Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


 6. Дроботов А.Н., председатель городской Думы города Тольятти. Председатель союза руководителей представительных органов муниципальных образований России.
    Об условиях развития налогового потенциала.
     
     Я хочу выразить категорический протест муниципального сообщества по поводу намерений и поправки, которые находятся уже в Думе, снижения отрицательного трансферта с 2 до 1,3. Надо сказать, что в случае реализации этого предложения Минфина еще оставшиеся наши интересы по поводу наращивания базы налоговой, конечно, рухнут окончательно.
    Я хочу привести пример некоторых городов, в том числе и Тольятти, как из местного бюджета мы в течение 3 лет выдвигали некоторые суммы для инвентаризации земель. И за 3 года нарастили земельный налог в 4 раза. То есть собирали 300 миллионов, а после инвентаризации стали собирать 1 миллиард 200. При этом 50 процентов, естественно, направлялись в субъект Федерации.
    У нас был интерес только в 50-ти процентах. Но если применится отрицательный трансферт, уже сейчас, после реформы в отношении многих налогов, которые не остаются у местного самоуправления, у нас пропал интерес полностью.
    Нет никакого интереса развивать налоговую базу тех налогов, которые не остаются ни в одном проценте местного самоуправления.
    И остатки этого интереса будут совершенно уничтожены не только у инвесторов, у доноров, но и у тех, кто получает. Это же делается, для того чтобы восстановить баланс реципиента и получателя, они тоже не будут заинтересованы в росте своих доходов, потому что иначе у них это право будет изъято. И у доноров прямой путь как раз в не доноры.
    Поэтому, если у нас еще остался здравый смысл, и у депутатов, я обращаюсь к депутатам, не принимать эту поправку, она будет убийственной для бюджетов местного самоуправления.
    Итак ситуация достаточно тяжелая. Например, четыре, пять лет назад в 2000-м году мы имели 40 процентов от доходов, от налогов, собираемых на территории города Тольятти, 40 процентов направлялось в местные бюджеты.
    Сейчас 13 процентов. Вы чувствуете потерю. И при этом, ситуация с каждым годом осложняется все более и более. Например, реформа ЖКХ вынуждает нас просто активно искать возможности предотвращения тех событий, которые будут наступать с первого января 2006 года. Мы вынуждены требовать от субъекта Федерации права, законодательного права оказывать социальную помощь и поддержку, хотя бы за свой счет, хотя бы в тех небольших крохах, которые мы можем оказать для смягчения социальной напряженности.
    Мы вынуждены, имея в виду и просчеты, что рост коммунальных платежей и квартплаты от уже достигнутого роста в 2005 году на 30-35 процентов в среднем за 9 месяцев, за 2006 год тоже такое же ожидается в среднем 30-35 процентов?
    Стоимость трехкомнатной квартиры 3-3,5 тысячи будет. Социальные нормы 18 квадратных метров в каждом регионе делают положение старых людей, пенсионеров, которые проживают в трехкомнатных квартирах, в четырехкомнатных квартирах на вполне законных основаниях, даже в двухкомнатных, очень тяжелым. То есть стоимость, эта равняется их пенсиям.
    Это заставляет нас искать возможности решить эту проблему расширения количества получателей субсидий, а это будет, потому что теперь это будет касаться не только пенсионеров, а и рабочих на предприятиях. Стоимость трехкомнатной квартиры, в которой они проживают, будет касаться половины их достатка.
    Мы обращаемся, в том числе и к субъекту Федерации и говорим, что нужно снизить предел нижний до 10 процентов, когда бы максимальный доход семейный и 10 процентов от него являлись бы квартплатой и коммунальными платежами.
    Мы обращаемся, находим какие-то возможности и к Конституционному Суду. Еще в феврале Конституционный Суд по жалобе пенсионерки определил, что пенсия для пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда, тружеников тыла не должна быть ниже прожиточного минимума.
    И определение Конституционного Суда вступило в силу. Мы пишем обращение и к Грызлову, и к Фрадкову, рассмотреть это решение Конституционного Суда и просчитать возможность пенсионерам получать пенсию не ниже прожиточного минимума.
    А сейчас пенсия сплошь и рядом ниже прожиточного минимума в регионах. Мы обращаемся даже к депутатам Государственной Думы и говорим, что жилой фонд наш на 80 процентов изношен и в доходной части у нас нет доходов на ремонт жилого фонда. В доходной части у нас нет доходов на ремонт школ, больниц, ни на текущий, ни на капитальный.
    И мы говорим о том, что поделитесь профицитом, господа. Профицит у нас образовался оттого, что вы изъяли у нас доходную часть, поделитесь профицитом. И, планируя профицит один триллион 400 миллионов, вы можете выделить 200 миллиардов на ремонт аварийного жилого фонда, чтобы значительно смягчить ситуацию с 1 января 2006 года, и позволить реформе жилищно-коммунального комплекса как-то сдвинуться вперед.
    Поэтому о сбалансированности доходов и расходов на уровне местного самоуправления говорить сейчас невозможно. Эти доходы после начала реформы стали еще меньше, и разбалансированность стала еще больше. Вот подготовлена резолюция, которая здесь предварительно нам представлена. Я согласен и поддерживаю эту резолюцию. Про сбалансированность обеспечения местных бюджетов за счет увеличения числа местных налогов и повышения нормативов отчислений, прекрасно все. Но это должно все выразиться в двух направлениях, в том числе и в Госдуме.
    Во-первых, не принимать поправок, которые окончательно убьют эту сбалансированность и потеряют и убьют нашу заинтересованность в росте доходов и налоговой базы.
    И второе. Это действительно пересмотреть возможные отчисления, в том числе, кстати, и Дорожного фонда, и налоги, которые обещались, пересмотреть и попытаться наполнить доходную часть местного самоуправления потому, как с 1 января 2006 года, когда мы будем платить 100 % за квартплату и коммунальные платежи, для России наступают тяжелые времена. И, конечно, я тут слышу мысль о том, что якобы в муниципальных образованиях какие-то там профициты. Какие профициты, конечно, никакого профицита нет, есть тяжелейший дефицит. Профицит мы видим на уровне России, планируем профицит один триллион 400 миллиардов и на уровне субъектов Федерации, я только выписку с Минфина на 300 миллиардов профицит на уровне субъектов Федерации, действительно есть. Но местное самоуправление находится в тяжелейшей ситуации и никто не хочет видеть, что с 1 января 2006 года в России будет серьезнейший кризис, еще серьезней, чем был у нас 1 января 2005 года, да, социальный кризис. Что половина жителей России попадает в число получателей субсидий из-за роста, чудовищного роста квартплаты и коммунальных платежей. И это опять никто не хочет видеть и опять же отношение к бюджету местных самоуправлений прежнее. Этот "круглый стол", конечно, хорошая возможность подвинуть ситуацию в нужном, правильном направлении и, может быть, не журавля схватить, как предлагает Леонтьев, но хотя бы синицу ухватить, прыгнуть на хвост уходящего поезда.