Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2004г. Выпуск 20 Часть 1 Информационно-аналитическое обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти


Современные информационные технологии в законотворческой
деятельности Палаты представителей Национального собрания
Республики Беларусь
    
                                                                       
С.В. Зеленкин - заместитель начальника управления
информационных технологий Секретариата Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь

  Прежде всего, позвольте мне поблагодарить организаторов семинара - руководство Аппарата Государственной Думы, сотрудников Аппарата Государственной Думы за организацию, встречу, возможность обменяться мнениями. Я надеюсь, это даст толчок для нашего дальнейшего сотрудничества и совместной работы.
    Сложные процессы создания и обновления законодательства в Республике Беларусь, возросшие требования к качеству законотворчества, необходимость широкого и оперативного информационно-аналитического обеспечения депутатов и сотрудников Секретариата в значительной мере обуславливают использование современных информационных технологий в деятельности Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
            Совокупность технологических подсистем, аппаратно-программных комплексов, средств коммуникаций и т.д., разных по структуре и распределенных по информационной системе баз данных  образуют единую систему информационной поддержки законотворчества Палаты представителей и позволяют обеспечивать своевременной, достоверной и актуальной информацией депутатов и специалистов Секретариата Палаты представителей.
    Среди основных информационных систем и комплексов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь выделяются:
комплекс средств автоматизации для обеспечения заседаний;
система подготовки и выпуска стенографических отчетов заседаний;
система подготовки текстов законодательных актов (АРМ Создание документа );
комплекс программ бухгалтерского учета;
система поддержки информационных и нормативно-правовых баз данных;
автоматизированная система управления документооборотом Национального собрания Республики Беларусь (АСУД НС РБ );
Web-сайт Палаты представителей (Интранет-сайт и Интернет-сайт).
     Компьютерная сеть Палаты представителей построена в виде двух локальных вычислительных сетей (ЛВС): ЛВС комиссий и подразделений Секретариата и ЛВС зала заседаний, объединенных оптоволоконным кабелем.
     Сетевая среда включает кабельное оборудование, сетевые аппаратные и программные средства. В настоящее время количество подключаемых абонентов сети - 160, типы используемых протоколов сетевой среды - TCP/IP, IPX/SPX.
          Комплекс средств автоматизации для обеспечения заседаний Палаты Представителей предназначен для автоматизации процесса подготовки и проведения заседаний, их информационного обеспечения и оформления итоговых документов.             Комплекс включает системы электронного голосования, звукоусиления, компьютерной записи  заседаний.
           Система электронного голосования представляет собой аппаратно-программный комплекс, который в соответствии с Регламентом Палаты представителей осуществляет управление режимами регистрации, голосования, записи на выступление, отображение результатов на проекционных мониторах; создание и выдачу результирующих отчетов о регистрации и голосовании, списков записавшихся на выступление и др.
           Существует возможность проведения голосований трех типов: открытое , поименное , тайное . В состав системы электронного голосования входит оборудование 259 рабочих мест депутатов и локальная вычислительная сеть из 6 компьютеров типа IBM PC.
           Комплекс средств звукоусиления представляет собой высококачественные усилители мощности для трансляции звука по залу заседания и всему зданию парламента, подавлению помех, фильтрации и микшированию сигналов и т.п.
    Система подготовки и выпуска стенографических отчетов предназначена для создания стенографического отчета заседания сессии парламента, заседаний Совета Палаты представителей, заседаний комиссий и т.п.
    Устройства усиления и коммутации обеспечивают управляемое программой подключение микрофонов, установленных в зале заседаний парламента, первичную обработку выходных сигналов микрофонов с целью улучшения качества сигналов, а также необходимое объединение звуковых сигналов из отдельных частей комплекса. Специализированный компьютер каждые 10 минут сохраняет звуковой фрагмент на сервере с автоматически сгенерированным именем - временем начала фрагмента, запуская одновременно процесс записи следующего фрагмента с перекрытием.
    АРМ оператора-стенoграфистки предназначен для первичной подготовки стенограммы и построен на базе персональной ЭВМ с установленным специальным программным обеспечением и укомплектованной дополнительным оборудованием, позволяющим оператору прослушивать запись и осуществлять набор текста стенограммы на белорусском или русском языках. После завершения ввода текстовых фрагментов выполняется функция их обработки и создания оригинал-макета стенографического отчета заседания.
    Разработанный в Управлении информационных технологий комплекс программ бухгалтерского учета позволяет осуществлять расчет заработной платы депутатам и сотрудникам Секретариата Палаты представителей, вести учет материальных ценностей и быстроизнашивающихся материалов на складах, производить расчет с подотчетными лицами с учетом специфики командировок депутатов в округа и за границу.
    Система подготовки текстов законодательных актов (АРМ Создание документа ) реализована на базе локальной вычислительной сети и типовых программных средств Microsoft Office и позволяет создавать и обрабатывать документы, используя специально разработанные шаблоны и стилевое оформление.
     Шаблоны (свыше 50) представляют собой унифицированные формы юридических конструкций проектов законов, постановлений Палаты представителей и т.д. и содержат установленные для соответствующего документа реквизиты (название, преамбула, дата и номер принятия, грифы утверждения и др.), параметры страниц, шрифт, межстрочные интервалы, стилевое оформление и пр.
     Информационные ресурсы Палаты представителей составляют базы данных, электронные справочники, архивы и т.д.
            Наиболее полно представлена нормативно-правовая информация, включающая как совокупность баз данных по законодательству, так и внутрипарламентские базы данных, содержащие сведения о документах, разрабатываемых и принимаемых Палатой представителей, стенографические материалы о ходе обсуждения законопроектов в комиссиях, на заседаниях Палаты представителей, сведения о депутатах и др.:
БД постановлений;
БД распоряжений Председателя Палаты представителей и Начальника Секретариата;
БД стенограмм заседаний Палаты представителей и Совета Палаты представителей;
БД текстов законопроектов и т.д.
   Базы данных по законодательству представлены эталонным банком данных правовой информации Республики Беларусь ЭТАЛОН-WIN Национального центра правовой информации при Президенте Республики Беларусь (НЦПИ), включающим банки данных Законодательство Республики Беларусь , Международные договоры , Решения органов местного управления , компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь, банк данных Распоряжения Президента и Главы Администрации Президента Республики Беларусь , банк данных Распоряжения Правительства и Премьер-министра Республики Беларусь , Судебная практика , банк данных Законодательство Российской Федерации , и справочными правовыми системами АО КонсультантПлюс - Законодательство Республики Беларусь, Законодательство Российской Федерации, Комментарии законодательства, Законопроекты, Международные правовые акты.
    Значительное внимание в Палате представителей уделяется проблеме совместного использования и взаимного обмена информационными ресурсами со странами, входящими в СНГ. С этой целью в Палате представителей установлена интегрированная БД ДОКУМЕНТ - СНГ , мета-база законодательных актов государств, являющихся членами МПА.
          Особая роль в информационно-справочном обеспечении Палаты представителей отводится Президентской библиотеке Республики Беларусь. На локальных станциях депутатов и сотрудников Секретариата установлена система поиска в электронных каталогах и картотеках Библиотечной информационной системы ALBELA. В перспективе планируется дополнить ее системой удаленного электронного заказа и доставки документов.
          С 1 января 2004 года запущена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система управления документооборотом Национального Собрания Республики Беларусь. Система построена на базе современных информационных технологий клиент-сервер/Intranet/Intemet и обеспечивает многопользовательский доступ к информации, а также разграничение прав на использование ресурсов системы. Каждая из систем Палаты представителей и Совета Республики будет иметь собственную базу данных и обмениваться данными при помощи электронной почты.
    Автоматизированная система управления документооборотом Национального Собрания Республики Беларусь объединяет подсистемы:
документального обеспечения управления (ДОУ);
"Законодательный акт" (ЗА).
           Дополнительно  планируется создание подсистем:
"Обращения граждан";
поддержки проведения заседаний;
учета персонала;
"Архив".
          Подсистема ДОУ предназначена для автоматизации учета и контроля исполнения входящих, исходящих и внутренних документов в рамках автоматизированной системы управления документооборотом Национального собрания Республики Беларусь. Для каждого типа документов построены модели регистрационных карточек, определена технология ввода информации, получения выходных форм в виде реестров, справок, отчетов. Выработаны технологии движения карточек между подразделениями, списания их в дело и т.д.
     Обеспечить эффективное управление движением законопроектов на всех стадиях их подготовки и рассмотрения позволит использование подсистемы Законодательный акт .
          Подсистема создает условия для целенаправленной совместной работы над законопроектами в Постоянных комиссиях Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и  обеспечивает решение таких задач, как:
ускорение подготовки нормативных правовых актов;
получение полной информации о прохождении законопроектов по стадиям законодательного процесса;
получение статистических данных о качестве законопроектной деятельности для принятия управленческих решений;
введение единых правил и повышение эффективности работы по подготовке нормативных правовых актов в государственных учреждениях и органах государственного управления, занимающихся законотворческой деятельностью.
     Для реализации этих задач в подсистеме разработаны регистрационные карточки различных видов для вопросов, рассматриваемых на заседаниях Палаты представителей, для каждого из этапов рассмотрения законопроекта. Реализована возможность автоматического формирования Повестки дня на заданную дату, другой учетной и статистической информации о ходе и результатах законодательной  деятельности Палаты представителей.
     В последнее время при создании корпоративных информационных систем все большее распространение находят технологии и средства Интернет.
            Следует отметить, что использование электронной почты для обеспечения деятельности депутатов бывшего Верховного Совета БССР началось с 1993 года. Сегодня система электронной почты является эффективным средством оперативного обмена информацией депутатов и сотрудников Секретариата Палаты представителей.
            С 2003 года начаты работы по созданию Web-сайта Палаты представителей. При его разработке сотрудниками Управления информационных технологий был проведен анализ состава, содержания и дизайна парламентских сайтов различных стран, что позволило определить структуру сайта, выработать принципы и технологию его администрирования, определить используемые программные и технические средства.
           Web-сайт Палаты представителей включает Интранет-сайт и Интернет-сайт.
            Интранет-сайт создает эффективную локальную информационную среду для депутатов Палаты представителей и специалистов Секретариата.
           Интернет-сайт () строится на основе внутреннего сайта и позволяет выполнить функции информационного освещения деятельности Палаты представителей для широкой интернет-общественности.
            Кроме этого, реализованы функции поиска по сайту, системы голосований, рассылки, при необходимости возможно обсуждение различных проблем на форуме сайта.
            Кадровый ресурс   является самым важным  элементом,  выполняющим  функции  
информационно-аналитического обеспечения  Палаты представителей   Национального
собрания Республики Беларусь. Сегодня в составе Управления информационных технологий - отдел компьютерных технологий; отдел информационно-технологических систем; отдел автоматизированной подготовки документов (включает копировально-множительное бюро и электронное и машинописное бюро).
    Среди задач, решаемых Управлением:
информационно-технологическое обеспечение работы Палаты представителей и Секретариата;
организация и обеспечение технологического обслуживания заседаний Палаты представителей, ее Совета и других мероприятий;
автоматизация законотворческих и делопроизводственных процессов в Секретариате;
создание и развитие компьютерных сетей (подсетей) Палаты представителей и проблемно-ориентированных информационно-поисковых систем;
обеспечение работы электронной почты Палаты представителей, налаживание и развитие коммуникационных связей по обмену информацией с парламентами других стран, министерствами, ведомствами и организациями республики;
организация и проведение учебных мероприятий с депутатами Палаты представителей и сотрудниками Секретариата по приобретению навыков работы с компьютерной, аудио- и видеотехникой, средствами связи и другой оргтехникой и др.
    Основной задачей Отдела аналитической работы является информационно-аналитическое обеспечение деятельности комиссий и депутатов Палаты представителей по следующим направлениям:
обобщение практики деятельности постоянных комиссий Палаты представителей по подготовке законопроектов к рассмотрению и представление аналитических справок по блокам законопроектов на основании запросов и распоряжений руководства Палаты представителей и Секретариата Палаты представителей;
подготовка оперативной аналитической информации о деятельности Палаты представителей;
подготовка информационно-аналитических материалов и предложений по наиболее актуальным проблемам планирования деятельности Палаты представителей, повышению эффективности ее работы в связи с осуществлением депутатами Палаты представителей своих полномочий на профессиональной основе, а также обобщение практики работы постоянных комиссий, иных органов Палаты представителей;
подготовка и выпуск информационно-аналитического бюллетеня Палаты представителей по итогам ее работы за период сессий и др.             
        Работа пресс-центра Палаты представителей, взаимодействие со средствами массовой информации, подготовка информационных сообщений и систематизация материалов республиканских и зарубежных СМИ о деятельности Палаты представителей, организация и проведение пресс-конференций и брифингов для оперативного освещения СМИ важнейших событий в жизни Палаты представителей - круг вопросов, решаемых отделом по работе со средствами массовой информации.
           Перечисленные подразделения Секретариата в целом выполняют функции информационно-аналитического обеспечения Палаты представителей.
  Вместе с тем, дальнейшее развитие процессов информатизации требует постоянного совершенствования и развития системы информационно-аналитической поддержки Палаты представителей для обеспечения оперативности, качества, эффективности принимаемых решений.
     С этой целью в настоящее время ведутся работы по разработке и совершенствованию (модернизации) целого комплекса систем:
Развитие и совершенствование WEB (Интранет и Интернет) сайта Палаты представителей;
Создание эффективной системы информирования общественности о деятельности депутатов, интеграция с Республиканской программой Электронная Беларусь , компьютерной сетью органов государственной власти, Национальным правовым порталом www.zakon.by;
WEB-трансляция заседаний;
Создание эффективной системы безопасности информационной сети Палаты представителей;
Внедрение современных технических средств высокоскоростного обмена для различных типов данных (аудио, видео);
Использование современных речевых технологий.