7%
0,7
0,8
114,3%
1,3
1,6
123,1%
5,5
6,8
123,6%
Земельный налог
41,1
45,0
109,5%
7,7
8,7
112,9%
9,4
10,2
108,5%
58,2
63,9
109,8%

     
     Следует отметить, что в связи со значительной дифференциацией социально-экономического развития муниципалитетов распределение налоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно: в бюджетах городских округов аккумулируется 64,5 % (373,5 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов - 30,1 % (174,5 млрд. рублей) и лишь 5,4 % (31,4 млрд. рублей) в бюджетах поселений.
    Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом в 2007 году продолжает оставаться налог на доходы физических лиц, удельный вес которого составляет 66,8% или 388,7 млрд. рублей (в 2006 году - 61,4% или 286,4 млрд. рублей).
     В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации обязаны передать в местные бюджеты единые и (или) дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В 2007 году поступления в местные бюджеты налога на доходы физических лиц в порядке исполнения указанного пункта оценивается в 90,1 млрд. рублей.
    Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации), составил 127,9 млрд. рублей или 14,2 процента доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
    Максимальной уровень дополнительного закрепления данного налога за местными бюджетами сверх установленного данной нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации уровня отмечается в следующих субъектах Российской Федерации:


Таблица 4
(млн. руб.)

Наименование субъекта РФ
НДФЛ
  
Консолиди-рованный бюджет субъекта РФ
Местные бюджеты
Соотношение
в %

Ямало-Ненецкий автономный округ
20567,0
16562,1
40,5%
Ненецкий автономный округ
1228,1
970,5
39,0%
Республика Калмыкия
915,7
572,8
22,5%
Республика Саха (Якутия)
11927,1
7265,4
20,9%
Республика Алтай
1048,6
629,2
20,0%
Волгоградская область
13772,7
8240,5
19,8%
Ярославская область
9830,9
5779,0
18,8%
Карачаево-Черкесская Республика
1107,5
609,1
15,0%

     
     Следует отметить рост по сравнению с 2006 годом поступлений местных налогов с 46,5 до 70,7 млрд. рублей и их удельного веса в налоговых доходов местных бюджетов с 9,7% до 12,2 процента. Объем поступившего в 2007 год в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2006 года на 53,2 процента и составляет 63,9 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц - соответственно на 41,7 процента и 6,8 млрд. рублей. Удельный вес земельного налога увеличился с 8,9% до 11,0%, налога на имущество физических лиц - с 1,0% до 1,2 процента.
    Доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и закрепленных за бюджетами муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации, составили 50 млрд. рублей, из них налог на вмененный доход  - 48,9 млрд. рублей или 8,4 % налоговых доходов местных бюджетов, единый сельскохозяйственный налог - 1,1 млрд. рублей и 0,2 процента соответственно.
    Общий объем доходов, поступивших за счет налогов, нормативы по которым установлены на федеральном уровне (в том числе налоговые доходы по нормативу 10 % от налога на доходы физических лиц), оценивается в 489,1 млрд. рублей.
     В 2007 году расширена практика дополнительного закрепления субъектами Российской Федерации за местными бюджетами не только отчислений от региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога) и налога на доходы физических лиц, но и в законодательных условиях переходного периода 2006-2008 гг. от других федеральных налогов, налоговая база которых зависит от результатов деятельности и стоимости имущества предприятий и организаций, расположенных на территории муниципальных образований, то есть уровня их социально-экономического развития.
    Субъекты Российской Федерации на постоянной основе установили единые и дополнительные нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов:
    налог на имущество организаций - 15 регионов единые и 11 регионов дополнительные;
    налог на прибыль организаций - 13 регионов единые и 7 регионов дополнительные;
    единый сельскохозяйственный налог - 17 регионов единые;
    транспортный налог - 13 регионов единые и 5 регионов дополнительные;
    налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 15 регионов единые и 2 региона дополнительные;
    налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 23 региона единые и 7 регионов дополнительные;
    акцизы - 11 регионов единые и 1 регион дополнительные;
    налог на игорный бизнес - 16 регионов единые и 2 региона дополнительные.
     Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, оцениваются в 90,4 млрд. рублей или 15,6 % общего объем налоговых доходов.
    Закрепление единых и дополнительных нормативов является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы. Так, переданные субъектами Российской Федерации нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 37,8 млрд. рублей, от налога на прибыль организаций - 32,9 млрд. рублей, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 11,7 млрд. рублей, налога на имущество организаций - 5,7 млрд. рублей, транспортного налога - 4 млрд. рублей, налога на игорный бизнес - 2,0 млрд. рублей, налог на добычу полезных ископаемых - 1,2 млрд. рублей, акцизы - 0,5 млрд. рублей.
    В соответствии со статьями 9 и 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налоговых, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.
     По данным субъектов  Российской Федерации,  отдельные муниципальные  районы   закрепили за бюджетами  поселений нормативы отчислений  по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, единому сельскохозяйственному налогу и единому   налогу,  взимаемому в связи  с  применением упрощенной  системы налогообложения.
    Наряду с налоговыми доходами следует также отметить и существенный рост неналоговых доходов местных бюджетов, поступления которых в значительной степени в отличие от налогов и сборов зависят от эффективности деятельности органов местного самоуправления. Фактические поступления неналоговых доходов (в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений) в 2007 году составили 239,7 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 39,4% или 67,7 млрд. рублей.
     Как и по налоговым доходам, распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (69,5%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 25,2%, а поселений - лишь 5,3%.
     Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2007 году по типам муниципальных образований приведены в следующей таблице.


Таблица 5
(млрд. руб.)

Показатели
Городские округа
Муниципальные районы
Поселения
Всего
  
Сумма
% в ненал. доходах
Сумма
% в ненал. доходах
Сумма
% в ненал. доходах
  
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

29,2

17,5%

15,1

25,0%

1,2

9,4%

45,5

  
64,2%
33,2%
2,6%

100%

Доходы от использования имуществом находящимся в мун. собственности

74,3

44,6%

24,4

40,4%

8,8

69,3%

107,5

  
69,1%
22,7%
8,2 %

100%

Платежи при пользовании природными ресурсами

3,3

2,0%

3,2

5,1%

0

0,0%

6,5

  
52,4%
47,6%
0,0%

100%

Доход от платных услуг оказываемых бюджетными учреждениями

6,4

3,8%

1,1

1,8%

0,3

2,4%

7,8

  
82,0%
14,7%
3,3%

100%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

39,3

23,6%

8,5

14,2%

0,8

6,3%

48,6

  
80,7%
17,6%
1,7%

100%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

8,0

4,8%

4,5

7,4%

0,02

0,2%

12,52

  
64,6%
35,3%
0,2%

100%

Другие неналоговые доходы

6,2

3,7%

3,6

6,1%

1,6

12,4%

11,4

  
61,1%
33,3%
5,6%

100%

Всего

166,7

  

60,4

  

12,72

  

239,82



     Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (44,8%) неналоговых доходов муниципальных образований. В городских округах доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов составляет 44,6%, в муниципальных районах - 40,4%, в поселениях - 69,3%. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составляют в общей сумме неналоговых доходов городских округов 17,5%, муниципальных районов - 25,0%, поселений - 9,4%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов -  23,6%, 14,2% и 6,3% соответственно.
    Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами второй составляющей доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
    В объеме всех доходов местных бюджетов в 2007 году доля межбюджетных трансфертов составляет 57,9% или 1129,6 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом указанные поступления исполнены с ростом на 27,9 процента.
     Структура межбюджетных трансфертов местным бюджетам представлена на следующей диаграмме.
         

     В структуре межбюджетных трансфертов 2007 года 49,7 % приходится на средства, передаваемые с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из  региональных фондов компенсаций.  Их общий объем увеличился по отношению к предыдущему году на 28,4% и составил 561,6 млрд. рублей, в том числе: за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации перечислено 24,4 млрд. рублей, за счет собственных доходов региональных бюджетов на исполнение отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации -  537,7 млрд. рублей.
     Основной объем (55,0%) субвенций зачислялся в бюджеты муниципальных районов и составил 308,9 млрд. рублей, в бюджеты городских округов поступило 228,5 млрд. рублей или 40,7% от общего объема субвенций, в бюджеты городских и сельских поселений - 24,2 млрд. рублей или 4,3 % соответственно.
     Перечень отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, делегируемых на муниципальный уровень, приведен в следующей таблице.

Таблица 6

Наименование полномочия субъекта РФ

Всего по субъектам РФ
социальная поддержки и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей
70
создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий
67
организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству
34
организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях
26
поддержка сельскохозяйственного производства
24
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях
24

     
     Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (дотации, субсидии и иные межбюджетные трансферты), составили 568,0 млрд. рублей или 50,5 % общего объема межбюджетных трансфертов и 40,9 % объема собственных доходов местных бюджетов. Рост указанных финансовых средств по сравнению с 2006 годом составил 122,3 млрд. рублей или 27,4 процента.
    Удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций из региональных фондов компенсаций) в собственных доходах местных бюджетах по Центральному федеральному округу составил 34,6%, Уральскому федеральному округу - 45,9%, Приволжскому федеральному округу - 38,0%, Северо-Западному федеральному округу - 41,7%, Южному федеральному округу - 42,5%, Дальневосточному федеральному округу - 49,1%, Сибирскому федеральному округу - 40,8 процента.
    В 47 субъектах Российской Федерации данный показатель превышает среднее значение по Российской Федерации, а в 39 субъектах Российской Федерации он ниже среднего уровня по Российской Федерации. Значительную долю составляет финансовая помощь в местных бюджетах Республики Дагестан (68,1%), Республики Тыва (66,8%), Республики Алтай (63,1%), Камчатской области (32,1%) и Магаданской области (60,7%).
    Основными получателями указанных межбюджетных трансфертов являются бюджеты муниципальных районов - 49,1% общего объема предоставляемой финансовой помощи местным бюджетам. Бюджеты городских округов и поселений получают 38,9 % и 12,0% данных средств соответственно. Основными причинами указанного соотношения является низкая налоговая составляющая собственных доходах бюджетов муниципальных районов, а также необходимость финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
    Из общего количества муниципальных образований, формировавших и исполнявших бюджеты в 2007 году, только в 16,6 % местных бюджетов доля межбюджетных трансфертов (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов составляла меньше 10 процентов. В 64,4 % местных бюджетов указанная доля составляла более 50 %, в том числе в 47,6 % местных бюджетов - свыше 70 процентов.
    Распределение по типам муниципальных образований в зависимости от величины вышеуказанного показателя представлено в таблице.
    

Таблица 7

Доля МБТ (без субвенций) и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в собственных доходах местных бюджетов
Доля соответствующих муниципальных образований в общем их количестве
  
всего
муници-пальные районы
городские округа
городские поселения
сельские поселения
меньше 10 %

16,6%

10,1%

14,3%

18,6%

17,1%

в том числе муниципальные образования, не получающие МБТ (без субвенций) и доходы, переданные по дополнительным нормативам

3,4%

1,7%

1,9%

4,1%

3,3%

10 % - 30 %

8,8%

5,9%

22,4%

16,0%

8,1%

30 % - 70 %

27,0%

38,4%

45,4%

35,0%

24,5%

свыше 70 %

47,6%

45,6%

17,9%

30,4%

50,3%


     
     В составе межбюджетных трансфертов (без учета субвенций из фондов компенсаций) доля дотаций местным бюджетам занимает 47,8%, что ниже уровня 2006 года (57,4%). Объем дотаций сократился по сравнению с прошлым годом на 6,1% или 15,6 млрд. рублей и составил 271,4 млрд. рублей, в том числе 152,4 млрд. рублей (56,2%) поступило в бюджеты муниципальных районов, 71,3 млрд. рублей (26,3%) - в бюджеты городских округов, 47,7 млрд. рублей (17,6%) - в бюджеты поселений.
     Структура дотаций, предусмотренных в местных бюджетах на 2007 год, приведена на следующей диаграмме.
    

     Из общего объема дотаций 212,9 млрд. рублей (78,4%) представлены в форме дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. По сравнению с 2006 годом объем указанных дотаций вырос на 13,4% или 25,1 млрд. рублей.
     Кроме того, в течении 2007 года из региональных бюджетов предоставлялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, объем которых составил 38,4 млрд.рублей или 14,2 процента.
    Отношение объемов дотаций к объемам собственных доходов определяет степень дотационности муниципальных образований. Наименее дотационными являются городские округа, в бюджетах которых удельный вес дотаций в собственных доходах составляет 9,4%, в бюджетах муниципальных районах данный показатель равен 31,2 процента. В бюджетах городских и сельских поселений объем дотаций превышает поступления от налоговых и неналоговых доходов и составляет 47,7 процента.
     По отношению к уровню 2006 года в 2 раза или на 140,5 млрд. рублей увеличился объем субсидий местным бюджетам, который составил 264,9 млрд. рублей. В 33 субъектах Российской Федерации объем субсидий превышает объем дотаций, а в некоторых из них - в десятки раз.
    Основными получателями субсидий являются бюджеты городских округов (129,7 млрд. рублей или 49,0%) и муниципальных районов (117,2 млрд. рублей или 44,2%), что обусловлено перечнем закрепленных за ними полномочий по решению вопросов местного значения. На бюджеты поселений приходится 18,0 млрд. рублей или 6,8 процента соответственно.
    Распределение указанных субсидий осуществлялось в 2007 году субъектами Российской Федерации через систему региональных фондов стимулирования и развития. Фонды муниципального развития в 2007 году были созданы в 50 субъектах Российской Федерации. Следует отметить значительное увеличение по сравнению с прошлым годом объема предоставленных субсидий местным бюджетам для развития общественной инфраструктуры местного значения с 6,7 млрд. рублей до 41,8 млрд. рублей. Фонды софинансирования социальных расходов были сформированы в 65 субъектах Российской Федерации в объеме 85,6 млрд. рублей.
    С целью оказания дополнительной финансовой помощи муниципальным районам для исполнения их полномочий по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений в 10 субъектах Российской Федерации из фондов софинансирования социальных расходов предоставлялись субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений на сумму 8,1 млрд. рублей.
    В 2007 году 14 субъектов Российской Федерации приняли законы о предоставлении из местных бюджетов субвенций, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и поддержки муниципальных районов (городских округов) (в 2006 году - в 12). В 3 регионах в 2007 году (Брянская область, Московская область, Орловская область) отрицательный трансферт предусмотрен впервые. В Воронежской области, установившей   отрицательный трансферт в 2006 году, в 2007 году он не был введен.
    Общий объем указанных субвенций из местных бюджетов увеличился по сравнению с 2006 годом в 2 раза и составил 4,3 млрд. рублей. Максимальный объем указанных средств приходится на местные бюджеты Московской области (924 млн. рублей), Республики Татарстан (753,4 млн. рублей), Республики Саха (Якутия) (536,1 млн. рублей), Ростовской области (500,7 млн. рублей) и Оренбургской области (412,9 млн. рублей).
     

Расходы местных бюджетов

     Перевыполнение в течение 2007 года плановых показателей по доходам позволило направить дополнительные средства местных бюджетов на финансирование вопросов местного значения. Согласно данным отчетности общий объем расходов местных бюджетов в 2007 году составил 1933,8 млрд. рублей, что выше уровня 2006 года на 27,9% или 422,4 млрд. рублей, в том числе расходы на решение вопросов местного значения - 1372,2 млрд. рублей или с ростом к уровню 2006 года на 27,8% или 298,2 млрд. рублей.
    Структура расходов местных бюджетов представлена на следующей диаграмме.


     По отношению к 2006 году в структуре основных расходов местных бюджетов 2007 года отмечаются изменения: выросли доля расходов на управление на 0,2% и расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 1,1% при снижении доли расходов на образование на 0,9 процента.
     Исполнение расходов местных бюджетов в 2007 году по типам муниципальных образований представлено в следующей таблице.

Таблица 8
(млрд. руб.)

Виды расходов

Городские округа

Муниципальные районы
Поселения
Всего
  

Сумма

Уд. вес в сумме по данному виду расходов
Сумма
Уд. вес в сумме по данному виду расходов

Сумма

Уд. вес в сумме по данному
виду расходов

  

Управление

78,6

45,0%

63,4

36,3%

32,6

18,7%

174,6

ЖКХ

232,5

63,8%

86,7

23,8%

45,1

12,4%

364,3

Образование

327,4

48,6%

336,6

50,0%

9,6

1,4%

673,6

Культура

29,3

38,0%

32,5

42,1%

15,4

19,9%

77,2

Здравоохранение и спорт

144,1

56,3%

109,1

42,7%

2,6

1,0%

255,8

Социальная политика

79,7

51,3%

72,5

46,7%

3,2

2,1%

155,4

Прочие расходы

85,6

36,8%

122,1

52,4%

25,2

10,8%

232,9


      
     Существенным показателем исполнения местных бюджетов является объем обязательств местных бюджетов, к которым относится кредиторская задолженность бюджетных учреждений и долговые обязательства муниципальных образований.
    По состоянию на 1 января 2008 года кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд. рублей и составила 35,1 млрд. рублей. Изменения объема кредиторской задолженности в разрезе отдельных ее видов характеризуется показателями следующей таблицы.

Таблица 9
(млрд. руб.)

Наименование

На 01.01.2007
На 01.01.2008
Изменение
  
Сумма
в % к всего КЗ
Сумма
в % к всего КЗ
Сумма
в % к КЗ на 01.01.2007

Кредиторская задолженность - всего

46,9
100,0
35,1
100,0
- 11,8
- 25,2
из нее:
Оплата коммунальных услуг бюджетными учреждениями
5,8
12,3
3,4
9,7
- 2,4
- 41,4
Предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг
1,2
2,6
0,4
1,1
- 0,8
- 66,7
Начисления на оплату труда
5,3
11,3
3,9
11,1
- 1,4
- 26,4
Оплата труда работников бюджетной сферы
0,02
0,04
0,08
0,2
+ 0,06
-


     По отношению к общему объему фактических расходов местных бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2008 года составляет 1,8 процента, что можно оценить как допустимый уровень.
     Вместе с тем, по ряду субъектов Российской Федерации этот показатель значительно выше, чем в среднем по местным бюджетам Российской Федерации. Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Иркутской области - 5,3 млрд. рублей или 13,7% к общему объему их расходов, Ульяновской области - 2,7 млрд. рублей или 20,3%, Сахалинской области - 2,5 млрд. рублей или 14,0%, Камчатской области - 1,3 млрд. рублей или 9,7% и Республики Карелия - 1,0 млрд. рублей или 10% соответственно.
    По состоянию на 1 января 2008 года произошло уменьшение долговых обязательств муниципальных образований с 100,3 млрд. рублей до 98,1 млрд. рублей или на 2,2 млрд. рублей. Объем долговых обязательств муниципальных образований составил 7,1% собственных доходов местных бюджетов в 2007 году.
    Субъекты Российской Федерации с наибольшим и наименьшим объемом долговых обязательств муниципальных образований представлены в следующей таблице.

Таблица 10

Субъекты РФ с наибольшим объемом муниципального долга
% к собст. дохо-дам
Млн. руб.
Субъекты РФ с наименьшим объемом муниципального долга
% к собст. дохо-дам
Млн. руб.
1.     Московская область
2.
    Республика Татарстан
3.     Ямало-Ненецкий автономный округ
4.     Иркутская область
5.     Хабаровский край
6.     Самарская область
7.     Свердловская область
8.     Калининградская область
9.     Воронежская область
10. Костромская область

10,8%
23,8%

9,4%
13,6%
18,1%
10,5%
5,2%

18,2%
15,4%
46,6%

10640,3
8033,1
4385,4

3906,1
3430,1
2958,9
2594,0

2519,7
2486,5
2464,6

1.     Кабардино-Балкарская Республика
2.     Ивановская область
3.     Республика Адыгея
4.     Республика Марий Эл
5.     Корякский автономный округ
6.     Тюменская область
7.     Агинский Бурятский автономный округ
8.     Карачаево-Черкесская Республика
9.     Республика Калмыкия
10.     Республика Хакасия

2,8%
1,0%
3,7%
0,9%
1,3%
0,1%

0,6%

0,5%
0,2%
0,1%


101,4
94,7
78,2
40,0
21,7
12,8

12,2

10,0
4,4
2,6



     В 2007 году в целом по Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом. Объем поступивших доходов местных бюджетов превышал объем произведенных расходов на 15,0 млрд. рублей при запланированном дефиците 81,2 млрд. рублей (аналогичные показатели 2006 года составляли 10,2 млрд. рублей и 57,4 млрд. рублей). При этом в 60 субъектах Российской Федерации профицит местных бюджетов составил 32,6 млрд. рублей,  в том числе в местных бюджетах Челябинской области - 3,6 млрд. рублей, Красноярского края  - 3,3 млрд. рублей, Ямало-Ненецкого автономного округа - 2,4 млрд. рублей, Сахалинской области - 2,2 млрд. рублей.
    В 26 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом в общем объеме 17,6 млрд. рублей, в том числе в Московской области - 6,0 млрд. рублей, Тюменской области - 4,0 млрд. рублей, свердловской области - 1,3 млрд. рублей, Ханты-Мансийского автономного округа - 1,0 млрд. рублей.
     В целях обеспечения финансовой устойчивости местных бюджетов, испытывающих недостаток поступления доходов для обеспечения собственных расходных обязательств, в течение 2007 года из бюджетов субъектов Российской Федерации предоставлялись бюджетные кредиты, объем которых составил 25,3 млрд. рублей  и вырос по сравнению с 2006 годом на 1,7 млрд. рублей.
    По данным субъектов Российской Федерации, в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2007 году, 59 % исполнены с профицитом, 36 % - с дефицитом и 5 % сбалансированы по доходам и расходам.
     

     Результаты анализа исполнения местных бюджетов в 2007 году свидетельствуют о том, что принятые органами местного самоуправления расходные обязательства по решению вопросов местного значения в целом были обеспечены доходными источниками, как закрепленными Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации на постоянной основе, так и переданными субъектами Российской Федерации в форме финансовой помощи или установления дополнительных нормативов отчислений от налогов и сборов в счет ее замены.
     Кроме того, высокие по сравнению с 2006 годом темпы роста поступлений налоговых доходов позволили не только направлять средства на финансирование установленного местными бюджетами объема расходных обязательств, но и на погашение кредиторской задолженности и долговых обязательств муниципальных образований.


Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации
по состоянию на 1 апреля 2008 года

(период мониторинга - I квартал 2008 года)


     Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2005 года АЖ-П16-59пр,  а также во исполнение плана мероприятий по реализации концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. 467-р,  подготовило информацию по результатам мониторинга местных бюджетов за I квартал 2008 года.
    Согласно данным официальной отчетности общий объем утвержденных на 2008 год доходов местных бюджетов определен в сумме 2 016,1 млрд. рублей, что выше уровня исполнения 2007 года на 3,5% или 67,3 млрд. рублей. Собственные доходы местных бюджетов утверждены в объеме 1 494,8 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 7,8% или 107,6 млрд. рублей. В местных бюджетах 36 субъектов Российской Федерации запланирован рост собственных доходов выше среднего уровня по Российской Федерации. Наибольший темп роста собственных доходов по плановым показателям отмечается по местным бюджетам Чукотского автономного округа (74,1%), Республики Дагестан (48,1%), Белгородской области (43,8%), Республики Саха (Якутия) (38,4%), Ростовской области (37,3%), Республики Хакасия (33,0%). Вместе с тем по ряду регионов отмечается снижение темпов роста. Так в Камчатском крае собственные доходы местных бюджетов на 2008 год запланированы со снижением на 18,3%, в Вологодской области на 21,2%, в Липецкой области на 21,9%, в Республике Калмыкия на 27,2 процента. Информация по федеральным округам представлена в таблице 1.

Собственные доходы местных бюджетов

Таблица 1
(млрд. руб.)

Наименование федерального округа
2007 год
(факт)

2008 год
(план)

Темп роста 2008/2007

Центральный федеральный округ

268,0

292, 5

109,2%

Северо-Западный федеральный округ

123,0

124,4

101,2%

Южный федеральный округ

159,0

179,4

112,8%

Приволжский федеральный округ

244,7

259,0

105,8 %

Уральский федеральный округ

250,0

255,2

102,1%

Сибирский федеральный округ

235,6

255,7

108,5%

Дальневосточный федеральный округ

106,9

128,6

120,3%

Всего по Российской Федерации

1 387,2

1 494,8

107,8%



     Согласно фактическим данным за I квартал 2008 года доходы местных бюджетов составили 452,1 млрд. рублей, что превышает показатели за аналогичный период 2007 года на 25,4% или 91,5 млрд. рублей. Объем собственных доходов местных бюджетов за I квартал 2008 года составил 331,7 млрд. рублей, что превысило показатели за 2007 год на 35,7% или 87,3 млрд. рублей.
    В общем объеме запланированных собственных доходов на 2008 год 58,8% или 878,3 млрд. рублей составляют налоговые и неналоговые доходы, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, и переданные субъектами Российской Федерации дополнительно по единым и дифференцированным нормативам отчисления в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     По сравнению с 2007 годом темп роста налоговых доходов составляет 10,7 процента или 62,1 млрд. рублей. Основной объем (69,4%) указанных доходов местных бюджетов предусмотрен за счет налога на доходы физических лиц, поступления от которого в 2008 году запланированы в сумме 445,3 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 14,6% или 56,6 млрд. рублей. Удельный вес местных налогов в налоговых доходах местных бюджетов составляет 11,3% или 72,2 млрд. рублей, в том числе земельный налог - 10,1%, налог на имущество физических лиц - 1,1 процента. Объем поступлений в местные бюджеты земельного налога, запланированного на 2008 год, превышает уровень 2007 года на 1,7 процента и составляет 65,0 млрд. рублей. Налог на имущество физических лиц запланирован в сумме 7,2 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 5,9 процента.
    Налоговые доходы за I квартал 2008 года поступили в местные бюджеты в объеме 143,2 млрд. рублей, из них 68,7% приходится на налог на доходы физических лиц в сумме 98,4 млрд. рублей, земельный налог занимает 10,1% или 14,4 млрд. рублей, налог на имущество физических лиц - 0,6% или 0,8 млрд. рублей соответственно. Относительно показателей I квартала 2007 года поступления налоговых доходов в I квартале 2008 года выросли на 25,0% или 28,6 млрд. рублей, из них налог на доходы физических лиц вырос на 31,6%, налог на имущество физических лиц - 48,8 процента, земельного налога в 17,5 процента. В таблице 2 приведены данные об исполнении годовых назначений по налоговым доходам по состоянию на 1 апреля 2008 года.


Поступление налоговых доходов по типам
муниципальных образований за I квартал 2008 года

Таблица 2
(млрд. руб.)


Городские округа
Муниципальные районы
Поселения
Всего
  
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
Налоговые
доходы, всего

420,4

92,1

21,9%

183,3

42,5

23,2%

37,9

8,6

22,7%

641,6

143,2

22,3%

из них:
НДФЛ

281,5

61,6

21,9%

141,1

31,5

22,4%

22,7

5,3

23,2%

445,3

98,4

22,1%

Налог на
имущество
физических лиц

4,8

0,5

11,1%

0,6

0,1

10,7%

1,8

0,2

10,6%

7,2

0,8

11,0%

Земельный
налог

46,3

10,1

21,9%

6,6

1,6

23,7%

12,1

2,7

22,1%

65,0

14,4

22,1%


     
     Неналоговые доходы, утвержденные в местных бюджетах на 2008 год, составили 236,7 млрд. рублей, что соответствует уровню 2007 года. Вместе с тем фактические поступления неналоговых доходов уже за I квартал 2008 года составили 57,8 млрд. рублей, что превышает показатели за I квартал 2007 года на 32,0 процента. Выполнение годовых показателей по неналоговым доходам за  I квартал 2008 года по типам муниципальных образований представлены в Таблице 3.

Поступление неналоговых доходов по типам
муниципальных образований за I квартал 2008 года

Таблица 3
(млрд. руб.)


Городские округа
Муниципальные
районы
Поселения
Всего
  
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
План
Факт
% исполнения
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
78,6
19,4
24,7%
20,7
4,9
23,4%
9,1
1,9
21,2%
108,4
26,2
24,2%
Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства
13,2
3,2
24,2%
2,9
0,7
23,9%
0,2
0,05
21,9%
16,3
3,9
24,1%
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
44,3
10,3
23,2%
9,9
2,6
26,4%
2,2
1,0
45,9%
56,4
13,9
24,7%
Неналоговые
доходы, всего
171,8
41,5
24,2%
51,9
12,6
24,3%
13,0
3,7
27,7%
236,7
57,8
24,4%

     
     Основную долю (45,8%) в неналоговых доходах местных бюджетов составляют доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, которые запланированы на 2008 год в объеме 108,4 млрд. рублей, в том числе: в городских округах 72,5% или 78,6 млрд. рублей, муниципальных районах 19,1% или 20,7 млрд. рублей, городских и сельских поселениях 8,4% или 9,1 млрд. рублей.
     В структуре доходов местных бюджетов значительную долю занимают межбюджетные трансферты, объем которых запланирован на 2008 год в сумме 1 137,8 млрд. рублей, что составляет 56,4% в общем объеме доходов. По сравнению с 2007 годом данные поступления в местные бюджеты запланированы с ростом на 0,7 процента. Фактические поступления за I квартал 2008 года составили 251,1 млрд. рублей, что превышает показатели за I квартал 2007 года на 24,2 процента. Структура межбюджетных трансфертов, запланированных на 2008 год, приведена на следующей диаграмме.

Структура межбюджетных трансфертов в 2008 году

     Как видно на представленной диаграмме 45,8% в общем объеме межбюджетных трансфертов занимают субвенции из региональных фондов компенсаций на исполнение отдельных государственных полномочий. Доля субвенций по сравнению с 2007 годом сократилась на 3,9 процента. Объем субвенций местным бюджетам, запланированный на 2008 год, сократился по отношению к предыдущему году на 7,2% и составил 521,3 млрд. рублей. Это свидетельствует о сокращении количества передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий, а также о приведении отдельными субъектами Российской Федерации регионального законодательства в соответствие с нормой Федерального закона от 29.12.2006 года 258-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий , устанавливающей, что полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, могут передаваться законами субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, только если такое право предоставлено им федеральными законами.
    Согласно фактическим данным за I квартал 2008 года в бюджеты муниципальных образований поступило 120,4 млрд. рублей субвенций из региональных фондов компенсации, что превышает показатели за I квартал 2007 года на 3,6% или 4,2 млрд. рублей.
    Доля финансовой помощи местным бюджетам в общем объеме межбюджетных трансфертов увеличилась по отношению к 2007 году на 3,9 процентных пункта и составила 54,2 процента или 616,5 млрд. рублей. Объем фактических поступлений финансовой помощи в местные бюджеты за I квартал 2008 года составил 130,7 млрд. рублей, что превышает показатели за аналогичный период 2007 года на 52,0 процента.
    В целом по плановым показателям 2008 года в Российской Федерации 41,2% собственных доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь из бюджетов других уровней. Наименьшая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Липецкой области (15,4%), Калининградской области (15,8%), Самарской области (20,7%), Тюменской области (21,0%), Калужской области (22,0%). Значительную долю составляет финансовая помощь в местных бюджетах Чукотского автономного округа (86,2%), Агинского Бурятского автономного округа (84,5%), Республики Саха (Якутия) (73,7%), Ямало-Ненецкого  автономного округа (69,8%), Ненецкого автономного округа (68,3%), Республики Тыва (67,2%) и Магаданской области (64,3%).
    В составе финансовой помощи доля дотаций местным бюджетам, запланированных на 2008 год, занимает 47,1%, что ниже уровня 2007 года на 0,7 процента. Объем дотаций, предусмотренный на 2008 год, составил 290,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2007 годом на 7,0% или 18,9 млрд. рублей. Фактические поступления дотаций в местные бюджеты за I квартал 2008 года составили 75,6 млрд. рублей, что выше показателя за аналогичный период 2007 года на 21,3% или 13,3 млрд. рублей.
    Основной объем дотаций (54,5%) предусмотрен бюджетам муниципальных районов и составляет 158,2 млрд. рублей. В бюджетах городских округов в 2008 году запланировано 77,9 млрд. рублей дотаций, в бюджетах поселений - 54,2 млрд. рублей. Одной из основных причин такого соотношения является необходимость финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, что учитывается при распределении дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
    Структура дотаций, предусмотренных в местных бюджетах на 2008 год, приведена на следующей диаграмме.

Структура дотаций местным бюджетам по видам

     

     В общем объеме дотаций, предусмотренных на 2008 год, 88,0% занимают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, сумма которых составляет 255,5 млрд. рублей. По отношению к уровню 2007 года, объем дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности вырос на 20,0% или 42,6 млрд. рублей. За I квартал 2008 года в местные бюджеты поступило 66,7 млрд. руб. дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, что соответствует 26,1% годовых назначений.
     Субсидии местным бюджетам запланированы на 2008 год в объеме 258,6 млрд. рублей, что ниже уровня 2007 года на 2,4% или на 6,3 млрд. рублей. Фактически за I квартал 2008 года в местные бюджеты поступило в виде субсидий 39,5 млрд. рублей, что составляет 15,3% от годовых назначений. Из общего объема субсидий местным бюджетам в бюджеты муниципальных районов предусмотрено 127,1 млрд. рублей или 49,1%, городским округам -  113,1 млрд. руб. и 43,8%, поселениям соответственно 18,3 млрд. рублей и 7,1 %, что определяется региональными приоритетами софинансирования вопросов местного значения.
    Согласно данным отчетности общий объем расходов, запланированный на 2008 год, составил 2 127,1 млрд. рублей, что выше уровня 2007 года на 10,0% или 193,3 млрд. рублей. Расходы на национальную оборону запланированы в сумме 1,7 млрд. рублей или с ростом к уровню 2007 года на 41,6%, на национальную экономику 114,9 млрд. рублей или с ростом на 6,1%, на социальную политику 168,7 млрд. рублей или с ростом на 8,6%, на управление 206,3 млрд. рублей или с ростом на 18,2%, на образование 789,9 млрд. рублей или с ростом на 17,3%, на культуру 86,4 млрд. рублей или с ростом на 11,8%, на охрану окружающей среды 4,7 млрд. рублей или с ростом на 27,0 процента. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство сократились на 4 процента.
     В структуре общих расходов местных бюджетов преобладают расходы на образование - 37,1%, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составляют 16,4%, на здравоохранение и спорт - 13,0%, на управление - 9,7%, на культуру - 4,1 процента. Структура расходов местных бюджетов представлена на следующей диаграмме.
    

Структура расходов местных бюджетов

     Фактическое исполнение расходов за I квартал 2008 года составило 17,6% от годовых назначений или 375,5 млрд. рублей, что выше показателя за аналогичный период 2007 года на 25,2% или 75,5 млрд. рублей.
    По отношению к 2007 году в структуре расходов местных бюджетов 2008 года отмечаются изменения. Так доля расходов на управление выросла на 0,7%, на образование - 2,3%, на культуру - 0,1%, при снижении доли расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на 2,4%, на здравоохранение и спорт - 0,2%, на социальную политику - 0,1 процента. Структура запланированных расходов местных бюджетов в 2008 году по типам муниципальных образований представлена в таблице 4.


Структура расходов по типам муниципальных образований

Таблица 4
(млрд. руб.)

Виды расходов

Типы муниципальных образований

Всего

  

Городской округ

Муниципальный район
Городские и сельские поселения
  
  

Сумма

Удельный вес в сумме по данному виду расходов
Сумма
Удельный вес в сумме по данному виду расходов

Сумма

Удельный вес в сумме по данному виду расходов
  

Управление

96,7
46,9%
70,7
34,2%
38,9
18,9%
206,3

ЖКХ

223,5
63,9%
75,5
21,6%
50,7
14,5%
349,7

Образование

393,0
49,7%
387,5
49,1%
9,4
1,2%
789,9

Культура

32,2
37,3%
34,4
39,8%
19,8
22,9%
86,4

Здравоохранение
и спорт

159,3
57,6%
114,1
41,3%
3,1
1,1%
276,5

Социальная
политика

88,3
52,3%
78,9
46,8%
1,5
0,9%
168,7

Прочие расходы

100,3
40,2%
124,1
49,7%
25,2
10,1%
249,6

      
     Следует отметить, что при запланированном дефиците в 111,0 млрд. рублей и наличии профицита по состоянию на 01.01.2008 в объеме 15,0 млрд. рублей, по результатам I квартала 2008 года в 81 субъекта Российской Федерации отмечен профицит в суммарном объеме 77,0 млрд. рублей. В Камчатском крае, Сахалинской и Костромской областях местные бюджеты по состоянию на 01.04.2008 года исполнены с дефицитом в объеме 0,4 млрд. рублей.
    На 1 апреля 2008 года кредиторская задолженность муниципальных образований составила 35,8 млрд. рублей. Наибольший объем кредиторской задолженности приходится на местные бюджеты Иркутской области - 5,0 млрд. рублей, Ульяновской области - 2,6 млрд. рублей, Сахалинской области - 2,5 млрд. рублей, Республики Татарстан - 2,5 млрд. рублей, Камчатской области - 1,6 млрд. рублей и Мурманской области - 1,2 млрд. рублей соответственно.