Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2005г. Выпуск 4 Вопросы реализации ФЗ от 6 октября 2003 года 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"


  8. Кошарный С.Н., глава муниципального образования "Брянский район" Брянской области.
    Роль муниципального района в формировании межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации.
    
     Выступая по теме "круглого стола", учитывая большие разговоры о местном самоуправлении, я позволю себе сказать немного о муниципальном районе, развеять сомнения о необходимости реализации 131-го федерального закона. Брянский район без особых проблем вошел в правовое поле 131-го федерального закона. Восемь лет назад у нас было произведено укрупнение сельских советов. Все 15 территорий сельсоветов стали поселенческими муниципальными образованьями. В 100 населенных пунктах, в которых проживает 55 тысяч человек. Из них 15 тысяч пенсионеры, из 20 тысяч трудоспособного населения Брянского района 14 тысяч работает в городе Брянске, в областном центре. 9 октября на территории муниципального района проведены выборы депутатов представительных органов местного самоуправления сельских поселений, избрано 175 депутатов из 350 зарегистрированных кандидатов. Выборы признаны состоявшимися во всех 175 избирательных округах. Сейчас проходят организационные сессии представительных органов, на которых депутаты из своего состава выбирают глав поселений сельских, совмещающих исполнение полномочий председателя представительного органа и главы местной администрации. И мы должны сказать, спасибо за те поправки, которые в федеральный закон внесены. Мы делаем все возможное, чтобы местное самоуправление приблизилось к населению, чтобы оно было более доступное, экономически не накладное, чтобы повысилась активность населения в решении местных вопросов.
    Статус пригородного сельского района накладывает особый отпечаток на жизнь местного самоуправления. С 1977 года район принял в муниципальную собственность практически все жилье, объекты социальной инфраструктуры, инженерное обеспечение.
    Объекты муниципальной собственности по принципу территориального расположения были переданы в оперативное управление сельским администрациям. Имущественных споров нет, нужно только законодательное сегодня закрепление его за поселенческими и муниципальными образованиями.
    Сельским администрациям полностью переданы функции обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Работу выполняет созданные при сельских администрациях, в зависимости от объема, служба ЖКХ, что значительно сократило расходы. Вырабатываемое тепло, собственное централизованное водоснабжение, водоотведение значительно дешевле покупаемого. Это позволило исключить встречные финансовые потоки с одного бюджетного источника, нет факта купли-продажи услуг теплоснабжения, водоснабжения, во-доотведения муниципальными учреждениями.
    Ежегодно консолидируя различные источники финансирования, вводили в эксплуатацию социальные объекты. Для примера, мы построили за восемь лет - восемь школ, ежегодно по одной школе.
    85 населенных пунктов имеют природный газ. За последние годы построено более 500 км газовых сетей. Газ впервые пришел в 60 населенных пунктов. В районе не осталось ни одной котельной, работающей на угле и мазуте.
    Активно проводилась работа по реконструкции водоснабжения, строительства новых сетей. На территории района действуют 27 телефонных станций общей емкостью 16 тысяч номеров. Мобильная связь доступна на всей территории района.
    Все это делалось совместно усилиями района и сельских поселений. Сегодня в сельских администрациях решается 22 местных вопросов, из 27-ми, адресованных для поселения, или 80 процентов.
    В районе особое внимание уделялось кадровым вопросам. 38 муниципальных служащих сельский поселений прошли обучение за счет бюджета в Брянском филиале Орловской региональной академии госслужбы.
    Этой неординарной экономической ситуации мы старались находить соответствующие формы работы, но это было более сложное время. Что сейчас?
    Экономическую основу местного самоуправления составляют финансы. Их отсутствие порождает большие проблемы и, бесспорно, что эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, имеющимися материальными и финансовыми ресурсами.
    Те налоги, которые остались на местном уровне, выглядят бедно. Особенно это отразилось на муниципальных образованиях, основу бюджета которых составляли собственные доходы.
    Большая часть средств на финансирование полномочий органов местного самоуправления будет выделяться трансфертами. В текущем году мы на себе это испытали. При формировании бюджета текущего года у района изъято с учетом темпов роста 160 миллионов рублей. Трансфертом вернули 22 миллиона.
    Бюджет муниципального образования сформирован по остаточному принципу. Когда те налоги, которые были оставлены местному уровню, и мы сможем их собирать на 100 процентов, то в объеме общих потребностей муниципальных образований они составят не более 20 процентов.
    Еще больше усилилась зависимость местного самоуправления от субъекта Российской Федерации. И несостоятельность перед населением по решению вопросов местного значения, из донора район стал дотационным, изъято на треть доходов.
    Учитывая, что основными доходами муниципальных районов и поселений будет финансовая помощь, очень важно правильно и гармонично выстроить отношения между бюджетами различных уровней, межбюджетные отношения по линии область - район -  поселение. Но методика межбюджных отношений, рекомендованная Минфином субъектам, к сожалению, далеко не совершенна. Она не учитывает демографические, социально-экономические особенности каждой территории и не позволяет сделать справедливое распределение финансовой помощи. В ней не отражены вопросы перехода к реализации федерального закона.
    По нашему мнению, в межбюджетных расчетах должна быть решена, прежде всего, первоочередная проблема - выплата зарплаты, расчеты за тепло-энергоносителя, содержание и капитальный ремонт объектов социальной инфраструктуры. Предлагали производить расчеты с учетом фактических расходов, предусматривающих инфляционный процесс и рост энергоносителя, но это было отвергнуто.
    Методика делает акцент на выравнивающую функцию и не стимулирует муниципальное образование наращивание налога потенциала. И оптимизация расходов, и в конечном итоге, экономическом развитии.
    В связи со снижением налоговой составляющей в местных бюджетах, разумно регулировать межбюджетные отношения через дополнительные нормативы отчислений от налогов.
    Местные налоги не велики по своей фискальной емкости.
    Удельный вес земельных налогов в бюджете 2005 года составляет 3 процента собственных доходов.
    Планирование бюджета 2006 года приходится осуществлять в условиях не завершенной кадастровой оценки земли. Неполная государственная кадастровая оценка земель поселений Брянской области, утвержденная в 2003 году, не соответствует ценам на рынке недвижимости. Брянский район является пригородным, земля пользуется спросом. Помимо налогообложения, кадастровая оценка будет применяться и для выкупа земельных участков.
    Низкая стоимость позволит владельцам участков перепродавать выкупленное у муниципального образования участки уже по рыночной стоимости. Налог на имущество физических лиц также не панацея для муниципальных нужд. У большинства населения налогообложению подлежит строения в оценках Бюро технической инвентаризации. В Брянской области пользуются сборником норм для оценки строений 1982 года с применением коэффициента "девять". В результате из 14,5 тыс. проинвентаризированных строений 14 тыс. имеют стоимость менее 300 тыс. рублей. Укрупнение реорганизации налоговой службы, отсутствие законодательной обязанности работать с органами местного самоуправления - мы не скрываем, что работа больше строится на нормальных личных взаимоотношениях - также ставит под сомнение стабильность и результативность работы. Нет законодательного учета, отчетности и оперативного контроля за налогом на доходы физических лиц, а у многих муниципальных образований он формирует до 50 процентов доходов. И высказывается намерение, пожелание его уплаты по месту жительства.
    Необходимо возложить в данном вопросе на финансовые органы администрирование местных налогов, либо создать в муниципальных образованиях службу, которая во взаимодействии с Федеральной налоговой службой будет заниматься работой непосредственно с плательщиками местных налогов, так как их собираемость влияет на создание условий для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий.
    Сегодня стало нормой все спорные вопросы решать в судах. Есть обширная практика судебных тяжб между местными и региональными уровнями власти по финансовым, межбюджетным вопросам. Но согласитесь, удивительно и непонятно со стороны смотреть на эти суды, тему и участников судов. Уместно было в переходный период на федеральном уровне иметь орган, структуру, профессионально регулирующую эти споры. Это еще необходимо при бесправном положении органов местного самоуправления при формировании межбюджетных отношений. Этому значительно поможет 131 федеральный закон в полном объеме.
    Уважаемые участники "круглого слова", я высказал одно из мнений местного органа власти. Данная ситуация ставит под сомнение исполнение закона в полном объеме с 1 января 2006 года. Ограниченность собственных доходов, неотрегулированные межбюджетные отношения - вот та реальность, с которой входят муниципальные образования в будущий год. Надеемся, что вопросы финансового обеспечения муниципальных образований будут законодательно, срочно и конструктивно решены и местная власть получит реальные рычаги для полноценного выполнения возложенных на нее обязанностей и функций.