Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 20 Часть 1 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти


Интеграция со странами СНГ - приоритетная задача нашего
времени

 

А.А. Кокошин - Председатель Комитета Государственной Думы  
Федерального Собрания Российской Федерации
по делам Содружества Независимых Государств и связям

с соотечественниками

     Сегодняшний семинар - это важное мероприятие, которое дает возможность создать более прочные основы взаимодействия в сфере межпарламентских связей. Мы считаем эту встречу новым шагом по пути сближения и гармонизации наших отношений между парламентами. Есть межгосударственные отношения, есть парламентские депутатские контакты на самом различном уровне - через комитеты, комиссии, а теперь с определенной долей эффективности выстраиваются отношения между аппаратами парламентов, и наша встреча является наглядной демонстрацией того, что межпарламентские связи обретают новое качество.
     Председатель  Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов объявил развитие отношений со странами СНГ приоритетом номер один в области международной деятельности Государственной Думы. Это соответствует общему приоритету нашей внешней политики, направленной на углубление интеграции на пространстве Содружества Независимых Государств, в том числе, в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества через обеспечение максимальной открытости экономик и устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, о чем было объявлено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
     Мы рассматриваем страны Содружества Независимых Государств как сферу наших стратегических интересов, так же как и Россия является зоной стратегических интересов стран содружества. Это наша принципиальная позиция, один из краеугольных камней нашей международной политики.
    Сегодня по целому ряду направлений нашего взаимодействия открываются новые возможности, в первую очередь, за счет того, что страны СНГ имеют во многом совпадающий вектор развития. Но еще раз подчеркну: для достижения успеха недостаточно усилий только первых лиц - президентов, премьеров и руководителей парламентов. Исключительно важно всем вместе работать над конструктивным решением задач, которые перед нами стоят, активно задействуя все структуры, включая те, которые представлены на сегодняшнем совещании.
     Главный вопрос, на который мы должны ответить сегодня - как обеспечить эффективное информационно-аналитическое сопровождение при прохождении тех или иных законопроектов.
     Я думаю, что нам надо попытаться выстроить общие принципы информационно-аналитической работы, а иногда и просто обмениваться аналитическими материалами. Мы уже установили контакты с председателями профильных комитетов многих парламентов стран СНГ, но я был бы очень рад, чтобы к этому процессу подключились все соответствующие информационные службы подразделений аппаратов парламентов.
     Наш Комитет готов предоставить информационно-аналитические материалы парламентам стран Содружества. В свою очередь, мы были бы признательны за своевременное направление к нам материалов стран СНГ через соответствующие службы Государственной Думы или непосредственно в наш Комитет.
    Нам, например, предстоит оценить целый ряд важных проблем в связи с ратификацией Соглашения о формировании Единого экономического пространства, которое является значительным шагом вперед в обеспечении наших общих экономических интересов, открывая широкие возможности для создания качественно новых условий эффективного развития национальных экономик и повышения уровня жизни населения.
    Нам надо четко себе представлять, какие стратегические возможности дает России Единое экономическое пространство.
     С распадом Советского Союза и прекращением существования Совета Экономической Взаимопомощи мы, к сожалению, утратили очень емкий рынок, который был одним из наиболее привлекательных в мире как для наших производителей, так и для внешних инвесторов. Эта проблема очень актуальна для всех наших государств.
    Страны-участницы соглашения заинтересованы не только во взаимном сотрудничестве, но и в интеграции в мировой рынок. Поэтому есть необходимость скоординировать свои действия на переговорах с западными партнерами, в частности, при вступлении в ВТО. Когда мы реализуем замысел Единого экономического пространства, то у нас резко усилятся переговорные позиции по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию.
     Таким образом, Соглашение о формировании Единого экономического пространства делает наш входной билет в мировое сообщество гораздо более весомым. Об этих стратегических аспектах мы должны помнить постоянно, потому что нельзя столь сложную проблему сводить к текущим и фрагментарным аспектам создания экономического объединения.
     Я довольно хорошо знаю ситуацию в некоторых восточно-европейских странах, бывших странах СЭВ и Варшавского договора, а также в Прибалтике. Их вступление в НАТО и европейские союзы было мотивировано по-разному, но далеко не все сегодня счастливы даже с чисто экономической точки зрения. И мы еще увидим очень серьезные разочарования в этих странах относительно того, что они ожидали получить и что они получат реально, потому что они вступали в европейские и другие международные союзы, скажем так, на правах младших среди младших .
     В России, к сожалению, тоже был период, когда ко многим странам СНГ, бывшим республикам Советского Союза, относились как к младшему брату . Мы этот синдром в значительной степени преодолели, и сейчас выстраиваем отношения со всеми государствами Содружества как с абсолютно равноправными партнерами, без малейших попыток навязать свою позицию.
     Я думаю, что такой подход достаточно рельефно ощущается в той политике, которую проводит наш Президент Владимир Владимировиче Путин, реализуют Министерство иностранных дел и Министерство обороны Российской Федерации.
     Такой же линии мы придерживаемся и в российском парламенте, в Государственной Думе. И я не сомневаюсь, что будем придерживаться ее и дальше. С этой целью с большинством парламентов СНГ устраиваются предварительные обсуждения по важнейшим конкретным вопросам в рамках подготовки к ратификации экономических соглашений, а также соглашений в области безопасности и обороны.
     Я уверен, что наши совместные встречи послужат не только гармонизации  законодательной базы, но и установлению более тесного сотрудничества между парламентами наших стран, станут платформой для плодотворного обмена опытом.