Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2006г. Выпуск 1 Особенности реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в наукоградах


1.5. Итоговый документ (Рекомендации) заседания "круглого стола"
9 июня 2006 года

    Участники круглого стола, рассмотрев представленные материалы и доклады, отмечают следующее.
    С 1 января 2006 года в реализации Федерального закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) наступил новый этап. С указанной даты существующие муниципальные образования решают вопросы местного значения, установленные Федеральным законом.
    До 1 января 2009 года, то есть до окончания переходного периода, субъекты Российской Федерации вправе принимать законы о передаче полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления вновь образованных поселений органам местного самоуправления муниципальных районов, в состав которых они входят.
    К реализации Федерального закона в полном объеме приступили 46 субъектов Российской Федерации.
    В процессе совершенствования разграничения полномочий между органами власти федеральными законами от 29 декабря 2004 года 199-ФЗ, от 31 декабря 2005 года 199-ФЗ перечень вопросов местного значения расширен.
    Органам местного самоуправления предоставлено право участвовать в осуществлении государственных полномочий, если это предусмотрено федеральными законами. Это участие реализуется за счет средств местных бюджетов.
    Практика осуществляемого в течение последнего времени разграничения полномочий между органами публичной власти показала, что необходим его всесторонний анализ и оценка эффективности принимаемых решений.
    Предусмотренный в статье 50 Федерального закона закрытый перечень имущества, который может находиться в муниципальной собственности, ограничивает возможности муниципальных образований в решении вопросов местного значения. Данное положение Федерального закона препятствует увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию эффективных условий для развития малого предпринимательства.
    Анализ федерального законодательства показывает, что существуют несоответствия в определении полномочий органов местного самоуправления отраслевыми федеральными законами и вопросами местного значения, установленными Федеральным законом. В частности, это касается полномочий органов местного самоуправления в жилищной сфере.
    По мнению участников круглого стола, регламентирование статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления Федеральным законом осуществлено в недостаточном объеме. При этом не предоставлено право регулировать данный вопрос и субъектам Российской Федерации.
    В настоящее время остается нерешенной проблема погашения задолженностей муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для финансирование расходов на проведение капитального ремонта жилого фонда в многоквартирных жилых домах.
    Эффективность деятельности органов местного самоуправления во многом зависит от профессиональной квалификации муниципальных служащих. Учитывая значительно возросшую потребность указанных специалистов, необходимо обеспечить совершенствование знаний муниципальных служащих, повышение их квалификации, которое должно иметь системный, непрерывный характер. Требуется принятие нового федерального закона, регулирующего муниципальную службу.
    
     Участники круглого стола считают необходимым поддержать следующие предложения:
    - внести изменения в бюджетное и налоговое законодательство, которые позволят обеспечить сбалансированность доходов местных бюджетов и расходных обязательств муниципальных образований;
    - компенсировать местным бюджетам доходы, выпадающие в результате предоставления федеральным законодательством льгот по местным налогам;
     - рассмотреть возможность формирования территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом территориальной организации местного самоуправления: в городских поселениях, муниципальных районах, городских округах;
    - подготовить законопроект о расширении перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности;
    - предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по регулированию статуса депутата, выборного должностного лица местного самоуправления;
    - наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями по регистрации граждан по месту жительства, а также по совершению отдельных нотариальных действий в соответствии с требованиями федерального законодательства;
    - Правительству Российской Федерации ускорить разработку мер по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса и реструктуризации их кредиторской задолженности;
    - устранить существующие в федеральном законодательстве противоречия в сфере определения полномочий органов местного самоуправления;
    - рассмотреть вопрос об упрощении процедуры внесения изменений в устав муниципального образования, если указанные изменения направлены на приведение устава в соответствие с требованиями федерального закона;
    - в случае расширения перечня вопросов местного значения предусматривать доходные источники для их реализации;
    - ускорить принятие федерального закона о муниципальной службе.
    
     Направить настоящие рекомендации в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в "Российскую газету", "Парламентскую газету" и газету "Местное самоуправление" для опубликования.